Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подразделения, в которых используются ИТ

ТЕМА 2. Внедрение ИТ

 

Построение портфеля системных проектов ИТ, который создается в условиях постоянно развивающихся технологий — сложная задача. Раньше считалось, что вовле­чение в этот процесс конечного пользователя является ключевым фактором успеха. В настоящее время развитие ИТ нередко приводит к уничтожению рабочих мест пользователей, которые сами же и работали ранее над этими технологиями. Кроме того, внедрение ИТ часто требует от пользователя освоения новых способов эффективного решения задач и, тем самым, повышаются требования к его квалификации.

Как только ИТ начинают применяться на предприятии, сразу же встает воп­рос об адекватном понимании управленческих проблем, связанных с эволюцией ИТ и предприятия. Успешное использование техно­логий часто требует обучения людей радикально новым способам решения интел­лектуальных задач и вызывает изменение информационных потоков.

Этапы внедрения ИТ

Этап 1. Выявление перспективных технологий и принятие решения об инвестициях

На первом этапе выявляются перспективные для предприятия информационные технологии, оцениваются их потенциальные преимущества и возможные риски, принимаются решения об инвестициях в новые ИТ, назначаются лидеры, обеспечивающие разработку ИТ, формируются системы управления пилотными проектами.

Этап 2. Технологическое обучение и адаптация

Цель, которая ставится на втором этапе, состоит в проведении экспериментов с новыми технологиями, что осуществляется посредством серии пилотных проектов. Основная задача эксперимента состоит в выработке представлений о том, как можно использовать новые технологии и как убедить пользователя применять их. Часто результаты второго этапа дают новый взгляд на проблему, существенно отличающийся от того, который выработали эксперты на первом этапе.

Протяженность этого этапа широко варьируется в зависимости от типа технологии, характеристик пользователя, задач, для которых реализуются технологии, внутренних и внешних условий, в которых находится предприятие.

Этап 3. Рационализация/контроль управления

К тому времени, когда отношение к новым технологиям достигает третьего этапа, они понятны как специалистам подразделения ИТ, так и пользователям. Основная задача состоит в создании соответствующих стимулов, гарантирующих эффективное использование технологий по мере их распространения на предприятии. На этом этапе разрабатываются стандарты и системы контроля, гарантирующие, что бизнес-процессы предприятия на основе новых программных приложений реализуются эффективно. Неудачи в разработке и поддержании стандартов могут обернуться значительными затратами.

Этап 4. Зрелость/широкое распространение технологии

К началу четвертого этапа должна быть построена система управленческого контроля, а пользователи убеждены в преимуществах новых технологий. Основная проблема теперь может заключаться в утрате энтузиазма по отношению к существующим технологиям, хотя они еще могут приносить пользу. В связи с этим необходимо более внимательное отношение руководства предприятия к тому, чтобы устаревшие технологии и приложения не выходили за рамки полезного срока их жизни.

 

Выделение четырех этапов внедрения ИТ (инновация, усвоение, рационализация и зрелость) создает базу, вокруг которой развивается стратегический взгляд на распро­странение технологий в фирме. Однако, разные технологии могут иметь свои особенности в смысле этапов внедрения и порядка их следования, поскольку большую роль играют индивидуальные черты каждого конкретного предприятия. Реально на большинстве предприятий одновременно существуют технологии разной стадии «зрелости». Это требует от руководителей подразделений ИТ и руководителей верхнего звена специализированных подходов к решению возникающих проблем.

Проблема выбора источников ИТ

В течение последнего десятилетия фирмы все в большей степени полагались на внешние источники получения программного обеспечения. Растущие издержки крупномасштаб­ных проектов, ограниченный штат, доступность стандартизованных баз данных и сетей, прикладных пакетов программного обеспечения и громадное увеличение числа потенциальных приложений являются теми факторами, которые подталкивают к использованию внешних источников. Предпочтение покупки изготовлению «своими силами» существенно повлияло на практику управления ИТ. В середине 90-х годов менее 1% используемого программного обеспечения было разработано специалистами подразделений ИТ предприятий. Фирмы, специализирующиеся на создании ИТ, явно стали исполнять интеграционные функции, поэтому возникла потребность в новых процессах управления предприятием. Например, подразделения ИТ должны подвергаться проверке — нет ли у них стимула планировать ненужные разработки, когда необходимый продукт можно купить. Если основным источником технологий являются внешние разработчики, то необходимы межорганизационые системы управления и процедуры аудита, гарантирующие, что обе стороны способны выполнять свои обязательства.

Партнерство трех участников

Многие проблемы распространения ИТ на предприятии связаны с урегулирова­нием конфликтов трех групп руководителей: подразделения ИТ, функциональных под­разделений и верхнего звена. Отношения между этими участниками модифицируются по мере того, как предприятие знакомится с разными технологиями, как изменяется стратегическое влияние ИТ и растет квалификация компании в области управления ИТ.

Подразделение ИТ

Растущие проблемы, связанные с информатизацией деятельности компаний, подтолкнули многие из них к созданию своих подразделений ИТ. Такие подразделения нередко своей основной целью ставили «освоение» выделенных средств. Приоритет эксплуатационных проблем не оставлял времени на решение задач развития ИТ и их стратегическое планирование. Таким образом, спектр информационных систем расширялся, но эффективность функционирования предприятия существенно не менялась.

