Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что дает нам образная память?




МНЕМОНИКА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 1

В В Е Д Е Н И Е. 2

1. Что такое образная память?. 2

2. Что дает нам образная память?. 2

М Е Т О Д И К А О Б У Ч Е Н И Я. 3

Тестирование памяти. 3

Р А З Д Е Л I. Развитие зрительного воображения. 4

Р А З Д Е Л II. Развитие тактильного воображения. 8

Р А З Д Е Л III. Развитие слухового воображения. 10

Р А З Д Е Л IV. Развитие вкусового воображения. 11

Р А З Д Е Л V. Развитие обонятельного воображения. 11

Р А З Д Е Л VI. Запоминание цифровой информации. 12

Р А З Д Е Л VII. Запоминание текстовой информации. 14

Р А З Д Е Л VIII. Совершенствование. 15

Р А З Д Е Л IХ. Развитие непроизвольных навыков запоминания. 15

Р А З Д Е Л Х. 16

Р А З Д Е Л XI. Сброс внутренних зажимов. 17

Р А З Д Е Л XII. Запоминание иностранных слов. 18

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

У Вас появилось желание развить свои творческие возмож­ности, память, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей, ясной, возникает ощуще­ние, будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект дости­гается за счет уменьшения "мозговых шумов", то есть бес­порядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум.

Методика занятий - "игр" проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1-й. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2-й. Идти по программе, осваивая упражнения до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исхо­дя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3-й. Начинайте занятия прямо с раздела "Запоминание иностранных слов", параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный резуль­тат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показыва­ют результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику(запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способ­ности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно чем старше че­ловек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

В В Е Д Е Н И Е.

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От сос­тояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вку­са, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышле­ние, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережито­го человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе ес­тественного отбора у человека развилась образная память. Те­перь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну допустим, - скажут скептики, -хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в че­ловеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь." Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глу­бин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом -подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемо­нисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попада­ет в заколдованный круг. Чтобы улучшать память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой ин­формацией - большей частью ненужной - и возможность запоми­нать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполез­ные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сна­чала человек воспринимает безразлично что(события, цифры, бук­вы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняют­ся столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление сво­бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод­но: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы пе­ред глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, анг­лийский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Что дает нам образная память?

Ни для кого не секрет, что любой разговор на бытовую тему может длиться бесконечно. Любой научный - уже через пятнад­цать минут упирается в тупик усталого внимания. Поэтому первые ведутся где угодно, когда угодно, о чем угодно. Для вторых организуются специальные семинары, симпозиумы, съезды. Определенный круг слов и понятий объединяется вокруг опреде­ленной сферы профессиональной деятельности - относительно замкнутой части реального мира. Для того, чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восстановить разрушенное школой детское целостное, яркое, образное восприя­тие мира. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери инте­реса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко имену­емого "Педагогической программой подготовки к жизни". Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: детское восприятие возвращается.

Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет об­раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти­хи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естест­венно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не­контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памя­ти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощуще­ния, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет прин­цип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.

Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься нес­колькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разру­шить которую почти невозможно, так как она исходит из интере­сов и профессиональных знаний самого человека и уже неотдели­ма от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениаль­ности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.

Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. Мож­но и больше. Это зависит от желания.

М Е Т О Д И К А О Б У Ч Е Н И Я.

В чем же принцип, суть методики? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу­шарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны делать наши де­ти.

Тестирование памяти.

Для того, чтобы контролировать свой рост, необходимо пе­риодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10 - 15 секунд. Например:

дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка, сова, самолет, де­рево, балкон, море, свет, поворот.

Воспроизведите эти слова в том же порядке. В случае, если слово "выпало" - одна ошибка, стоит не на месте - 0, 5 ошибки.

ТЕСТ 2. Аналогично, только с цифрами:

1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Оценку производить по следующей шкале:

Не вижу - 0

Еле заметные черты, которые быстро исчезают - 1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый - 2

Устойчивый черно-белый образ - 3

Устойчивый цветной образ - 4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами - 5

Можете изменить его цвет, форму и т.д. - 6

Для перехода к следующему разделу занятий желательно иметь шестой уровень по данной шкале.

Р А З Д Е Л I.
Развитие зрительного воображения.

