Бухгалтерский учет в современной России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в России. На начальном реформирования этапе были выработаны общие подходы к разработке системы нормативно-правового регулирования, составлен перечень 22 первоочередных национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также проблема регулирования учета государственными органами и профессиональными общественными объединениями.
Первый шаг в данном направлении был сделан с принятием Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы заключаются в следующем: - сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; - обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; - оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. 21 ноября 1996 г. был принят основной нормативный акт по бухгалтерскому учёту - Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В соответствии с п. 1 ст. 5 общее методологическое руководство бухгалтерским учётом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, вправе утверждать документы трёх уровней: - планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению; - положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациям учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности; - другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучёта. Следует отметить, что положения (стандарты) по бухучёту - это нормативные акты, а не правила, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это понимается в международной практике. Также Приказом Минфина №10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден ещё один важнейший нормативный акт в области реформирования бухучёта - положение по бухучёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99).
Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учёта, является Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухучёту при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухучёта к следующим вопросам: - цель бухгалтерского учёта; - основы организации бухгалтерского учёта; - содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте; - состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для внешних пользователей; - критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка. В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухучёта. Реализация этих целей, а также ускорение процесса адаптации бухгалтерского учета с общим процессом экономических реформ в России обусловили разработку и принятие новой Программы по бухгалтерскому учету. Такая Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. №283. В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям: - совершенствование нормативного правового регулирования; - формирование нормативной базы (стандарты); - методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); - кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); - международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
В основе Государственной программы была положена идея разработки такой системы национальных счетов, которая бы позволила исходя из единой методологической базы формировать адекватную оценку хозяйственной деятельности экономических субъектов всех уровней: низшего - отдельной организации, затем отраслевого и народнохозяйственного. Получаемые показатели должны быть сопоставимы с аналогичными показателями, применяемыми в других странах. Такая прозрачность экономики способствует интеграции страны в мировое сообщество, создает более благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Принятая в 1998 г. Программа реформирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривала четыре направления: - приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с действующей новой экономической реальностью в стране. На базе новой концепции предстоит разработать правила и нормы постановки и организации осуществления бухгалтерского учета и контроля за формированием финансовой информации, отвечающей требованиям ее пользователей; - реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета путем адаптации ее к новой складывающейся законодательной базе, при изначальном соблюдении наработанных положительных традиций в области бухгалтерского учета, максимально приближенных к требованиям международных стандартов; - формирование профессии бухгалтера в объеме требований, которые предъявляются к ней современной экономической реальностью и созвучны требованиям к данной профессии в странах с развитой рыночной средой; - реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров. Расхождение основополагающих принципов отечественного бухгалтерского учета с его международными стандартами состоит: - в отсутствии законченной концепции бухгалтерского учета, ориентированной на развитые рыночные отношения. Создание такой концепции закладывает основу для разработки правил и норм постановки и реализации методологических приемов бухгалтерского учета, адекватных потребности в получении информации, отвечающей новым экономическим реальностям, сложившимся в мировой экономике;
- в несоответствии действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нормам гражданского, налогового законодательства и других отраслей права как в самой стране, так и указанным нормам прежде всего в европейских странах. В последних, как известно, методология учета ближе к отечественной практике. В рамках первого направления должно быть устранено несоответствие по основным вопросам российской методологии системы бухгалтерского учета международным стандартам ведения учета и содержания финансовой отчетности. Четко очерчены модели сосуществования и взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения. Определен порядок формирования текущих издержек по производству продукции, выполненным работам и оказанным услугам, а также их состав. Параллельно должна быть разработана модель (варианты) исчисления финансовых результатов организации. Установлены процедуры корректировки данных финансовой отчетности исходя из различных темпов инфляции. Упорядочены способы оценки отдельных видов имущества и обязательств: созданы инструменты, формирующие основополагающие подходы, обеспечивающие открытость (публичность) финансовой отчетности. Наконец, должна быть создана система вневедомственного независимого контроля (аудита), обеспечивающая достоверность учетной и отчетной финансовой информации. В рамках второго направления требовалось разработать условия, позволяющие обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к сопоставимой информации о финансовом положении участников рынка. Содержание этих условий определяет решение вопросов переориентации нормативного регулирования бухгалтерского учета с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Предстоит переориентировать методологическое обеспечение бухгалтерского учета на организацию финансового учета, предоставив самой организации в пределах действующего законодательства и рекомендаций профессиональных структур определить модель бухгалтерского учета, учитывая стратегию своего развития. За истекший период после принятия Государственной программы в концептуальном плане реформирования бухгалтерского учета были заложены основы новой нормативно-правовой базы, решены вопросы наработки методик учета новых объектов, ранее не характерных для нашей экономики: по нематериальным активам, финансовым вложениям, движению денежных потоков и пр. Сформированы и нормативно закреплены основные концепции учета в рыночной экономике, базовые подходы в формировании публичной отчетности. Определены допустимые отступления от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Установлено понимание того, какое место должен занять в экономике аудит как специфичный вид предпринимательской деятельности. Оформлена модель сосуществования бухгалтерского и налогового учета. На базе данной концепции определены:
- общая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; - оптимальная схема сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов, и созданы законодательные основы бухгалтерского учета. Адаптация отечественного учета к международным стандартам финансовой отчетности предполагает его переориентацию с чисто учетного процесса на подготовку прозрачной отчетности. Сложность решения данной проблемы в первую очередь обусловлена несостыковкой во взаимодействии бухгалтерского и налогового учета. Действующие до последнего времени нормативные документы давали много примеров разграничения бухгалтерских и налоговых норм. Отмеченные тенденции по снижению зависимости учетного процесса, правил бухгалтерского учета от налогового законодательства созвучны и мировой практике. В ней характерным является тот факт, что для получения необходимой информации о взимании налоговых платежей используются подходы, исключающие прямой их расчет согласно итоговым данным бухгалтерского учета. Все расчеты по налогообложению зачастую носят «искусственный» характер. Нередко такой отход от норм бухгалтерского законодательства обусловлен наличием различных вариантов перехода права собственности на товары, являющиеся основанием для отражения их продажи в бухгалтерском учете. Такая дата может не совпадать по времени с датой признания факта продажи товаров для целей обложения налогом, например налогом на добавленную стоимость. В 2004 году, Министерство финансов РФ приняло очередную программу по реформированию РСБУ, направленную на постепенный переход российских предприятий на использование международных стандартов финансовой отчетности. План реформ Минфина включал в себя два этапа: трехлетний - с 2004 по 2007 год и затее двухлетний - с 2008 по 2010 года, в течение которых перевод российских предприятий на МСФО отчетность должен был успешно завершиться. Однако и данным реформаторским планам не суждено было полностью сбыться. Единственным реальным достижением в области внедрения международных финансовых стандартов в России стало указание Центрального банка РФ, изданное 1 января 2004 года, об обязательном использовании международных стандартов всеми без исключения коммерческими банками и кредитными организациями, в процессе составления годовой консолидированной отчетности. В соответствие с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р) в данный период продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов.
