Омонимия слов разных частей речи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Казанская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык» Для 7А, 7Б классов основного общего образования Первухиной Елизаветы Васильевны, Учителя русского языка и литературы
С. Казанское, 2017 год. Пояснительная записка Рабочая образовательная программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с: - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 года № 10887 (редакция от 29.12.2014 года) " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; - Основной образовательной программой МАОУ Казанская СОШ; - Примерной образовательной программой по русскому языку.
Содержание образования по предмету «Русский язык» О языке Язык как развивающееся явление. Виды деятельности учащихся: создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Речь Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста. Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк. Виды деятельности учащихся: изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание письменных текстов разных стилей и жанров (тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления), создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Виды деятельности учащихся: оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, применение знаний и умений по орфографии, синтаксису и пунктуации в практике правописания Морфология. Орфография НАРЕЧИЕ Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте. Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГ Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём. СОЮЗ Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов. Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём. ЧАСТИЦА Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи. Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём. МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи. Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём. Омонимия слов разных частей речи Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму. ПОВТОРЕНИЕ Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.
Планируемые результаты Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры. Уметь: Речевая деятельность: Аудирование: · Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста воспринимаемого на слух; · Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; · Составлять план текста, полный сжатый пересказ (устный и письменный); · Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника; Чтение: · Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую; · Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; · Проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.)
· Составлять тезисный план исходного текста; · Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу; · С помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух; Говорение · Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства; · Создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; · Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; · Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и инонациональные); · Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации; Письмо: · Сохранять при письменном изложении типологическому структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства; · Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи; · Писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; · Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); · Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражение, фразеологизмы в связанном тексте; · Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии; · Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи; · Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста; · Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; · Определять стиль речи, прямой и обратной порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте; Фонетика орфоэпия · Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; · Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи; · Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; Морфемика и словообразование: · по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; · объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов частей речи; · определять способы образования слов разных частей речи; · анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря; · составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи); · с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова; Лексика и фразеология: · соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; · толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; · пользоваться различными видами лексических словарей; · находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; · использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; · проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении; морфология: · различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; · правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; · использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения; орфография: · владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; · учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; · аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; синтаксис и пунктуация: · составлять схемы именных, глагольных словосочетаний и конструировать словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; · определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; · различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; · Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; · Соблюдать правильную интонацию предложений в речи; · Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; · Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|