Упражнение 1. 1.
Тренировка ритма внимания.

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть толь­ко на кисть (можно моргать). Если внимание пытается "уйти", постарайтесь его вернуть.

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а "носится" в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого ре­зультата. Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состо­яние легкости и свободы.

Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд, пос­тепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны зани­маться этим упражнением 10 минут. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Уп­ражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет сос­тавлять особого труда.

Упражнение 1. 2.
Запечатление - стирание.

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотогра­фировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 се­кунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь вы­дыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатле­ния-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите но­вые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь це­лый день по нескольку минут маленькими отрывками. Не назна­чайте себе твердого, конкретного времени дня, не откладывай­те удовольствие. Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово­дите до 50 раз. Ваша задача - научиться по желанию "повто­рять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем: в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".

Упражнение 1. 3.
Запечатление - удержание.

В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голо­ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем зак­ройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству­ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-друго­му, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения: проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения. Когда Вы четко научились видеть запечат­ленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.

В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб­ражения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда полу­чится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффек­тивность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1. 4.
Остановись, мгновенье.

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражнять­ся. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на карти­ну перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан под­робнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при жела­нии, их воспроизводить. Например: художник, поэт, компози­тор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения.

Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". При­чем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны ис­чезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение от­дыха и свежести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов", которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1. 5.
Мгновенное фото.

Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д., закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захоти­те. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, пе­реходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото', видеть (и отвернувшись) на любом фоне за­поминаемую картину.

Упражнение 1. 6.
Живая фотография.

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас по­лучилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавли­вать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи­вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

Упражнение 1. 7.
Манипуляция 'фотографией'.

Аналогично как в упражнении 1. 5. Только теперь задача ус­ложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему жела­нию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее оп­ределенном направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Упражнение 1. 8.
Фигуры.

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выклады­ваете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу­ру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности за­поминаете разноцветные спички или палочки(количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 1. 9.
Умение видеть главное и особенности.

Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша зада­ча - выкладывать из спичек ассоциации, которые они у Вас вызыва­ют. (Hапример, трактор может вызвать ассоциации, соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р'). Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ва­ша задача после того, как закончили диктовать слова по сос­тавленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается ко­личество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае, если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

Упражнение 1. 10.
Обработка состояния 'пустоты' в голове и яркости воображения.

Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать при­ятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая, сколько это будет воз­можно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуе­те, что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения пред­мета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у че­ловека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень. За счет этого 'шума' человек ус­тает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.

Упражнение 1. 11.
Запоминание слов.

Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интерва­ла между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличе­ния числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходи­мо довести до 2000. Опыт показывает - такой способ дает хоро­шие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д.

Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог получен­ным навыкам и знаниям:

1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении.

2. Они должны быть в движении.

3. связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе 'похожести'.

Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тет­радь, носки, воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко­торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда отк­рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дож­дя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае­тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп­ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща­ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто­рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи­чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела.

Упражнение 1. 12.
Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взле­теть, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина­нии определяется присутствием в образе большего обьема перво­го слова.

Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные. Идеальный вариант - это синтез всех приемов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания - уме­ния - навыков) нужно связывать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Дове­дите их до 100 пар и только после этого переходите к следую­щему упражнению.

Упражнение 1. 13.
Оживление
(метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те­перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупраж­нявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме­там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего "оживить" Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно предс­тавлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме­тами.

Упражнение 1. 14.
Взаимодействие с образами
(метод запоминания).

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс­тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс­каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото­вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, ка­ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек­ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

Упражнение 1. 15.
"Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинако­вый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощуще­ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. До­ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двига­ли слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоми­нания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страни­цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Та­ким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки уме­ния (знание - умение - навык).

Упражнение 1. 16.
Метод Цицерона.

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расс­тавляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминае­мую информацию.

Правила запоминания:

а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

Р А З Д Е Л II.
Развитие тактильного воображения.

Синхронизация тактильных ощущений со зрительным восприятием образов.

Не забывайте, что переходить от одного упражнения к другому можно в случае, если Вы достигли требуемых результа­тов. В противном случае возможны сбои.

Представьте с закрытыми глазами, что на кисть руки са­диться божья коровка и ползет к сгибу локтя по обнаженной руке или что-либо в этом роде.

