Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева

Вступление… Творчество И.С.Тургенева– это мир, до сих пор неизведанный. Многие пыталисьи пытаются исследовать Тургенева,но нет ещё ни одного,кто бы твёрдо иуверенно мог сказать: «Я знаю всё Его творчество,знаю каждую строчку егопроизведений, могу точно сказать вам,что значит то или иное слово».Да этои понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургеневаполоностью,даже если посвятить этому всю жизнь.А труды тех,кто пытался всё-таки проделать это, нельзя назвать полными и глубокомысленными.Всегда что-то или не до конца понято,или вообще рассмотрено поверхостно.Поэтому и мыне будем рассматривать всё творчество в целом,а исследуем только часть его- «Стихотворения в прозе»…Эта работа – попытка обобщить исследования критиков и литературоведов ивывести свое мнение… В последние годы жизни И.С.Тургенев создаёт цикл «Стихотворений в прозе»,который он пишет с 1877 года.В печати стихотворения появляются в 1882 вдвенадцатом номере «Вестника Европы»… Вообще эти произведения для печати не предназначались,слишком ужинтимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкомудругу Тургенева и редактору журнала,во время одного из последних свиданий сИваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть«Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев) … Почему - то принято считать,что заголовок и окончательный вариантназвания стихотворений придумал Стасюлевич.Хотя известно,что Тургеневотправлял рукопись в «Вестник Европы» уже с подзаголовком «40стихотворений в прозе»… Также,многие пишут,что тургеневские «Стихотворения …» –это новый жанр нетолько для всей русской литературы, но и мировой. И это тоже не верно.Можно провести параллель между «Стихотворениями ….»Тургенева и некоторымипроизведениями европейской литературы 19 века. Например, А.Е.Грузинскийговорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» инекоторыми произведениями Джакомо Леопарди,а в частности, с «Диалогомприроды с исландцем», есть сходство… А довольно известные во временаИ.С.Тургенева «Les petites poemes en prose “? Несомненно, писатель хорошознал эти произведения. Многие исследователи спорили о том,кто жеосновоположник этого жанра …одни говорили,что он зародился на Западе (Л.В.Пумпянский),другие утверждали,что истоки его вообще надо искать вантичности и библейских преданиях …Но наиболее справедливым мне кажетсявывод Н.И.Балашова: “Алозизиус Бертран ввёл,можно решиться сказать,влитературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр”[1].Сосвоей же стороны хочу добавить то,что тургеневские стихотворения,несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской,восточной поэзией.“Стихотворения в прозе”- это те же японские стихотворения,написанные вформе хокку и танка …Их объединяет лаконичность, иносказательность,аглавное.. “бездна мысли”.Каждое слово,каждый звук имеют свой смысл..своёназначение. Но всё-таки..почему же именно стихотворения в прозе?А не просто –философские рассказы?Наверное потому,что слишком уж гармонично сочетаютсязвуки,мелодично сливаются они в слова и фразы … “это сплав поэзии и прозы,мелодии и ритма,отмеченные печатью необыкновенного стилистическкогоизящества”. “Стихотворения в прозе”-это сборник оригинальных философскихвысказываний,жизненных выводов …Это своеобразный итог,черта,точка,которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений..в концесвоей жизни.Здесь отразилось всё то,что было “разлито” по всемпроизведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна,нов то же время, все они неразрывно связаны между собой, связаны в одинобщий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематикестихотворения, как: “Старуха”,”Старик”,”Собака”,”Сон” и т.д.,-а связанымежду собой единым мотивом:размышления о неотвратимости смерти. Таким образом,не будем сейчас выводить все темы по отдельности,аназовём главные и преобладающие: -воспоминания о давней любви -размышления о неотвратимости смерти -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы Возможно,здесь может показаться,что все “Стихотворения … проникнутыпессимистическими настроениями,но это не так.Своим мрачным,тёмным,“пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическиминастроениями(“Лазурное царство”).Обычно они всё о той же любви,красоте,еёсиле.В этих стихотворениях чувствуется,что автор всё же верит в силупрекрасного..в счастливую жизнь..которой у него,к сожалению,небыло.(“Воробей”) Да, этот цикл- это противопоставление, противопоставление жизни исмерти,молодости и старости…,добра и зла,прошлого и настоящего.Эти мотивы“вступают в борьбу” между собой …Тургенев часто сталкивает их,переплетает…всё противоречивое в конце концов автор стемится слить воедино(“Двойник”)… Вообще всё развитие мысли, “развёртывание повествования” оченьнапоминает развитие тем в музыкальных произведениях Шопена,Моцарта и др.“Стихотворения в прозе”- это своеобразные сонаты, но только не в музыке,ав литературе … Но вернёмся к содержанию стихотворений,их тематике.,смыслу и,наконец,философии. Как можно понять из вышенаписанного все произведения Тургеневаобъединяет рассматривание вечных проблем,которые в принципе волнуютобщество и в данное время. Л.