Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Проблемы с сеткой





Конечно, вы не сможете с одного раза запомнить всю сетку, и, вероятней всего, у вас будут проблемы. Но это только должно подстегнуть вас. Самое главное то, что приведенные здесь ассоциации - это не догма. Если вы измените только половину из них на свои, про которые можно сказать: "своя рубашка ближе к делу" - это лишь начало. Не стесняйтесь придумывать глупые ассоциации. Важно, чтобы расстояние в логической цепочке от числа до образа было как можно меньше. Посмотрим на 39. Сначала тридевятое царство, потом король, и только потом уже корона. Может быть, это слишком долго?
Пытайтесь создавать ассоциации, более подходящие по звуковому прочтению числа. Наш мозг сделан так, что у нормальных людей, обучавшихся в школе, первое, что возникнет на слуху - это звуковое соответствие. Например, число 48 сразу же услышится как "со восемь". Некоторые мои знакомые представляют здесь ассоциацию "сова", хотя 4 это "ч" или "к". Самые большие проблемы возникают с девяткой. Конечно, вы сможете запомнить букву "м" от слова "много", но на это все время надо будет тратить какие-то дополнительные доли секунд. Отсюда пошли ассоциации типа 99 - "ДеДек" (детектив) - "пистолет", и 97 "ДеСеметр" - "линейка". Делайте, что хотите, представляйте, что хотите, только чтобы это было как можно быстрее и прочнее.
Особое внимание уделите похожим словам. Тут две трудности: схожие по создаваемости ассоциаций и по внешнему виду. Например, можно спутать 44 и 48. Кофе очень похоже на какао (не для специалиста) и 48 может получиться, как "шоколад", в котором есть кофеин, а 44 - кофемолка которая мелет какао. Здесь спасают многочисленные повторения и зубрежки. Или вообще создайте другие ассоциации. Для того же, чтобы избежать проблем с совпадением по внешнему виду, когда "фуфайка" превращается в "тулуп" из каракуля, надо пытаться конкретизировать образы яркими особенностями. Кроме того, обе эти проблемы решаются с помощью тщательного составления сетки. Ваши слова должны быть как можно более конкретными и как можно более различными.
Мне недавно попалась на глаза книга Самвела Гарибяна. Я к нему отношусь с уважением, но посмотрите, какие ассоциации он предлагает: 2 - утка; 20 - утка на озере; 22 - два веселых гуся; 23 - царь-лебедь; 26 - старушка на лебеде(?); 28 - лебедь в очках(??); 72 - утка в кепке(???). Из ста ассоциаций семь на тему водоплавающих. А зачем тогда весь сыр-бор? Ведь идея в том, чтобы создать как можно больше различных образов которые не будут сливаться у вас в мозгу. А как отличить "утку в кепке" от "гуся в кепке", или "лебедя в кепке"? А зачем вообще двойные ассоциации для двузначного числа? Например, 94 - это бегемот на шкафу (боится укола)! Почему бы тогда не сделать 92 - бегемот на утке, а 29 - утка на бегемоте, и так далее... Смотрите сами, вам выбирать. Но я бы рекомендовал вам попытаться составить список из 100 (или чуть больше, про запас) наиболее различных друг к другу символов, которые можно мысленно потрогать руками, и визуально представить, и, потом уже, назначить им числа от 0 до 99. Вот это будет сетка.
Вспомните карточки, о которых было рассказано в предыдущей статье. Сделайте себе такие же с числами. Это очень хороший метод, хотя есть и другие. Ведь числа вокруг нас встречаются довольно часто. Это и номера домов, и номера на машинах. Тренируйтесь всегда и везде. По пути на работу и во время прогулки. Заставляйте себя как можно быстрее вспоминать соответствия номерам проезжающих машин. Сначала заставляйте себя во время наблюдения за машиной вспоминать соответствия первым двум и последним двум цифрам. Со временем делайте из четырехзначного числа три пары - 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 цифры. Еще больше напрактиковавшись, добавляйте те же числа в обратном порядке. И все это старайтесь сделать за время, пока машина проходит мимо вас.
А теперь самое главное в этой книге. Если вы когда-нибудь захотите стать настоящим специалистом в данной области, то вы должны забыть мнемонику. Все созданные вами образы должны перейти из логической памяти в прямую. Смотря на двузначное число, вы не должны вспоминать ассоциацию, как я вас учил до этого, а сразу же представлять образ. Это тяжелая работа, но ее необходимо сделать. Только практика поможет вам, и больше ничего. Тренируйтесь и тренируйтесь. Повторяйте и повторяйте. Месяц, два, три... Столько, сколько надо.
Забудьте всю ту ерунду, которую я писал про цистерну и кружку, пытаясь популярно объяснить вам, что такое память. Все это чушь. Все это было написано для того, чтобы вы поверили мне, и, стали читать дальше. Это был известный рекламный трюк. Посмотрите псевдонаучную рекламу про "блендамед с флуористатом" и "кислотный уровень pH - 5,5". Все это чушь. Известный факт: когда дураку показываешь, что ты веришь в его интеллектуальные возможности, он тебя любит, а если любит, то покупает твою продукцию. Наш мозг гораздо сложнее, чем все то, что вы можете прочитать даже в десяти подобных книжках, а мне надо было обмануть вас за несколько минут. Я это сделал, в чем и сознаюсь. Гораздо хуже те люди, которые продолжают верить в то, что пишут. Самвел Гарибян верит, что он "развивает зрительную память", а не преподает мнемонику. Кое-кто называет это "развитием детского эйдетизма у взрослых". Все они ругают мнемонику и я сделаю тоже самое - забудьте ее и натренируйте свою память многократными тренировками так, чтобы на каждое двузначное число у вас всплывал в памяти четкий образ.

