Критерии отбора начального математического образования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, изучаемого в школе: ● целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
Важнейшим итогом начального математического образования ребенка является не только накопление определенного запаса предметных знаний и умений, а умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического содержания. Анализ программ по математике для начальной школы Перейдем к анализу программ по математике, рекомендованных для осуществления двенадцатилетнего обучения в школе: система «Школа России», система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, система «Школа 2000…», система «Гармония» и система «Начальная школа XXI века».
В системе «Школа России» авторами программы по математике являются М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Ю.М. Колягин и др. [60]. Данный курс является интегрированным: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Основу курса математики в данной программе составляют представления о целых неотрицательных числах (в пределах миллиона) и четырех арифметических действиях с ними, а также прочное и осознанное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Авторы программы считают, что уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений является одной из основных задач начального обучения математике, так как это является необходимым при дальнейшем обучении, а также позволяет решать любую вычислительную задачу без использования специальных средств. Важное место в курсе занимает ознакомление с такими величинами, как длина, масса, объем (вместимость), время, площадь и способами их измерения. На протяжении всего обучения в начальной школе дети решают простые и составные сюжетные текстовые задачи. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и т.п. В процессе обучения учащиеся знакомятся также с геометрическими фигурами: точка, прямая и кривая линии, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, угол (прямой, острый, тупой), круг, окружность и их свойствами. В программу включаются элементы алгебраической пропедевтики, к которым относятся такие понятия как: числовые и буквенные выражения, равенство, неравенство, переменная, уравнение. Таким образом, в данной программе реализуется обязательный минимум содержания образования (стандарт). В программе учтены возрастные особенности и возможности детей (наглядно-образный и наглядно-действенный характер мышления, непроизвольность внимания и др.). В основе учебного материала – наглядность и разнообразная деятельность детей.
В системе Л.В. Занкова автор программы по математике - И.И. Аргинская. Основным содержание программы являются понятия натурального числа и арифметических действий с натуральными числами. Первоначально натуральное число возникает перед учащимися в теоретико-множественном подходе, а затем ученики знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Эти два подхода сосуществуют одновременно и на этой основе появляются понятия точного и приближенного числа. Расширение понятия числа происходит за счет знакомства с дробными, а также положительными и отрицательными числами. К концу обучения по данной программе дети должны знать числа в пределах миллиона и уметь выполнять над ними арифметические действия; а также уметь выполнять действия сложения, вычитания дробей (приводя дроби к одинаковому знаменателю), умножения и деления дроби на натуральной число. Для расширения и углубления представлений учащихся об арифметических действиях рассматриваются случаи выполнения операций с геометрическими фигурами: геометрическое сложение и вычитание отрезков и углов, умножение их на натуральное число деление на равные части. В четвертом классе ученики знакомятся с еще одним действием – возведением в степень, которое рассматривается как действие, заменяющее умножение равных множителей, данное действие связывается с изучением таких величин как площадь и объем. В ходе изучения данного материала дети должны научиться возводить в степень, знать понятия «основание степени» и «показатель степени». Значительное место в программе занимает геометрический материал. К концу обучения учащиеся должны знать названия следующих геометрических фигур и тел: точка, отрезок, прямая, ломаная, кривая, луч, угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, треугольник (равносторонний, разносторонний, равнобедренный), квадрат, ромб, окружность, круг, многогранник, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар; уметь находить длину отрезка, ломаной, градусную меру углов, площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и пирамиды, объем параллелепипеда и произвольной прямой призмы, а так же знать единицы длины, массы, времени, площади, объема и соотношения между ними; уметь решать уравнения и неравенства разной степени трудности (в том числе с дробями, содержащие неизвестное в обеих частях и др.)