Озеров: “ В сборнике имеется множество такназываемых вечных тем и мотивов,стоящих перед всеми поколениями иобъединяющие людей разных времён..”[2]Рассмотрим некоторые темы истихотворения … Человек и природа..противопоставления… И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы.Он был убеждён,что человек только и силён,когда «опирается» на неё.Всюжизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущалии в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться еёжестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал«закон»,по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти.Мысль о том, что “природа,материя остаётся,индивидуумы исчезают”, мучалаТургенева.Его возмущало то,что природа “не ведает ни добра,ни зла”.В ответна лепетание человека о справедливости она отвечает:”Разум мне не закон-чтотакое справедливость?Я тебе дала жизнь-я её и отниму и дам другим,червям илюдям…мне всё равно..А ты пока защищайся- и не мешай мне!”Ей всё равно,чточеловек, что червь..всё одни твари..У всех жизнь одна.. жизнь-величайшая ценность.А главное,что есть в ней,что надо беречь,поймать ине отпускать, - молодость и любовь.Не зря преобладающим мотивом являетсятоска героя о прошлом, скорбь из-за того,что всё подходит к концу,а такмало сделано…. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновеннав сравнении с жизнью природы…Это противоречие, конфликт между человеческойжизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. «Не дайтепроскользнуть жизни между пальцев»..Вот основная философская мысль инаставление писателя,выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почемучасто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь,анализарует её,часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь,куда ушла ты такбесследно?Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?»Тургенев раз за разом говорит нам о том,что жизнь лишь мгновение,её надопрожить так,чтобы в конце не оглядываться с ужасом,не выводить: «Догорай,бесполезная жизнь..»Нередко,для того чтобы показать всю мимолётность её, Тургенев сопоставляетнастоящее и прошлое.Ведь именно в такие моменты, вспоминая своёпрошлое,человек начинает ценить свою жизнь…(«Двойник»)… Интересно проанализировать следующее стихотворение ….:Собака. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себяне понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жметсяпугливо к другой. Февраль, 1878. Как видно,в этом стихотворении рассматривается всё тот же вопрос жизни исмерти, мимолётности человеческой жизни,незначительности каждой отдельновзятой жизни перед лицом смерти.Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первомже «налёте» бури.Это пугливое,отдельное существо,которое чувствуетприближение смерти,и «Одна жизнь жмётся пугливо к другой».В этомстихотворении опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всехживых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз».Авторставит рядом человека и животное,чтобы подчеркнуть различие,ноодновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели онвводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны» близки посмыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти.Для этой же цели в тесте можно заметить и употребление повторения одних итех словосочетаний:одно и то же чувство,один и тот же огонёк,одна и та жежизнь.Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы,которая«налетит», «махнёт» на огонёк жизни «холодным широким крылом». С помощьютропов Тургенева оживляет смерть,даёт ей «жизнь»: «воет страшная,неистовая буря».Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец!»-подчёркивается необратимость,бызвыходность; «Нет!…»Кроме того, в текстеимеется ещё одно так называемое средство экспрессивнойлексики..свойственный Тургеневу риторический вопрос,который заставляетсамого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданныевопросы..Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весло это ощущение:там светлые воспоминания детства,невозвратно мелькнувшего,там гордые ирадостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропалчеловек,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам…И благо тому,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такоенастроение души».[3] Действительно, мы можем отметить,что многиестихотворения в прозе,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,насамом деле пробуждают в человеке «сосотояние душевной высоты ипросветлённости».Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениямписателя необычайную задушевность.Всё это мы пишем к тому,что именно втаких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризмпроявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель «играет»со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения,мудрости понимания,примирённости противоречий».[4] Тургенев упиваетсяпоэзией времени…Действительно,как мастерски создаёт Тургенев образ ликущей молодости–«царства лазури,света,молодости и счастья»-в стихотворении «Лазурноецарство» и противопоставляет это светлое царство «тёмным, тяжёлым дням..