Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Хозяйственный механизм сферы образования

Тема 1. Образование как система и отрасль экономики

Многозначность понятия «образование». Роль образования в социально-экономическом прогрессе. Возрастание экономической функции образования на этапе научно-технической и информационной революции. Основные функции образования и их взаимосвязь. Образование в качестве сложного социально-экономического организма: ценности, процесса, системы и результата.

Система образования. Законодательство РФ о сущности и составных частях понятия «система образования». Образовательные программы и государственные образовательные стандарты: их предназначение. Виды образовательных программ.

Сеть образовательных учреждений в России. Современные организационно-правовые формы, типы и виды образовательных учреждений. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных; начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений. Качественные изменения в составе общего и профессионального образования.

Экономика системы образования и ее правовое закрепление в российском законодательстве.

Образование как приоритетная отрасль экономики страны. Место образования в системе общественного воспроизводства. Экономическая функция образования. Отраслевой аспект образования. Определение отрасли «образование». Образовательные услуги — самобытные экономические блага. Их отличия от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг. Российский закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритетности государственной политики в области образования.

 

Тема 2. Экономика образования: наука и учебная дисциплина

Специфика производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования. Компоненты производительной деятельности в образовании. Главный фактор учебно-воспитательной деятельности: педагог. Учащийся как объект и субъект учебного процесса. Невещественные средства труда: интеллект, знания и их определяющая роль в учебном процессе. Кодифицированные знания и знания, воплощенные в человеке. Общественно новые и субъективно новые знания.

Экономические отношения системы образования. Причины отрицания производственных отношений в сфере образования. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Экономические категории и закономерности в отрасли образования. Отношения собственности и интеллектуальная собственность педагогических работников. Российский закон «Об образовании» о субъектах и объектах права собственности в образовательных учреждениях.

Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала и ее истоки. А. Смит и К. Маркс о целесообразности и эффективности капитальных вложений на обучение квалифицированных работников. С.Г. Струмилин о рентабельности капвложений в школьное обучение. Трактовка человеческого капитала современными американскими экономистами Т. Шульцем, Г. Беккером и их последователями. Первоначальная теоретическая модель экономики образования российских экономистов В.А. Жамина и С. Л. Костаняна.

Определение предмета науки «экономика образования». Ее место в системе экономических наук. Общность и различия науки и учебной дисциплины «экономика образования». Экономическое образование в вузах. Задачи и структура курса «экономика образования». Его значение для практической деятельности учителя и других работников образования.

 

Тема 3. Образование и рынок образовательных услуг

Образование как некоммерческая отрасль экономики. Отличие некоммерческих организаций от коммерческих. Некоммерческий сектор экономики и место образования в нем. Важная роль этого сектора в социальной защите населения, в формировании и развитии гражданского общества. Образовательные услуги — разновидность общественных товаров. Принципиальные различия между общественными и частными товарами. Бесплатность образовательных услуг для непосредственного потребителя (учащегося) и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования. Бедственное положение многих учебных заведений в условиях общего кризиса социально-экономической системы страны.

Переход России к рыночной экономике и расширение рыночных отношений в образовательном комплексе. Потребность учебных заведений во все большей включенности в рыночную среду. Главные способы зарабатывания ими финансовых средств. Негосударственные школы, вузы и их роль в углублении рыночных отношений. Реальные границы платности за обучение. Возможности педвузов и других учебных заведений в коммерциализации своей деятельности. Некоммерческие организации. Образование и бизнес.

Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Понятие рынка образовательных услуг. Бесплатность и платность образовательных услуг. Теория государственного рынка П. Самуэльсона и ее значимость для раскрытия специфичности и неоднородности рынка образовательных услуг. Явные и неявные товары — образовательные услуги. Стоимость и цена этих услуг. Два вида цен (тарифов) на услуги образования. Нормативные цены и их функции. Государственные нормативы финансирования, определяемые в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории учебных заведений.

Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг и других товаров. Назначение маркетинга. Своеобразие системы маркетинга в сфере образования. Состояние и эффективность маркетинговой службы и ее деятельности в учебных заведениях России. Расчет сметы и цены на дополнительные услуги образования в государственном и муниципальном учебном заведении.

 

Тема 4. Хозяйственный механизм сферы образования

Содержание хозяйственного механизма, его состав и особенности в образовательном комплексе. Экономические, правовые и организационные аспекты хозяйственного механизма. Два полярных типа хозяйственного механизма и их проявления в системе российского образования. Необходимость и основные цели перехода к новому хозяйственному механизму в отрасли образования. Важнейшие направления формирования такого механизма в системе образования страны.

Прогнозирование, программирование и планирование как инструменты управления развитием образования. Радикальные изменения отраслевого планирования. Ликвидация директивного централизованного планирования и переход к государственному прогнозированию и программированию развития отрасли образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы — основа текущего и долгосрочного планирования социально-экономического развития образовательных учреждений.

Федеральная программа развития образования России — стратегия реформирования и повышения эффективности образования. Главная цель и основные установки этой программы по выходу из кризиса, стабилизации и развитию образования в стране.

Организационная структура управления образованием. Необходимость радикальных изменений в управлении. Переход от командно-административной к демократической, государственно-общественной системе руководства образованием. Система органов управления образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации как единый федеральный орган руководства системой образования. Закон РФ «Об образовании» о разграничении компетенций федеральных, республиканских, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Министерство образования Московской области.

Оптимальное соотношение административных и экономических методов управления.

Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Сущность менеджмента, его своеобразие в образовательных учреждениях. Взаимосвязь экономической и педагогической сторон менеджмента в учебных заведениях. Менеджеры и их роль В управлении учреждениями образования. Школьные менеджеры и их состав. Вузовские менеджеры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...