ТЕСТ тактильных ощущений.

Ощущений нет - 0

Еле заметные - 1

Четкие но неустойчивые - 2

Четкие и устойчивые - 3

Четкие, устойчивые, их можно изменить - 4

С открытыми глазами видите четкие, устойчивые образы, которые можете изменить - 5

Для перехода к третьему разделу необходимо достичь пятого уровня развития.

Упражнение 2. 1.
Движение.

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте "пустоту" в голове, проведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощущения. Повторяйте до тех пор, пока не достигните четвертого уровня. Помогайте себе представлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

Упражнение 2. 2.
Прикосновение.

Приведите себя в привычное состояние безмыслия и расслаб­ленности, положите левую руку ладонью вверх. Правой рукой возьмите предмет и положите его на ладонь левой руки. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые исходят от предмета, характере давления на руку, уберите его и попытайтесь с закрытыми глазами восстановить ощущения в руке до четвертого уровня, помогая себе зрительным представлением предмета. Та­ким образом надо "пропустить" через ощущения 20-30 различных предметов, проработав все части тела.

Упражнение 2. 3
Письмо.

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние безмыслия. Попросите, чтобы Вам кисточкой на теле "писали" пе­чатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс). Когда Вы сможете без труда читать буквы, переходите к слогам, затем к словам, словосочетаниям, предложениям и текстам. Причем, Вы долж­ны не только "прочитать" букву, но и вызвать устойчивое ощуще­ние, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и второго упражнения.

Довести ощущения до пятого уровня. Учтите, что кроме четких ощущений, Вы должны чувствовать весь текст на теле.

Упражнение 2. 4
Простукивание.

Возьмите линейку (или другой предмет) и мягко ударяйте себя по плечам, рукам и т.д., стараясь как можно быстрее и чет­че восстановить ощущения после прикосновения линейкой. Довести ощущения до пятого уровня. Постарайтесь натренироваться до уровня, когда ощущения будут повторяться мгновенно по Вашему желанию. За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень, вата, игла и т.д.).

Упражнение 2. 5
Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.

Приготовьте 30 дощечек размером 100х200мм и следующие ма­териалы: клеенка, вата, мягкая материя, жесткая, пшено, го­рох, спички и т.д. Наклейте один-два слоя на каждую дощеч­ку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте глаза, положите одну руку на дощечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна дощечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами.

Ваша задача - воспроизвести слово, закрыть глаза и разло­жить дощечки по порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете воспроизводить в воображении. Тре­нируйтесь таким образом полтора-два часа в день в течении од­ной-двух недель. Показателем того, что Вы достигли научного ре­зультата будет - называя слово, Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознанно) ощущаете прикосно­вение к телу дощечки, соответствующей этому слову. Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, приклады­вая дощечки на солнечное сплетение и т.д.

Необходимо проработать все тело. В течение указанного вре­мени рекомендуется запоминать информацию с помощью доще­чек, вызывая тактильные ощущения и вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощечками (запоминайте таким образом открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете указанного результата возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то есть стараясь ярко видеть и подключать однов­ременно тактильные ощущения, четко чувствовать всем телом од­новременно), проработайте все упражнения от начала до кон­ца, проецируя требования, предъявляемые к образам на тактильные ощущения.

Упражнение 2. 6
Изменение тактильных ощущений.

Прикоснитесь ладонью к деревянной дощечке (на ней ничего не наклеено), уберите ладонь, припомните ощущение и распростра­ните его на все тело. Удерживайте его в течение 30-40 ми­нут. Когда почувствуете, что его удерживать стало сложно, представьте и почувствуйте на теле участок, к которому прикоснулись ватой. Возник очаг "мягкости". Теперь, когда тяже­ло держать ощущение "дерева" и возник "очаг мягкости", предс­тавьте что он начал распространяться и "захватил" все тело. Представьте "мягкость" как тетиву и отпустите ее.

Р А З Д Е Л III.
Развитие слухового воображения.

Упражнение 3. 1

Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактиль­ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар). Не торопитесь, ес­ли звук вызвать в воображении не удалось: обычно звук возни­кает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствующего мыслеобраза.

Достигнув пятого уровня, выполните все упражнения первого раздела, работая всеми тремя органами чувств одновременно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...