Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право оперативного управления

II. Понятие права государственной собственности. Объекты и субъекты права государственной собственности

На основании ст. 214 ГК РФ и ст. 230 ГК ПМР, государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Правом собственности в этом случае является право владения, пользования и распоряжения государством, в том числе через предприятия и учреждения, этим имуществом.

Субъекты права государственной собственности:

а) в РФ субъектами государственной собственности являются: государство в целом, т.е. Федерация и, входящие в её состав республики, края, области и т.д.

б) вПМР субъектом государственной собственности является Приднестровская Молдавская Республика в целом.

От имени этих государственно-публичных образований в имущественном обороте выступают:

· Органы государственной власти, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

· Юридические лица (на основании ст. 113; 114 ГК РФ и ст. 122 и 123 ГК ПМР - унитарные предприятия), на основании ст. 115 ГК РФ и ст. 124 ГК ПМР - казенное предприятие; на основании ст. 120 и 296 ГК РФ и ст. 130; 316 ГК ПМР - учреждения; на основании ст. 118 ГК РФ и ст. 128 ГК ПМР - фонды; и др. юридические лица, предусмотренные законом.

· Физические лица в случаях, предусмотренных законом на основании административного акта.

Объекты права государственной

На основании Гражданского законодательства РФ и ГК ПМР, объекты гражданских прав подразделяются на:

1. свободно находящиеся в гражданском обороте;

2. ограниченные в гражданском обороте;

3. изъятые из гражданского оборота.

В связи с этим, к государственной форме собственности можно отнести все объекты собственности. Что касается субъекта, обладающего правомочиями собственника на все вышеперечисленные объекты, то им могут быть лишь один субъект - это в России сама РФ, а в Приднестровье - само государство ПМР.

Что касается объектов, ограниченных в обороте и свободно находящихся в гражданском обороте, то в РФ субъектами права собственности могут быть входящие в состав России, края, области и др. образования.

Согласно ст. 5 Конституции ПМР, земля недра, воды, леса, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находится в пожизненном пользовании граждан с правом наследия, при этом их предельные размеры и порядок использования определяется законом. Что касается ст. 230 ГК ПИР, то в целом эта статья соответствует статье Конституции, кроме (на наш взгляд) части второй ст. 5 Конституции, где говорится о пожизненном пользовании. Но не может быть пожизненного пользования без пожизненного владения.

В РФ природные ресурсы принадлежат не только федерации в целом, но и к субъектам РФ.

 

III. Содержание права государственной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право государственной собственности, как право собственности вообще, принадлежит той или иной социальной общности людей или народа в целом. Каждый член общества имеет разные правовые состояния по отношению к этой собственности. Т.е. с одной стороны он находится в состоянии принадлежности к тем или иным социальным общностям, к которым они принадлежат. С другой стороны, каждый член общества выступает в качестве оборонного лица, причем независимо принадлежит эта собственность к этим общностям или нет.

Право хозяйственного ведения. По мере развития рыночных отношений, роль права хозяйственного ведения резко ограничена в связи с переходом целого ряда предприятий в частную собственность. В ПМР этот процесс пока приостановлен. Если раньше право полного хозяйственного ведения предоставляло большие полномочия несобственнику, то право хозяйственного ведения таких правомочий несобственнику не предоставляет, тем самым оставляя большие правомочия собственнику. В настоящее время, право хозяйственного ведения не предоставляет право несобственнику полного распоряжения недвижимостью. Вместе с тем, н есобственник полностью отвечает по своим обязательствам. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных законом. Имущество, не относящееся к недвижимому, может быть использовано предприятием по своему усмотрению, в том числе, и для создания юридического лица, придав ему статус другого унитарного предприятия. В данном случае, материнское предприятие несёт субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего, при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана материнским.

Право оперативного управления

При праве оперативного управления, согласно ГК РФ и ГК ПМР, субъектами права оперативного управления являются казённые предприятия, а также учреждения.

Коренное предприятие может быть создано по решению правительства. Казенное предприятие осуществляет оперативное управление имуществом, собственником которого является лишь само государство. Собственнику в этом случае, предоставляется право изъять излишнее неиспользуемое или недостаточно используемое, или использованное не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению.

Казенные предприятия без согласия собственника не в праве распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом.

Производимая коренным предприятием продукция, реализуется этим предприятием самостоятельно. Прибыль от реализованной продукции, выполнения работ и оказания услуг, на основе представленных коренному предприятию правомочий, направляется на выполнение плана заказа, плана развития предприятия, а также на другие производственные цели. Оставшаяся прибыль подлежит перечислению в бюджет.

Ответственность казенного предприятия распространяется на обязательства по закрепленному за ним имуществу, но не распространяется на обязательства собственника имущества. Однако, в случае недостачи имущества при выполнении своих обязательств, предприятие несёт ответственность, но уже субсидиарную, совместно с Федерацией (с ПМР).

Что касается учреждений, то право оперативного управления здесь уже, чем право оперативного управления казенных предприятий. Они не в праве отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Учреждения отвечает только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если этих средств недостаточно, то субсидиарную ответственность вместе с ним несет собственник. Закон допускает предоставление права учреждению заниматься деятельностью, приносящей доходы. Полученные доходы и приобретенные вещи или иное имущество может подлежать самостоятельному распоряжению по усмотрению учреждения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...