Самосознание и система управления.
Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность). Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми. Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции: Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Тестовый материал.
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды. Протокол исследования
Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.
Обработка результатов Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу r = l - 0,00075 x Σ d2, Ключ к тесту Будасси на самооценку. Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я идеальным" и "Я реальным". Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень. Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек "малоэффективно" преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.
Интерпретация результатов Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу. Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки
Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовразвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни. Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать. Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь. Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части. 2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым? 3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния? 4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему? 5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему? Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый. Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности. 1. Выяснение содержания актуальной оценки. 2. Выяснение полюсов шкалы. 3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения. Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка). Воля Уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек. Анкета «Волевые привычки» Психодиагностика психолога в школе - Диагностика психологической культуры АНКЕТА «ВОЛЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ» (Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.) Цель: определение на основе оценки родителей сформированности волевых привычек, навыков самоорганизации у учащихся. Инструкция: «В предлагаемой анкете вам нужно по каждому пункту выбрать подходящий вариант ответа». Анкета 1. В какой мере сформированы у подростка основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)? а) в основном сформированы достаточно устойчиво; б) сформированы, но недостаточно устойчиво; в) не сформированы. 2. Умеет ли подросток организовать свое время самостоятельно? а) в основном умеет; б) умеет, но не всегда это делает; в) практически не умеет. 3. Способен ли сам без внешнего принуждения организовать свое время? а) в основном способен; б) делает это нерегулярно; в) практически никогда этого не делает. 4. Садится ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий? а) практически всегда; б) только иногда; в) практически никогда. 5. Способен ли подросток длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься какимлибо делом? а) в основном способен; б) способен лишь в редких случаях; в) не способен. 6. Проявляется ли у подростка интерес к самовоспитанию? а) достаточно отчетливо проявляется; б) проявляется, но от случая к случаю; в) не проявляется. 7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер? а) регулярно предпринимает попытки самовоспитания; б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю; в) никаких определенных попыток не предпринимает. 8. Имеется ли у подростка какаялибо программа самовоспитания? а) такая программа имеется; б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки; в) никакой программы нет. 9. Свойственна ли подростку привычка доводить свои дела до конца? а) свойственна в достаточной мере; б) не все дела доводит до конца; в) очень редко доводит дело до конца. 10. Планирует свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придется? а) в основном планирует; б) планирует только иногда; в) практически никогда не планирует. 11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности? а) достаточно; б) не всегда достаточно; в) как правило, очень невнимателен. 12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях? а) в основном, умеет; б) иногда не сдерживается; в) как правило, не сдерживается. 13. Умеет ли серьезно и ответственно выполнить задание, которое считает важным? а) как правило, умеет; б) не всегда умеет; в) не умеет. 14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение внешкольными, но важными навыками)? а) обнаруживает достаточно определенно; б) обнаруживает, но только от случая к случаю; в) не обнаруживает. 15. Если имеется какаялибо серьезная цель, делается ли чтолибо для ее осуществления? а) коечто делается; б) делается очень мало; в) ничего не делается. Обработка и оценка результата производится по следующему ключу: если ответов «а» набралось не менее 2/3, то подросток имеет хороший уровень волевого воспитания; если ответов «б» набралось около 2/3, то уровень волевого развития подростка посредственный; если ответов «в» набралось 2/3, то имеется низкий уровень самоорганизации, необходима коррекция воспитания. Можно выделить три основных уровня сформированности волевых привычек у подростков. 1. Высокий уровень волевых привычек: а) ребенок владеет всем необходимым набором гигиенических и бытовых волевых привычек, необходимых в его возрасте; б) имеются достаточно развитые навыки произвольного внимания, произвольного запоминания — навыки сосредоточенной умственной деятельности в целом, соответствующие возрасту; в) большинство целей деятельности, поставленных как извне, так и самим подростком, реализуется, доводится до конца. 2. Средний уровень — подросток недостаточно владеет своим поведением в какой-либо из указанных сфер волевого развития. Чаще всего это относится к интеллектуальной сфере как наиболее трудной в содержательном отношении. 