Глава 1. Предпосылки возникновения неокенсианства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение По мнению Александра Пятигорского, «знать современность или то, что мы называем «настоящее», ─ невозможно, но его можно понимать. Однако для понимания современности необходимо знать историю». «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» ─ писал в своё время известный русский писатель-сентименталист Николай Карамзин. Выше сказанное является ярким посылом и к изучению истории экономических учений, которая занимает большое место в системе экономических наук и изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Основными задачами, требующими своего разрешения в настоящий момент российской экономикой являются ─ неплатежи, многочисленные банкротства, безработица, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Это не новые проблемы. Пути решения этих проблем успешно находила кейнсианская школа, взгляды которой определяли политику капиталистических стран с 30-х до середины 70-х гг. ХХ в, идеи последователей которой, ─ неокантианцев, будут рассмотрены в настоящей контрольной работе. Тема достаточно актуальна, т.к идеи кейнсианской школы для нашей страны не устарели и сегодня. Профессор Университета Хофстра (США) Линн Тэрджен, в статье «Какая экономическая политика нужна России - монетаристская или кейнсианская?» опубликованной в журнале «Проблемы теории и практики управления» № 2/1995, обосновывает необходимость развития российской экономики в свете кейнсианских идей, отрицает эффективность монетаристской концепции навязываемой МВФ.
Основная цель контрольной работы - исследовать взгляды кейнсианской школы, уяснить их практический смысл и историческую роль. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: · Рассмотреть предпосылки возникновения неокантианства; · Рассмотреть теорию экономического роста; · Рассмотреть теории экономического цикла. Контрольная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников. Глава 1. Предпосылки возникновения неокенсианства
Выход в свет книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) явился, как известно, наиболее важным событием в истории экономической мысли Запада меж военных лет. «Общая теория» Кейнса породила обширную литературу; он сам и его многочисленные сторонники образовали целое направление, объединенное идеей относительной нестабильности капиталистической экономики и необходимости ее государственного регулирования. Вместе с тем не всякая концепция государственного вмешательства может считаться кейнсианской, последняя так или иначе обязательно связана с анализом соотношения инвестиций и сбережений, с исследованием такой макроэкономической категории, как эффективный спрос (центральная категория кейнсианства). Уже в первые послевоенные десятилетия кейнсианское направление претерпело значительные изменения. Оно превратилось в Нео кейнсианство. Когда говорят о Нео кейнсианстве, стремятся, подчеркнуть то новое, что дали его представители по сравнению с наследием самого Дж. М. Кейнса. К указанным новациям относятся прежде всего теории экономического роста и циклического развития. Модель Кейнса была статической; он рассматривал все экономические процессы в рамках краткосрочного периода, в рамках его модели основные параметры (прежде всего инвестиции, сбережения) не менялись во времени. Такой подход был во многом обусловлен особенностями депрессивной экономики 1930-х годов. Тогда проблема долговременного экономического роста, экономической динамики не стояла на первом месте. Кейнсу важно было ответить на более насущный для него вопрос: как от занятости неполной перейти к занятости полной, как быстрее покончить с массовой безработицей, недогрузкой мощностей, перепроизводством товаров.
В послевоенные годы положение кардинальным образом изменилось. Подстегнутая военным бумом экономика ведущих западных стран (особенно США) обрела невиданные доселе темпы. Население после тягот войны не хотело возврата к довоенной массовой безработице и необеспеченному существованию. Устойчивости в длительном, долговременном плане требовали также деловые круги. Проблема экономической динамики выдвинулась на передний план и вследствие соревнования со странами государственного социализма. Последний, превратившись в 1940-1950-х годах в мировую систему, обладал тогда немалым динамизмом, рассматривался (это прямо отмечали некоторые западные экономисты) не только как политический, военный, но и как экономический конкурент Запада. Все это выдвигало проблему исследования долговременного экономического роста, условий его обеспечения на передний план. Решение вопросов экономической динамики стало вызовом времени и Нео кейнсианская теория приняла этот вызов. Среди кейнсианских теоретиков, разработавших модели роста, особенно выделяются английский экономист Р.Харрод и американский ученый российского происхождения Е. Домар. (Вследствие близости их воззрений иногда говорят о единой модели роста Харрода-Домара). Нео кейнсианская теория динамики не ограничивается одним лишь построением моделей экономического роста. Трактуемая в широком плане она обязательно включает в себя теоретическое объяснение циклических колебаний. Уже Кейнс, показав неизбежность неустойчивого развития капитализма, выдвинув тезис о подрыве механизма автоматического выравнивания спроса и предложения, подводил своих последователей к необходимости представить интерпретацию причин цикла. Но у самого Кейнса теории цикла не было: в 1930-е годы ее создание не было актуальным, так как налицо были практически лишь две фазы циклического развития - кризис и депрессия.
