Спонтанность и случайность
Введение Типографика, имеющая техническую основу, неотделима в тоже время и от формообразования. В работе типографа имеются две важные предпосылки: учет существующего опыта и чувство новизны. Самое увлекательное в деятельности типографа — это целенаправленность его труда при ограничении в средствах выражения.
Задача типографики ясна и недвусмысленна: служить передаче письменной информации. Цель: удешевление и ускоренное распространение информации.
Особенности типографики: чувство и понимание рисунка шрифта; соотношение знаков, составляющих слово, строку, полосу набора, понимаемую как единая плоскость в противовес чистой поверхности полей. Разворот как основа структуры книги; единство шрифта; ограничения в применении шрифтов разного рисунка и кегля.
Письмо и печать Возникновение книгопечатания отмечено изданиями, в которых смысл и значение этого большого рывка и новых технологий (печатании подвижными литерами) раскрыты весьма слабо.
Есть основания рассматривать письмо и печать как две различные, несовместимые техники, которые следует четко разделять.
Написанная буква — есть нечто личностное, органическое, уникальное, спонтанное. Печатная литера повторяет себя в точной, неизменной форме.
Функция и форма Типограф сообщает слову зримую форму и сохраняет его для грядущего. Междусловные и междустрочные пробелы, имеющие решающие значения для удобства чтения — факторы формы. Техника, функция и формообразование в типографике — понятие нерасторжимое.
Форма должна строиться в соответствии с целью.
Форма и контрформа Типографские знаки, оттиснутые на белой бумаге, улавливают, усиливают цвет и сообщают ему порядок; они различимы лишь в сопоставлении с незапечатанными участками. Внутрибуквенные пробелы участвуют в построении знака, и художник шрифта должен всечастно соразмерить форму и контрформу.
Плотный набор усиливает белое и акцентирует просветы внутри знаков.
Техника типографики Формообразующий инструмент, а часто и формоноситель (воспринимающий материал, служащий основой) в значительной степени участвуют в оформлении шрифта. В формах шрифта всегда сказывается инструмент.
Отливка литеры в любом количестве с единой матрицы сообщает типографическим знакам характерный, единообразный облик. На типографское изображение значительное влияние оказывают характер бумаги и способ печати.
Типограф должен учитывать характер печати. Техника и формообразование нерасторжимы. Членение Задача типографа — так расчленить, упорядочить и подать массу изданий, чтобы читатель мог отличить то, что его интересует.
Текст книги объемом в сотни страниц должен быть разбит на полосы. Глухая, не расчлененная масса набора без абзацев и концевых строк — признак профессиональной незрелости.
Отбивки, линейки, краски, крупный и жирный шрифт — все служит выделению текстов. Геометрическое, оптическое и органическое Восприятие — зрительное и эстетическое — первично по отношению к геометрической конструкции.
Печатная литера, которую глаз находит «правильной», не может быть построена. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и к более слабому восприятию вертикальных частей. Пропорции Любое средство, которое находится в руках творческой личности имеет свое качество и меру. Типографика ограничена в пространстве двух измерений. На протяжении столетий, от средневековой мистики чисел с системой мер возрождения — до Модулора Корбузье. человек пытался установить определенную систему соизмерения равновеликих предметов.
Даже тончайшая система пропорции чисел не освобождает типографа от принятия решения как один предмет должен соотноситься с другим. Решение о большей или меньшей напряженности отношений, типограф обязан уметь вывести из образа и характера задание, подлежащее решению. Точка, линия, плоскость Клее и Кандинский полагают, что линия происходит из точки.
Клее: «Я начинаю там, где начинается изобразительная форма: из точки, приходящей в движение». Все состоит в движении: точка движется, образуя линию, смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Контрасты Сопоставление двух моментов по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них. Красота и удобочитаемость шрифта зависят от комбинировании контрастных форм: круглых с прямыми, узких с широкими, малых с большими, светлых с жирными.
Запечатанная поверхность должна находиться в напряженном соотношении с незапечатанной, а напряжение — результат контраста. Тональная цветность Типографу порой легче относится к шрифту как к массе серого, оставляя за ним лишь эстетическую и декоративную роль. Произведение печати, в котором эффектно обыграно серое, может в то же время страдать от серьёзных функциональных и формальных изъянов.
Типограф может и должен принять во внимание: различные возможности создания тонального эффекта при помощи линий, типографских украшений и печатных литер. Все формы и знаки напечатаны глубокой чёрной краской, но тонкая линия выглядит как серая, а их множество — как серая плоскость. Цвет Типографский материал — литеры, линейки, украшения — имеет мало общего с цветом. Ведущий цвет в типографике — черный, с богатством оттенков серого. Это черное может соотноситься с яркими цветами, прежде всего — с красным. Сильные цветовые эффекты возможны лишь в крупных и жирных шрифтах; мелкие и светлые шрифты нивелируют цветовой эффект. Красная краска — излюбленный цвет в типографике.
