Разработка технических решений по обеспечению надежной роботы гцн-195м
Модернизация главных циркуляционных насосных агрегатов для повышения безопасности работы энергоблоков АЭС
В настоящее время на АЭС с ВВЭР-1000 находится в эксплуатации 20 блоков, на которых длительно эксплуатируются более 80 насосов типа ГЦН-195М. Суммарная наработка ГЦН-195М составляет 1000 реакторо-лет. Максимальная наработка агрегата ГЦН-195М – 130000 часов. Анализ накопленного опыта эксплуатации ГЦН с уплотнением вала и инерционным выбегом с реакторами ВВЭР. а также новые требования по обеспечению безопасности АЭС позволяют сформулировать ряд направлений дальнейшего совершенствования конструкции ГЦН Направление совершенствования, их перспективность определяются в основном требованиями максимального повышения надежности, и эксплуатационной безопасности АЭС. Указанные направления нашли свое отражение при разработке насосов ГЦК-1309 и ГЦН-396 для ВВЭР-440 и ГЦНА- 1391 для АЭС с ВВЭР-1000. Вместе с тем, несмотря на положительный опыт эксплуатации ГЦН-195М и ГЦН-317, установленных на блоках ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, Центральное Конструкторское Бюро Машиностроения (ЦКБМ) постоянно занимается вопросами совершенствования конструкции, повышения безопасности и надежности эксплуатации оборудования. Совершенствование насосного оборудования проводится по нескольким направлениям, которые в настоящее время нашли свое отражение в конструкции ГЦНА- 1391, разработанного для реакторной установки В-392 и примененного для строящихся АЭС в Китае и Иране и представленного на рисунке 3.3. В таблице 3.2 представлены его основные параметры. Конструкция ГЦНА- 1391 явилась продолжением развития конструкции ГЦН-195М. в которую внесены следующие усовершенствования:
1. В отличие от ГЦН-195М, имеющего цельнолитую конструкцию спирального корпуса насоса, корпус насоса ГЦНА- 1391 выполнен виде сферической штампо-сварочной конструкции. Такое конструктивное решение позволило отказаться от применения литья и связанного с этим большого объема ручных работ по зачистке и устранению дефектов литья, повысило надежность конструкции и существенно усилило ее технологичность. Работы по совершенствованию конструкции корпуса продолжаются, так для поставки в Китай совместные работы ЦКБМ, Ижорского завода и ЦНИИТМАШа позволили исключить из конструкции центральный сварной шов. 2. Проточная часть насоса выполнена в виде штампо-сварных конструкций 3. Изменена конструкция главного и разъема ГЦНА, который в настоящее время 4. В части конструкции выемной части насоса ГЦНА- 1391 небольшие изменения
Дело в том. что вследствие протяженных трасс подвода и отвода масляной смазки, проложенных через бокс парогенераторов и герметичные проходки с локализующей арматурой, а также арматуры регулирования подачи масла, установки промежуточной емкости и системы пожаротушения масляная система представляет собой сложную конструкции. Поэтому и было принято решение о применении в системах смазки охлаждения радиально-осевых подшипников, работающих на воде. Такие работы велись в ЦК'БМ с 1982 г. К настоящему времени разработаны, изготовлены и успешно прошли испытания в составе агрегатов ГЦН радиально-осевые подшипники на водяной смазке. Испытания проводили на натурных стендах агрегатов ГЦН. устанавливаемых в составе как энергоблоков ВВЭР-440, так и ВВЭР-1000.
Рис. 3.3-ГЦНА-1391 с механическим уплотнением вала
Таблица 3.2-Основные характеристики насоса ГЦНА- 1391
Таблица 3.2 (продолжение)
При работе осевого подшипника на масляной смазке в паре трения во время работы сохраняется гидродинамический режим работы, при этом, например, для агрегата ГЦП-195М минимальный зазор между рабочими колодками- и упорным диском составляет 0,05 мм. Выравнивающая система подшипника типа "Кингсбери" позволяет отслеживать торцевой бой упорного диска и перекосы не вращающихся поверхностей подшипника. В паре трения осевого подшипника применен классический вариант пары трения, работающей на масле: баббит Б83 по стали. Многолетний опыт эксплуатации ГЦН-195М показывает, что при хороших смазывающих свойствах масла пары трения не изнашиваются.