В системе В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина имеется несколько вариантов учебников математики для начальных классов различных авторских коллективов: учебники В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной, О.В. Саве-льевой; учебники А.М. Захаровой, Т.И. Фещенко; учебники Э.И. Александровой. Наиболее распространены учебники Э.И. Александровой, поэтому проведем анализ программного материала по математике по этим учебникам. Целью обучения математике в данной программе является формирование у младших школьников математических понятий на основе содержательного обобщения. Такой подход к построению программы предполагает выделение и исследование детьми условий происхождения генетических исходных отношений, определяющих данную систему понятий (В.В. Давыдов). Следование принципу содержательного обобщения в процессе обучения означает, что ученик движется в учебном материале от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основным содержанием программы является понятие рационального числа, изучение которого начинается с анализа генетически исходного для всех видов чисел отношений. Таким отношением, порождающим рациональное число, является отношение величин. Во время обучения в начальной школе дети знакомятся с многозначными числами и арифметическими действиями над ними, изучают позиционные системы счисления и учатся читать и записывать числа в различных системах счисления; рассматривают десятичные дроби как частный случай позиционных систематических дробей и выполняют действия сложения и вычитания десятичных дробей, умножение и деление на 10, 100, 1000 и другие натуральные числа; работают с процентами, записывают их в виде десятичных дробей; составляют и решают (арифметическим и алгебраическим методами) задачи различных видов; решают различные виды уравнений; работают с величинами - длина, масса, время, объем, площадь, измеряют углы и знакомятся с соответствующими единицами измерения данных величин; изучают такие геометрические фигуры и тела как: прямая, кривая, ломаная, отрезок, прямоугольник, треугольник, трапеция, окружность, круг, прямой параллелепипед и др.
Автором программы и учебников по математике в системе «Школа 2000…» является Л.Г. Петерсон. Базисным принципом построения программы является принцип моделирования, означающий, что содержание программы отражает основные идеи математического моделирования, при этом приоритет в обучении математике отдается овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» учащимися свойств и отношений реального мира. Правильному формированию математических понятий у школьников, с точки зрения автора программы, способствует синтез теоретико-множественного подхода к начальному курсу математики. Поэтому указанный подход и определяет главную особенность данной программы: введение понятия числа осуществляется на основе счета и измерения. В ходе обучения по данной программе школьники изучают числа в пределах триллиона и выполняют арифметические действия с ними, так же знакомятся с процентами, обыкновенными дробями и учатся сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Рассматривают такое понятие, как «множество» и его элементы, выполняют пересечение и объединение множеств. Операции над множествами изучаются параллельно с соответствующими операциями над величинами и служат основой изучения соответствующих операций над числами. Учащиеся решают различные виды уравнений на основе их графической интерпретации, находят множество решений неравенства, а так же решают простые и составные задачи, включая задачи на дроби и проценты. Геометрический материал вводится довольно рано. С самых первых уроков учащиеся знакомятся с такими геометрическими фигурами, как ломаная, многоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Сравнительно рано (2 класс) вводятся простейшие геометрические тела: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, шар, пирамида. Учащиеся решают задачи на нахождение площади поверхности и объема параллелепипеда. Большое внимание в данной программе уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий. Учащиеся проверяют истинность высказываний, составляют различные комбинации из заданных элементов, используя дерево возможностей или упорядоченный перебор вариантов, выполняют действия по образцу и др. Так же учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими топологический характер: область, граница, сеть линий и др. Рассматривают различные виды диаграмм, строят графики движения.
В системе «Гармония» автором программы по математике является Н.Б. Истомина. В методической концепции, лежащей в основе курса, выражается необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации и др. в процессе усвоения математического содержания. В процессе обучения по данной программе школьники учатся читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона, а также выполнять над ними арифметические действия. Знакомятся с величинами: длина, масса, площадь, время, с единицами их измерения и соотношениями между ними. Учатся распознавать и изображать треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, угол (прямой, острый, тупой), окружность, круг, прямую и кривую линию, отрезок, а также учатся строить фигуру симметричную данной относительно оси симметрии. Для развития пространственного мышления учащиеся выполняют задания на соответствие между моделью куба (прямоугольного параллелепипеда), его изображением и разверткой. В ходе обучения дети активно используют калькулятор, который рассматривается как средство обучения математике. Он используется для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для усвоения математической терминологии и символики, для выявления закономерностей и зависимостей и т.п.