Глава 12. Карточный домик


Было бы упущением не рассказать, чем отличается метод Доминика О'Брайена от вышеизложенного. Дело в том, что он левша. Его мозг работает несколько иначе чем у меня. Я не знаю, сможете ли вы применять его методику, но хотя бы знать о ней стоит. Однако, упаси вас боже верить в ту ерунду, которую пишут о нем в газетах. Там реклама. Правда здесь.
О'Брайен использует для запоминания чисел образы известных ему людей! Каждому двузначному числу он дал в соответствие какую-либо личность и ее характерное действие. То есть, у него два соответствия: человек и глагол. Например, "06" - это Омар Шариф, который любит играть в бридж (это знают все почитатели актера), а "53" - Эрик Клэптон, который играет на гитаре. При запоминании больших чисел чередуется использование то персоны, то действия. Если надо запомнить 0653 - О'Брайен представляет себе Омара Шарифа, который играет на гитаре. Если среди вас есть желающие, то можете попробовать. По крайней мере, вреда вам это не принесет.
Почему Доминик предпочитает запоминать личности? Современная психология говорит, что запоминание лиц у нас происходит по другому, чем все остальное. В 1969 году были проведены опыты, в которых давались фотографии известных людей в перевернутом виде, и это резко ухудшало их распознавание, чего не наблюдалось с фотографиями известных архитектурных сооружений. В 1974 Боуер и Кэрлин проводили опыты по запоминанию лиц на фотографиях и выяснили, что если субъект испытаний просят предварительно оценивать предлагаемую личность по таким параметрам, как доброжелательность и порядочность, то запоминание улучшается. Они пришли к выводу, что лица мы запоминаем на глубоком семантическом уровне. (Ну что, опять поверили, что я пишу по научному?).
Но, главная любовь Доминика, с которой все и началось, - это карты. Он составил себе сетку из 52-х личностей и их 52-х действий для целой колоды. Начальным толчком к этому послужил фильм "Человек дождя" с Дастином Хофманом. Посмотрев его, он заболел темой. Вскоре по телевизору был показан Крейтон Карвелло, который за 2 минуты 59 секунд запомнил всю колоду. Это окончательно добило О'Брайена. Ведь он видел, что Карвелло не больной, а нормальный человек, а это значит, что этому можно научиться. И пошли тренировки до полуночи. Три месяца О'Брайен не расставался с картами. Первую колоду он запомнил через два дня. На это ушло 26 минут и было допущено 11 ошибок. Но появилась уверенность, что запомнить можно. Он усилил нажим. После каждого запоминания Доминик записывал время, количество ошибок и то, что по его мнению замедлило работу. После анализа шла следующая колода.
Он систематизировал образы и упорядочивал фон. Большие проблемы были с восьмеркой бубен. Сначала он представлял ее как облачко, потом как белого голубка, потом как воздушный шар с нагретым воздухом, а окончательно карта стала Ричардом Брансоном (который управлял этим шаром). В конце концов, все карты стали персонами, и дело пошло быстрее. Все черви, для удобства, он стал ассоциировать с сексуальными символами, трефы - с агрессивными, бубны (по английски бриллианты) - с богачами, а пики - с брюнетами. Если вы захотите повторить его подвиг - вас, вероятнее всего, ожидает что-то вроде этого. Какие-то карты вы запомните сразу и легко, а к каким-то долго и мучительно будете подбирать ассоциации. Я лично рекомендую вам разбить весь процесс на части. Как известно, в России есть свой стандарт - 36 карт. Попробуйте сначала разобраться с ними. Это проще. И не пытайтесь сразу же запоминать последовательности. Для начала попытайтесь просто вспоминать их без запинок, перебирая карты в руках. И уже только после этого, начинайте придумывать путешествия по многократному фону, с устоявшимися в мозгу образами карт и четкими loci. Так проще.
После того, как Доминик придумал все соответствия на уровне ассоциаций, он начал переводить их из логической памяти в простую. Настоящая скорость появляется только тогда, когда глядя на карту, вы сразу же представляете личность, без дополнительной работы мозга. Через три месяца упорнейших тренировок Доминик дошел до трех минут, а затем начал бить рекорды. В 1991 году, на первом МЕМОРИАДЕ, он стал чемпионом, обогнав самого Карвелло. Последний установленный рекорд Доминика в запоминании 52 листов перетасованной колоды карт - 43,59 секунды, а рекорд максимальности - 40 колод (2080 карт, шесть часов на запоминание!).
Так О'Брайен превратился из простого человека, который с трудом сдавал экзамены, в автора бестселлеров и чемпиона мира. Во время телевизионных шоу, куда его часто приглашают для демонстрации интеллектуальных возможностей, его теперь называют не иначе, как Мистер Память.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...