Здесь вновь, как и во всех разделах типографики, следует обратиться к четким пропорциям. Яркий цвет должен находиться в напряженных соотношениях с черным. Красное может доминировать. Однако в малом количестве красное выигрывает в ценности и яркости.
Единство текста и формы Не столько ассортимент имеющихся шрифтов, сколько качество их отдельных начертаний — есть предпосылка, позволяющая типографу удовлетворять многообразным запросам наших дней.
На заре книгопечатания, как для богослужебной, так и для светской литературы, применялся лишь один шрифт, а именно — шрифт той эпохи. Когда переиздаётся книга XVIII века, есть два аргумента против применения в её наборе шрифта той эпохи. Во-первых, новая книга — есть продукт XX века, и должна нести черты издания нашего времени. Во-вторых, не дело типографа интерпретировать литературу на свой лад. В сфере рекламы, напротив, типографу открываются почти неограниченные возможности для личной интерпретации текста.
В рекламе значение содержания одного слова, порой — целого текста должно быть выявлено посредством типографики, поскольку воспринимается публикой в первую очередь оптически, и лишь затем уже — читается. Ритм Типографика обусловлена многими процессами чисто технического характера: отливка шрифта, набор, печать. Работа машины повинуется однообразному такту. В любой, даже самой скромной ручной работе, находит отражение пульсирующее ритмическое движение. В хорошем книжном шрифте чувствуется его рукописная первооснова. Набор литер в слово, строку, полосу представляет новые возможности ритмизации. Междусловные расстояния — есть основа ритмизации слов различной длины и веса. Масса шрифта может быть ритмизирована интерлиньяжем, различной длиной строк и градацией кеглей. Спонтанность и случайность Спонтанные и случайные эффекты находятся, собственно, в противоречии с природой типографики, ибо построение типографической композиции основано на ясности и точных соотношениях частей. Технические, художественные и организационные моменты всего печатного дела рассчитаны и направлены на то, чтобы, по возможности, исключить любые сюрпризы. Новейшее техническое развитие типографики открывает новые возможности спонтанному и случайному началам. Однако и в будущем дисциплина, расчет и объективность пребудут первоосновами типографики.
Комплексное решение Сегодня произведение печати всё реже может оформляться как нечто, существующее само по себе. Проспекты и объявления — как часть рекламного комплекса какой-либо фирмы, книги — как часть серии публикации. Книга оформляется последовательно во всех её частях, включая титульный лист и обложку. Начиная с титульного листа все остальные страницы охватывает единое оформление, регламентирующее применение конкретного шрифта, кегля, шпонов, втяжки, полосу набора, глубину спуска и т. д.
Системное оформление деловых изданий — веление нашего времени. Единый типографический образ фирмы воплощается во всех её изданиях и рекламных публикациях, начиная с бланка для делового письма. Цельность образа фирмы обеспечивает применение следующих типографских элементов: знака, фирменной надписи, цвета, композиции. Вариации Вариации — суть перемена, изменение в противовес постоянству. Вариация предполагает выделение главной линии и искусство возможно, более богатых её трансформаций. Типографу ведомо три способа вариаций: перестройка композиции, замена шрифта или краски при том же тексте. Изменение всех элементов — текста, композиции, шрифта и краски — обязывает следить за тем, чтобы главная тема продолжала узнаваться.
Кинетика Требования Пауля Клее: «Мы хотим не формы, но функции» — сбылось в типографике. Среди отдельных букв лишь немногие представляют статические формы, лишённые движения, — такие как Н, М, Т, но большинство литер построены на движении — Б, С, Е, К и т. д.
В наборе слов из строк даже статические литеры оказываются вовлечены в общее движение — сначала слева направо, затем справа налево и сверху вниз в чередовании строк. Имеется бесчисленное множество путей передачи фаз, движения с помощью типографского материала: нарастание и ослабление эффекта при увеличении и уменьшении размера; эксцентрического и концентрического движения; движение сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, изнутри наружу и обратно, движение по диагонали или под углом и. т. д.
Шрифт и изображение В искусстве восточной Азии шрифт и рисунок сливаются в нерасторжимое целое. Техника кисти в изящных искусствах и применение резца в репродукционной графике — суть формообразующей графики письма и изображения. Западная изобразительная культура не шлет той цельности, и гармоническое согласие здесь достигается с трудом.
Сопряжение наборного шрифта и изображения осуществимо на двух различных основаниях: достижением как можно большей формальной близости шрифта и изображения, либо - контрастным противопоставлением обоих элементов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|