Автором программы по математике в системе «Начальная школа XXI века» является В.Н. Рудницкая. К особенностям данной программы относится объединение на первоначальном этапе обучения двух существующих традиционно отдельно один от другого предметов «Математика» и «Обучение грамоте» в интегрированный предмет «Грамота». В ходе изучения этого предмета первоклассники усваивают основы математической и языковой грамотности. Другой особенностью программы является включение в нее системы творческих заданий (определений, аксиом, логических связок и кванторов) и соответствующих способов действий (выполнение классификации, сравнения, обобщения и пр.), а также использование специальных методик (рассуждение по аналогии, способы доказательства – приведение контрпримера, высказывание предположений и их проверка, обоснование приемов вычислений с использованием свойств действий), что помогает, по мнению автора программы, успешно формировать культуру математического мышления школьников. В процессе обучения по данной программе школьники знакомятся с числами в пределах миллиона и выполняют с ними арифметические действия. В целях усиления практической направленности обучения с 1 класса включено ознакомление учащихся с калькулятором и его использование при выполнении расчетов. Также учащиеся знакомятся с величинами: длина, масса, время, площадь, емкость, градусная мера угла, объем, с единицами их измерения и соотношениями между ними. Программой предполагается некоторое расширение представлений школьников об измерении величин: вводится понятие о точном и приближенном значениях величины. В соответствии с программой учащиеся изучают многие важные логико-математические понятия: высказывание, логические связки («и», «или», «если, то», «неверно, что»), знакомятся со смыслом логических слов (каждый, любой, все, кроме, какой-нибудь). Геометрическое содержание включает не только плоские фигуры (отрезок, ломаная, многоугольник, окружность, угол, прямоугольник), но и пространственные (многогранник, куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, шар, пирамида). При этом рассматривается взаимное расположение фигур на плоскости (пересечение, параллельность и перпендикулярность прямых). Так же в программу включено понятие об осевой симметрии. Большое внимание в программе уделяется формированию у учащихся понятия переменной, что позволяет познакомить учащихся на достаточно хорошем уровне с уравнением и его корнем, с выражением с переменной, с неравенством и его решением. Первоначально дети решают уравнения методом подбора, а затем - с помощью использования графов.
Таким образом, сопоставительный анализ пяти программ с традиционной программой показывает, что объем изучения нумерации и арифметических действий в них одинаковый. Отличие состоит в распределении тем по годам обучения. Программы И.И. Аргинской и Э.И. Александровой содержат большое количество заданий, связанных с дробями (в первом случае – с обыкновенными, во втором – с десятичными). Все альтернативные программы, в отличие от традиционной, содержат довольно большой объем геометрического материала, при этом существенным отличием является работа с объемными телами. В программах по системам Л.В. Занкова и «Гармония» учащиеся начинают знакомиться с задачами только со второго класса, но итоговый уровень сложности (в 4 классе) рассматриваемых в них задач одинаков. Программы «Школа 2000…» и «Начальная школа ХХI века» отличаются насыщением курса математики начальной школы алгебраическим материалом, логикой и дробями. Кроме того, первая программа знакомит младших школьников с элементами теории множеств, а вторая программа – с элементами формальной логики. Система «Гармония» является наименее загруженной дополнительным к традиционному объему материалом. Автор данной программы считает, что традиционная программа начального математического образования, основные принципы которой были заложены в 1969 году, содержит достаточный объем вопросов как с точки зрения начальной математической подготовки, обеспечивающей дальнейшее математическое образование, так и с точки зрения реализации предлагаемой Н.Б. Истоминой концепции. Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятии, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. 6. Список литература 1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. – С. 58-64. 2. Дубова М.В., Маслова С.В. Компетентностные задачи в начальном курсе математики // Начальная школа плюс До и После. 2010. №12. – С. 66-71 3. Дубова М.В., Хнырева Ю.В. Анализ учебника с точки зрения компетентностного подхода // Начальная школа плюс До и После. 2008. №8. – С. 68-71 4. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78. 5. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|