Заключение
Бухгалтерский учет является достаточно сложной системой и не мог возникнуть лишь из общих предпосылок. Исторический опыт показывает, что его основу составляют неоклассическая экономическая теория в сочетании с философией позитивизма, а также классические и неоклассические школы научного управления, которые должны занимать, безусловно, господствующее положение в общественном экономическом сознании. Поэтому указанные условия являются обязательными для возникновения бухгалтерского учета. Вместе с тем динамика исторического процесса свидетельствует, что эмпирические условия (события) в различных странах неодинаковы. Среди них, неизбежно приводящих к возникновению, распространению и применению бухгалтерского учета, назовем: · безусловный авторитет какого-либо субъекта или обстоятельства, предписывающий обязательность или подтверждающий очевидный эффект от применения системы бухгалтерского учета. Таким авторитетом вероятнее всего рассматривать государство, объективно заинтересованное в росте экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, либо профессиональную организацию, в частности ИПБ России или Российский институт бухгалтерского учета; · достаточную квалификацию кадров в области бухгалтерского учета; · разработку методологии бухгалтерского учета, понятной и постижимой для использования организациями бизнеса. Возникнув в единстве, указанные условия предопределяют практическое применение бухгалтерского учета в деятельности российских коммерческих организаций. Этому должно способствовать его достаточное теоретическое обоснование как актуальной учетной бухгалтерской системы. Использование исторического подхода позволило исследовать генезис бухгалтерского учета, установить динамику и периоды его ретроспективного и перспективного развития. Однако он не является единственным, а занимает лишь определенное место среди других методологических подходов, обеспечивающих познание столь сложного и неоднозначного экономического явления, каким оказывается бухгалтерский учет. В результате в такие исторические эпохи как: первобытнообщинный мир, Древний мир, античность, Средневековье, Новое время промышленный период происходит формирование предпосылок возникновения бухгалтерского учета. На современном этапе экономического развития наблюдается становление и развитие бухгалтерского учета и его методологии. Для раскрытия не только внутреннего содержания, но и механизма функционирования, а также построения необходимого теоретического базиса требуется переход от историко-логического к теоретико-методологическому уровню познания, что обеспечивает необходимую степень абстрактности в исследовании свойств бухгалтерского учета как науки. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Реформирование системы бухгалтерского учета в России в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и отчетности, как наиболее полно отвечающей требованиям рыночной экономики, является актуальной задачей, стоящей перед отечественной бухгалтерской наукой. Одной из основ устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно. Такой подход наиболее полно отвечает интересам всех основных субъектов рынка: правительства, предприятия, кредитора, инвестора. Процесс интеграции экономики России в мировую хозяйственную систему в качестве ее органической составляющей обусловливает необходимость построения системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и потребностям реформируемой рыночной экономики. Этот процесс предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, установления взаимосвязи между ними, а также. В период функционирования планово-регулируемой экономики, подлинное содержание элементов финансовой отчетности было трансформировано и, по существу, не было востребовано. Помимо осмысления и внедрения в российскую практику провозглашенных в МСФО принципов учета и отчетности, для успешного реформирования системы бухгалтерского учета необходимо совершенствование системы его нормативного регулирования, в которой важная роль отведена стандартам (в российской терминологии - положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), призванным конкретизировать закон о бухгалтерском учете. В дополнение к уже принятым национальным стандартам в течение ближайших нескольких лет планируется разработать еще около двух десятков новых ПБУ и усовершенствовать действующие. На наш взгляд, помимо определения круга стандартов, необходимых к внедрению, важно также обосновать последовательность их разработки, опираясь при этом на интегрированную совокупность объективных критериев, определяющих первоочередность внедрения предполагаемых к разработке стандартов. Формирование в России системы рыночных отношений обусловило возникновение ряда новых операций и понятий, которых ранее (при плановом хозяйстве) не было: нематериальные активы, финансовые вложения, учетная политика организации и другие. Поэтому, в первую очередь необходимо подвести нормативную базу под эти, уже существующие и требующие нормативного регулирования, операции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|