В послевоенный период в условиях быстрого, но неравномерного роста западные экономисты обязаны были сосредоточиться не на кризисах и депрессиях, а на цикле в целом, в единстве его четырех фаз, включая оживление и подъем. И здесь обнаружилось, что бурные инфляционные бумы -- для экономики явление столь же нежелательное, что и затяжные спады, а потому цикл нуждается в регулировании на всех стадиях своего протекания. Но чтобы регулировать цикл, необходимо знать его причины, внутренний механизм функционирования. Так сама жизнь, практика подвела Нео кейнсианскую теорию к необходимости создания специальной теории циклических колебаний. Даже в рамках одного кейнсианства над проблемой цикла работало несколько выдающихся ученых. Как уже говорилось, ряд фундаментальных идей по данной теме высказал, в частности, Р. Харрод в монографии «Торговый цикл» (1936). Наряду с этим автором центральная идея Нео кейнсианства о соединении механизмов мультипликатора и акселератора (о ней будет подробно рассказано ниже) разрабатывалась столь известными экономистами, как П. Самуэльсон, Дж. Хикс. Но наибольшую известность в качестве главного Нео кейнсианского теоретика цикла приобрел американский экономист Элвин Хансен (1887-1975). Его перу принадлежат наиболее обширные, обобщающие сочинения на данную тему. Глава 2. Теория экономического роста Харрода ─ Домара
Экономисты стали заниматься уточнением и конкретизацией кейнсианских положений, усилился интерес к разработке моделей экономического роста. Они создавались, чтобы найти оптимальное соотношение между факторами роста, определить условия, обеспечивающие желаемые темпы и стабильность развития, исследовать важнейшие пропорции, в том числе между потреблением и накоплением. Одна из наиболее простых моделей определения темпов роста была разработана английским экономистом Р.Ф. Харродом (1900- 1978) и американским экономистом Е.Д. Домаром (род. 1914). Предложенные ими варианты модели весьма сходны и их принято рассматривать как одну модель, именуемую обычно Харрода-Домара. Это однофакторная модель. В ней учитывается только капитал в качестве единственного фактора роста. Но этот фактор как бы «вбирает» в себя потенции всех остальных факторов.
Модель Харрода-Домара основывается на принятии ряда допущений. Так, предполагается, что в производстве задействованы все факторы. Соблюдается равенство спроса и предложения, прирост спроса равен приросту предложения. В соответствии с кейнсианской теорией инвестиции играют двоякую роль: они выступают как средство накопления капитала и вместе с тем являются одним из элементов совокупного спроса. Инвестиции представляют важнейшую переменную, с помощью которой можно регулировать экономический рост. Доля сбережений в национальном доходе принимается постоянной. Равенство сбережений S и инвестиций I - одно из непременных условий устойчивого экономического роста. Если сбережения превышают инвестиции, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, увеличивается безработица. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это может вести к «перегреву» экономики, подстегивать инфляционный рост цен. Проблема заключается в том, что соотношения между сбережениями и инвестициями в краткосрочном («статика») и долгосрочном («динамика») периодах выглядят не однозначно. В данном случае различие обусловливается не просто подходами. В краткосрочном периоде сбережения и инвестиции равны по суммарному итогу. Что касается долгосрочного периода, то здесь наблюдается иная картина. Сбережения, отложенные сегодня (предложение), должны соответствовать инвестиционным вложениям (спросу), которые намечается осуществить завтра. Совпадение текущего предложения и предполагаемого спроса, согласование сегодняшних сбережений и завтрашних инвестиций оказывается весьма проблематичным. Если отвлечься от соображений конъюнктурного характера, то в долгосрочном периоде речь пойдет, во-первых, о реальных сбережениях и ожидаемых инвестициях; во-вторых, о приростных, а не о средних, показателях, о конечных (приростных) факторах, под воздействием которых формируются инвестиции. Однофакторная модель Харрода - Домара призвана послужить вспомогательным инструментом в решении проблем экономического роста в долгосрочном периоде. Она помогает раскрыть характер взаимосвязей в динамике, представить их более просто и наглядно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|