Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Омонимия слов разных частей речи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Казанская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено На заседании МО Протокол № ______   _____________2017 г. Согласовано Заместитель директора школы по УР МАОУ Казанская СОШ ________ Барнёва Н.Н. ______________2016 г. Утверждено приказом № __ от_____2016 г.  

 

Рабочая программа

Учебного предмета «Русский язык»

Для 7А, 7Б классов основного общего образования

Первухиной Елизаветы Васильевны,

Учителя русского языка и литературы

 

 

С. Казанское, 2017 год.

Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с:

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 года № 10887 (редакция от 29.12.2014 года) " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Основной образовательной программой МАОУ Казанская СОШ;

- Примерной образовательной программой по русскому языку.

 

Содержание образования по предмету «Русский язык»

О языке

Язык как развивающееся явление.

Виды деятельности учащихся: создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Виды деятельности учащихся: изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание письменных текстов разных стилей и жанров (тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления), создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка

Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Виды деятельности учащихся: оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, применение знаний и умений по орфографии, синтаксису и пунктуации в практике правописания

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.

СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.

ЧАСТИЦА

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Виды деятельности учащихся: оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, работа с орфоэпическим словарём.

Омонимия слов разных частей речи

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

ПОВТОРЕНИЕ

Виды деятельности: морфологический анализ, изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, работа по алгоритму, работа с толковым словарём, словарём синонимов, оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм, работа по алгоритму.

 

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

Речевая деятельность:

Аудирование:

· Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста воспринимаемого на слух;

· Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

· Составлять план текста, полный сжатый пересказ (устный и письменный);

· Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

Чтение:

· Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

· Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

· Проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.)

· Составлять тезисный план исходного текста;

· Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;

· С помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

Говорение

· Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

· Создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

· Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;

· Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и инонациональные);

· Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

Письмо:

· Сохранять при письменном изложении типологическому структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

· Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

· Писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

· Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

· Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражение, фразеологизмы в связанном тексте;

· Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

· Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;

· Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;

· Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

· Определять стиль речи, прямой и обратной порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

Фонетика орфоэпия

· Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

· Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

· Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфемика и словообразование:

· по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

· объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов частей речи;

· определять способы образования слов разных частей речи;

· анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

· составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

· с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

Лексика и фразеология:

· соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

· толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

· пользоваться различными видами лексических словарей;

· находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

· использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

· проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

· различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

· правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

· использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

· владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

· учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

· аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

· составлять схемы именных, глагольных словосочетаний и конструировать словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

· определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

· различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

· Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

· Соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

· Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

· Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...