Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис экономической теории




Колледж предпринимательства и права

 

 

Кафедра экономики.

Экономический факультет

Реферат

По дисциплине: «Основы экономической теории»

Тема: «Неоклассическое и Кейнсианское

 направление развития экономической теории»

 

 

Выполнила студентка

Гр. Н 2-3.Данилова О.Н.

Преподаватель: Винокурова О.Н.

 

Омск –2006.


Содержание

 

Введение................................................................................................. 3

1. Генезис экономической теории......................................................... 5

2. Главные направления развития современной экономической мысли  7

3. Дж. М. Кейнс и его теоретическая система..................................... 13

Заключение.......................................................................................... 28

Список литературы............................................................................ 30

Приложение......................................................................................... 32

 


Введение

 

Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в XIX в. А.С.Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н.Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общественного развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономики) все более возрастает.

Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что её фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что её изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А.Хейблоннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Выход из современного социально-экономического кризиса России большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др. Поэтому естественны и наши поиски в чрезвычайно богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если в целом оценить западную экономическую науку, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальны, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к опасности чрезвычайно формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественностью.

 И, тем не менее, выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призван решить ряд учебных дисциплин, в том числе и экономическая теория. П.Самуэльсон в известном во всем мире учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценивать музыкальное произведение.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам ДЖ.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.

Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. Изучению одних из главных направлений развития экономической мысли, к которым относятся Кейнсианское и Неоклассическое направление, и посвящена эта  работа – «Неоклассическое и Кейнсианское направление развития экономической теории».


Генезис экономической теории

Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. По словам Гете, историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV- III вв. до н.э.) отмечали существоание общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особено выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слове, а второй – уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа болжны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции.

Считается, термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богатство, делать деньги).

Термин «экономика» в современных условиях имеет следующие значения:

- Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России т.д.);

- Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);

- Научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, её законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условия и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.д.).

Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Как наука, т.е. систематизированное знание и сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв.

 Основные этапы развития экономической теории отражает классификация различных экономических школ и концепций (схема 1,1).

Такая классификация позволяет: проследить основные этапы дисциплин, излагающих содержание данной науки; отразить многообразие экономических теорий и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода.

Данная схема свидетельствует о том, что в течение XVII – XX вв. политическая экономия как наука развивалась на основе разделения научных знаний об экономике: выделении различных экономических школ, концепций, самостоятельных наук, (например, эконометрики, конкретных экономических наук и учебных дисциплин – менеджмент, маркетинг и др.), самостоятельных разделов в политической экономии – микроэкономика, макроэкономика, мировое хозяйство и т.д.

В конце XX в. возникла новая тенденция – обобщения всех накопленных знаний не только по экономике, но и по ряду других наук (психологии, биоэнергетике, космоса, экологии и др.), что свидетельствует о появлении нового направления – экономической теории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...