холоду и мраку старости»…И везде,везде эта философская идея,о которой уженемного упоминалось ранее:показать все противоречия и преодолеть,снять их всинтезе.И это в полной мере отразилось в «Молитве»:В этом стихотворении ход мысли идёт от противопоставления ксинтезу.Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединитьвещи,казалось бы, несоединимые.»И потому:станем пить и веселиться-дамолиться»И потому мы не можем согласиться с высказываниями довольноизвестного А.Батюто «..Таким образом,и в молодости, и в пору духовнойзрелости,и на закате литературной деятельности Тургенев –философнеоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытомупротивопоставлениюГёте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистическойфилософии»[5]Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли: вера в чудо проходитчерез коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том,что дважды двапять, а не четыре,но его разум может воспротивиться против подобнойнесуразицы.А что же тогда? Тогда на помощь придёт Шекспир…Что же тогдаделать,что выбирать?Как писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе,асобирает всё в единую систему противоречий,которая в сущности –то иявляется той самой истиной,которую все ищут.. «Сила сильнее его воли..»Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь уТургенева –это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть,могучая сила.Она способна противостоять всему,даже смерти. «Любовь длянего- едва ли не единственное,в чём человеческая личность находит своёвысшее утверждение». «Только ею,только любовью держится и движется жизнь»(«Воробей»).Она может сделать человека сильным и волевым,способным наподвиг.Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь–«надламывающая эгоизм».Он уверен,что только такая любовь способна принестиистинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им.(И это неудивительнотеперь для нас. Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь.Вовсех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь,как большоежизненное испытание,как проверку сил человеческих.)На эту жертву обязанпойти каждый человек, любое живое существо.Всё вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в своём стихотворении "Воробей".Даже птицу,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,можетспасти любовь,которая сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силыбороться и жертвовать собой.В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-«судьба»,злойрок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и,казалось бы,непобедимаясила.Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно изстихотворения «Старуха»,а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается,«ползёт» прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи «Неуйдёшь!».Уйдёшь,ещё как уйдёшь,любовь сильнее тебя, она «закроет»«зубастую раскрытую пасть» и,даже судьбу,даже это громадное чудовище можноприсмирить.Даже оно может остановиться, попятиться …признать силу, силулюбви…На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова,написанныеранее: «Стихотворения в прозе»–цикл противопоставления.В данном случаесила любви противостоит силе зла,смерти…Таким образом,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки«преодолеть» безысходную скорбь, противопоставить грустижизнерадостностную борьбу,настроение,которое выражается фразой: «МЫ ещёповоюем!»В этом стихотворении,как пишет Аднан, «тургеневская исповедьперерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека передлицом суровых и вечных законов жизни»…- таков окончательный выводфилософской мысли автора… Заключение.Как можно теперь заметь,единого мнения,единой концепции рассмотрениятургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей,столько имнений.Мы попробовали соединить воедино(,даже можно сказать,воспользовалисьтеперь уже хорошо известным нам приёмом Тургенева),привести к синтезу всепротиворечия и суждения о творчестве писателя,а в частости,о«Стихотворениях в прозе»… Мы попробовали определить основные направленияфилософской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью оченьтрудно..а его творчество всегда будет хранить в себе какие-то тайны изагадки… «Стихотворения в прозе»-это итог трудной,но красивой жизни великогописателя,который сумел соединить в своих «Senilia»и радость, и горечь,имгновенное, и вечное,и личное, и общечеловеческое… Список используемой литературы:Аднан Салим«Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983Винникова Галина«Тургенев и Россия»,М.,1986Грузинский А.Е.«И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972Добролюбов Н.А.«Собрание сочинений в трёх томах»,том.3,М.,1952Озеров Л.«ТургеневИ.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967М.Стасюлевич и его современники в их переписке,в 5-титомах,3т.,СПб,переиздание 1911-1913гг.,1963Чичерин А.В.«Ритм образа»,М.,1973,с.55Шаталов С.И.««Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...