В последние годы основной целью ИТ-подразделения стало обеспечение организационно-структурного и информационно-технологического развития предприятия в соответствии с его бизнес-целями и задачами, причем за счет использования новых технологий.

В сферу деятельности ИТ-подразделения в настоящее время входят следующие важные задачи:

1. отслеживание ведущих информационных технологий, внедрение которых может повысить эффективность бизнеса;

2. объединение на предприятии множества существующих слабо связанных (информационно и функционально) ИС в корпоративную информационную систему (КИС), которая становится единым информационным ресурсом предприятия;

3. обеспечение разработки совместных планов оргструктурного и ИТ-развития предприятия

Следует особо отметить, что никакая концепция построения корпоративной информационной системы не может быть создана в отрыве от оргструктуры и бизнес-процессов компании.

Исходя из того, что роль ИТ-подразделения усиливается, автоматически изменяется и роль его руководителя. Тем самым признается, что управление информацией приравнивается к управлению другими ресурсами предприятия.

Подразделения, в которых используются ИТ

Деятельность предприятия зависит от персонала, непосредственно использующего ИТ, в то время как за проектирование, создание и эксплуатацию ИС несут ответственность специалисты подразделений ИТ. Очевидно, что между этими двумя группами возникают трения.

Продавцы ИТ извлекают выгоду из этих конфликтов, занимаясь агрессивным маркетингом своих услуг, напрямую обращенным к пользователям, которые стремятся принимать решения относительно закупки новых перспективных ИТ. При этом они не вполне представляют себе, из каких критериев следует исходить при оценке систем, поскольку современные информационные технологии требуют специальных знаний. Поэтому права и ответственность специалистов в области ИТ и пользователей, касающиеся направлений развития информационных технологий на предприятии, постоянно пересматриваются. Ответственность за проведение таких изменений ложится на высшее руководство.

Верхнее звено управления

Основная задача верхнего звена управления заключается в том, чтобы обеспечивать оптимальное функционирование предприятия в целом. В области ИТ это означает ответственность высшего руководства за создание условий, при которых обеспечивается эффективное внедрение новых и использование уже имеющихся ИС. В частности, одной из наиболее сложных задач является управление отношениями между специалистами ИТ-подразделения и пользователями.

Проблемы внедрения ИТ

Для того, чтобы разработать разумную стратегию управления ИТ, необходимо учитывать основные проблемы, связанные с их внедрением.

1. Молодость ИТ. В своей современной форме ИТ существуют совсем недавно. Поэтому в отличие от таких дисциплин как управленческий учет, финансы, управление производством, которые уже имеют развитую теорию и длительную практику их применения, теория ИТ находится в стадии становления. Прогресс в области ИТ носит лавинообразный характер.

2. Непрерывное развитие ИТ. Практически для всех предприятий характерен значительный и непрерывный рост издержек, связанных с развитием ИТ.

3. Координация конечных пользователей ИТ. Специализированные подразделения ИТ имеют трудности во взаимодействии с пользователями. Хотя распространение новых технологий изменило форму диалога, проблемы технократичности и общедоступности остаются по-прежнему актуальными. Любые специалисты используют профессиональную лексику. Специалисты в области ИТ для общения друг с другом употребляют специальные термины (типа «байт», «бит» и т.п.), понятные далеко не всем специалистам функциональных подразделений. В то же время пользователи имеют свой язык, совершенно другой, включающий такие слова как ликвидность, маржа и активы — термины, непонятные для специалистов в области информационных технологий. Конечно, постоянное развитие ИТ на предприятии помогает установлению связей между специалистами в области ИТ и конечными пользователями, но значительные сложности все же остаются. Даже новые подходы к интеграции ИТ и бизнеса не устранили эту проблему.

4. Специализация. Возросшая сложность современных информационных технологий вызвала необходимость специализации сотрудников подразделений ИТ в различных узких областях. По мере развития ИТ число специалистов, управляющих широкой областью разработки прикладных программ, подходов к систематизации данных, средств теле­коммуникаций, возрастает, что, в свою очередь, увеличивает сложность координации их усилий.

5. Изменение характера разрабатываемых приложений. Первые приложения ИТ были направлены на автоматизацию отдельных функциональных задач. Основное внимание уделялось структурированным проблемам, например таким, как обработка сделок, связанных с оплатой и выполнением заказов. Выгода от автоматизации поддавалась точному учету. В настоящее время использование современных информационных технологий все более направлено на решение слабо структурированных проблем. Поэтому провести объективный анализ преимуществ применения ИТ чрезвычайно трудно. Часто решения основываются на таких суждениях специалистов, которые трудно выразить количественно. Хотя эти приложения создают потенциал для радикальной перестройки предприятий и отраслей, их внедрение весьма затруднительно. К числу слабо структурированных относятся задачи принятия управленческих решений. Для обоснования эффективного выбора используются системы поддержки принятия решений. Примером такой системы является Экспертная система принятия решений (ЭСПР), разработанная в ГУ-ВШЭ и включающая в себя 45 экономико-математических моделей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...