3. Низкий уровень — подросток не может достаточно управлять своим поведением, даже когда он этого очень хочет. Исследование процесса пресыщения Цель эксперимента Выяснить, каким образом изменяется деятельность экспериментируемого при длительном выполнении однотипного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен). Методика Испытуемому предлагается выполнить такое задание, как, например, проводить линии, отрезки, рисовать круги, овалы. При этом испытуемому выдают или целую тетрадь с минимумом 18 листов или стопку бумаги, чем больше, тем лучше. Если занятие проходит в группе, то каждому нужно дать примерно одно и тоже количество. Инструкция Экспериментатор даёт задание – чертите отрезки. Через пару минут – круги, овалы, прямоугольники, не имеет значение. Главное, сохранять беспристрастность в голосе. Если в группе задают вопросы по подобию: «А сколько чертить», руководитель отвечает «Сколько вам захочется» Процедура опыта Исследования А. Карстена и И. М. Соловьева, показали, что сначала испытуемые очень чётко и без вопросов выполняют предложенное им задание. Но, при прохождении короткого времени (обычно через пять – десять минут), они начинают немного изменять задание, допустим, было предложено рисовать прямые отрезки, некоторые из них оказываются больше или меньше, жирнее, тоньше. Испытуемые, сами того и не подозревая, меняют смысл задания. Или исследуемые меняют темп работы, вычерчивают объекты или наоборот, стараются нарисовать как можно быстрее большое количество предметов предложенных. В некоторых случаях испытуемые, чтобы отвлечься от монотонной работы, начинают настукивать какой-либо ритм свободной рукой или напевать тихо, выбивать ритм ногами. Это показывает то, что побуждение к выполнению задания начинает угасать, наступает, как выражается А. Карстен, явление психического пресыщения. По мнению А. Карстен, подобные изменения поведения не только свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению задания начинает угасать, изменения носят характер профилактических действий. Руководитель записывает все изменения у каждого испытуемого, любые изменения мимики, поведения, высказываний, движений выразительных. При этом около каждого изменения записывается приблизительное время. Спустя непродолжительное время (обычно оно составляет от десяти до пятнадцати минут), когда испытуемые начинают друг с другом разговаривать, шум в аудитории поднимается, некоторые начинают нервничать, даётся новая инструкция «Данное монотонное задание было вам дано для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Если кто-либо хочет, может продолжить эксперимент.» Реакция испытуемых различна, кто-то сердится, ворчит и прекращает эксперимент. У некоторых данный новый инструктаж приводит к новому осмыслению ситуации:«О, ну тогда другое дело», - часто высказывают. Такое осмысление возникшей ситуации приводит к тому, что вариаций становится меньше, они реже высказываются, а иногда и совсем исчезают. После нового инструктажа руководитель группы записывает выраженную реакцию испытуемых, для себя отмечает, как и прежде, характер и время изменения в поведении или жестах. Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами хотят закончить: «Может, хватит?». Но иногда испытуемые ведут себя по-другому и не собираются заканчивать эксперимент. Смысл в том, что некоторые меняют для себя суть задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные жесты, высказывания, так и самоотчет экспериментируемых. «Я хотел увидеть, кому быстрее надоест, вам (руководителю эксперимента) или мне», или «Я хотел протестировать себя, как долго могу заниматься этим нудным занятием». Продолжительность опыта варьируется от десяти минут до часа. Выводы Полученные данные позволяют сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыщение при выполнении однообразной работы, о характере вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет характер деятельности испытуемого. Уровень притязаний высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция. Кубики. Общие правила: 1. Испытуемый должен сидеть прямо перед столом. 2. Задания «A», «B», «C», №№ 1-4 выполнять из 4-х кубиков, задания №№ 5-7 – из 9 кубиков. 3. Перед каждым заданием перемешать кубики таким образом, чтобы при выполнении из 4-х кубиков только один, а при выполнении из 9-ти кубиков только два кубика имели красную или красно-белую поверхность. Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном развитии: Объяснить и показать окраску кубиков («все кубики окрашены одинаково»). Начинать с фигуры «А». 1. При испытуемом сложить кубики, как показано на картинке. Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру «A» как модель. 2. Предложить сложить их 4-х кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к фигуре «B». Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Фигура «B» 1. За ширмой сложить фигуру «B». Показать испытуемому в готовом виде и оставить как модель. Предложить сложить из 4-х других кубиков аналогичную фигуру по модели. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, и, разрушив, снова предложить собрать по модели. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре «C», если задание «B» выполнено на 1 или 2 балла. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Фигура «C» 1. Положить перед испытуемым карточку «C», сказав: «Сейчас я сделал точно также, как на этой картинке. Смотри…» Сложить из четырех кубиков фигуру «C». 1. Разрушить фигуру из кубиков. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение, и, разрушив, снова предложить собрать по картинке. При второй неудаче – прекратить. Переходить к фигуре №1, если задание «C» выполнено на 1 или 2 балла. Оценки: за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Предложить задание №1. Прекратить при 2-х неудачах подряд (начиная с задания №1). Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: Объяснить и показать окраску кубиков. Начинать с фигуры «C» (см. выше). При выполнении задания «C» с 1-й или 2-й попытки: 1. дать аванс за «A» и «B» (4 балла); 2. перейти к заданию № 1. При невыполнении задания «C» со второй попытки – вернуться к «A» и «B» и прекратить. Прекратить при двух неудачах подряд. Оценки за задания №№ 1-7 зависят от времени выполнения.
Стимульный материал Развёртка кубика Коса
Сделать кубики очень просто. Сейчас очень много продается разных. Много деревянных. Покрасьте их как на этой развертке и готовы. Требуется 9 совершенно одинаковых кубиков Задания:
Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе. Феномены: · трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации; · феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения · все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого; · движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности; · критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования; · инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике; · ротация - поворот рисунка на 90 градусов; · конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике; · игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску. Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов.
Способности Общие, одаренность, как и в каких формах, развиваются способности. «Анализ документации и продуктов деятельности» В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются: письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.). Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах. Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа. В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|