Общелогические теоретические и эмпирические
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Научное исследование Научная деятельность – это деятельность направленная на получение и применение новых знаний и научное исследование это деятельность направленная на всестороннее изучение объекта, процесса, или явления их структуры и связей а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Признаки НИД: бюджетные хоздоговорные нефинансируемые по целевому назначению: фундаментальные прикладные поисковые разработки
фундаментальные – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний, об основных закономерностях строения, функционирования, развития человека, общества или окружающей природной среды. Прикладные – это исследования направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Поисковые – это исследования направленные на определение перспективы работы над темой и разработкой называют исследования которые направлены на внедрение в практику конкретных фундаментальных и прикладных исследований. В теорий познания исследования выделяются 2 уровня: теория эмпирика теория характеризуется преобладанием логических методов познания т.е факты которые исследуется познаются с помощью законов. Структурными элементами теорий являются проблема, гипотеза и теория. Проблема это сложная теоретическая или практическая задача способы решения которые неизвестны или известны не полностью. характерным является возникновение на базе определенной теорий. Нестандартные трудные задачи. Их решение направлено на устранение возникшего в познаний противоречия. Гипотеза требует проверки и доказывания предположения. Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
должна опираться на факты Должна проверяться опытным путём Должна быть совместима существующим научным знаниям Теория – это логически организованное знание, которая отображает определенную область действительности. Структуру теорий образуют такие понятия как суждения, законы, положения, учения и др. Эмпирика характеризуется преобладанием чувственного познания т.е изучение внешнего мира идет по средствам органом чувств. Структуру эмпирического уровня составляют факты, эмпирические обобщения и законы. Эмпирическое обобщение это система определенных фактов. Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях.
Этапы научно-исследовательской работы: Подготовительный Социологическое наблюдение (сбор эмпирической информаций) Обработка и обобщение полученных данных Научный анализ и объяснение данных Изложение итогов
Этапы научной работы студентов Подготовительный Проведение теоретических и эмпирических исследований Работа над рукописью и её оформление Внедрение результатов научного исследования
Методы научного исследования Метод эмпирического наблюдения – это анкетный вопрос Вводная часть, в которой указывается, кто и с какой целью проводит опрос, даётся инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы. Паспортичка (демографическая часть) вопросы по социально-демографической характеристике респондентов (иногда такие вопросы отмечаются в конце анкеты. Контактные вопросы позволяющие респондента и ввести его в изучаемую проблему Основные вопросы, с помощью которых и собирают ту информацию, ради которой проводят исследование Заключительные вопросы, предоставляющие возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования
Могут быть включены контрольные вопросы, они применяются для проверки правдивости ответов а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых на основные вопросы. Вопросы должны располагаться в логической последовательности, рекомендуется начинать с простых, затем сложные и снова простые. В анкете не должно быть бесполезных или наводящих вопросов В зависимости от формы ответов, вопросы могут быть: закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают: с альтернативными ответами, с шкальными ответами, с ответами меню когда предложены варианты ответов. Открытые вопросы не содержат ответов и соответственно респондент может дать любой ответ. Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке другое или иное. Для проверки правильности составления анкеты проводиться пробный опрос. Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный проводиться когда исследуются свыше 500 человек Понятие метода и методологий научных исследований Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Методы исследования классифицируются по отраслям науки. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метотеоретический уровень. Эмпирический метод – наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, анкетирование, моделирование… Теоретический уровень – аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция) Метотеоретический уровень – диалектический, метофизический и др. В зависимости от сферы применения различают методы: Всеобщие (философские) Общенаучные (гуманитарные, естественные, технические) Частные и специальные (для родственных или одной конкретной науки) Под методологией понимают учение о методах познания, о системе принципов, правил предназначенных для успешного решения познавательных задач. Философские и общенаучные методы: Диалектические и метофизические Теоретиком диалектического метода был Маркс, Гегель. Общелогические теоретические и эмпирические Общелогические – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ – это рассмотрение объекта в определенных частях. Синтез – это соединение отдельных частей в единое целое. Аналогия – это способ получения знаний о предметах на оснований того, что они имеют сходства с другими. К методам теоретического уровня относятся аксиоматический, гипотетический, исторический, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному. Аксиоматический метод – это способ исследования который состоит в том, что некоторые утверждения принимаются без доказательств. Затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. Гипотетический метод – это способ исследования с помощью научной гипотезы. Выдвигается научная гипотеза и ее следует доказать на практике. Формализация – отображение явлений или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математика, химия). Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств изучаемого предмета и выделение интересующихся свойств. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятий свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Применяется для сбора социологической информаций. Выделяется простое и включенное наблюдение. Включенное наблюдение – это когда, мы являемся участником той группы за которой наблюдаем или того процесса за которым наблюдаем. Помимо наблюдения используется описание т.е фиксация признаков исследуемого объекта. Метод счета – это определение количественных соотношений объектов. Измерение – выяснение величины или сравнения с эталоном. Сравнение – это сопоставление признаков, которые могут быть присущи двум или нескольким объектам. Эксперимент – это искусственное воссоздание процесса или явления и в ходе этого проверяем действие своей гипотезы. Моделирование – это получение знаний об объекте с помощью его заменителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|