При переходе на воду в качестве смазочно-охлаждаюшей жидкости минимальный расчетный зазор в гидродинамическом клине уменьшается в 10 раз. Учитывая допуски на изготовление, фактическую шероховатость рабочих поверхностей, а также деформации контактирующих поверхностей, можно сделать вывод, что пара трения работает в непосредственном контакте в полужидкостном режиме трения. Учитывая изложенное, необходимо было подобрать надежно работающую пару трения в непосредственном контакте с параметром нагрузки РУ до 1600 - 1800, где: Р - удельное давление в паре трения, кгс/см2; V- окружная скорость в паре трения, м/с.
На основании проведенных исследований был выбран материал пары трения с указанным параметром нагрузки PV – силицированый графит марки СГ- П05 ТУ48-20-81-76, работающий в качестве основной и ответной составляющих пары трения.
Положительный многолетний опыт эксплуатации насосов с блоками уплотнения, имеющими близкие параметры РУ с парой трения в рабочем торце СГ-П05 по СГ-П05 на действующих ВВЭР-440 и 1000, подтвердил высокие триботехнические характеристики этой пары трения. Она и была рекомендована для высоконагруженных осевых подшипников на водяной смазке. Ввиду того, что осевой подшипник с выравнивающей системой типа "Кингсбери" отслеживает торцевые бои и перекосы в агрегате ГЦН, обеспечивая при этом равномерное прилегание элементов пары трения, которые воспринимают действующее осевое усилие, при проектировании осевого подшипника на водяной смазке общий принцип системы "Кингсбери" был сохранен и представлен на рисунках 5 и 6. На колодках вместо наплавленного баббита Б83 были закреплены секторы из материала СГ-П05. Поверхность трения упорного диска набрана из отдельных секторов силпцированного графита, что обусловлено особыми условиями охлаждения и смазк-ц. а также значительными размерами (наружный диаметр упорного диска достигает 850 мм). Набор поверхности упорного диска из отдельных элементов привел к необходимости выполнить смазочные каналы с отклонением от радиального направления на некоторый угол, позволяющий исключить ударный характер встречи отдельных колодок с набором секторных элементов упорного диска.
Радиальный подшипник узла радиально-осевого подшипника одинаков с нижним подшипником насоса по конструкции и применяемой паре трения. Его работоспособность подтверждена многолетней эксплуатацией в составе серийных насосных агрегатов. Экспериментальную отработку и доводку радиально-осевого подшипника на водяной смазке проводили на натурном стенде ЦКБМ. предназначенном для испытаний агрегата ГЦН ВВЭР-1000. Всего за время испытаний узел радиально-осевого подшипника отработал около 6000 часов. Из сравнения состояния рабочих поверхностей подшипника после наработки 5500 часов с состоянием рабочих поверхностей пары трения уплотнений после аналогичных
Рис. 3.4-Общий вид упорного диска осевого подшипника
Рис. 3.3-Общий вид обоймы осевого подшипника периодов наработки с учетом многолетней работы пары трения СГ-П05 по СГ-ПОГ) в составе блоков уплотнения серийных электронасосных агрегатов следует прогнозировать надежную работу элементов пары трения высоконагруженных осевых подшипников в течение не менее 30 тыс. часов. Это свидетельствует о создании и возможности установки в составе ВВЭР-1000 электронасосных агрегатов на водяной смазке. 5. Изменена конструкция нижней части торсионной муфты насоса, в которой 6. С переходом на ГЦН с уплотнением вала по сравнению с герметичными
На рисунке 3.5 представлена установка насосного агрегата ГЦНА-1391 применительно к АЭС «Бушер». Отличительной особенностью конструкции установки насосного агрегата является расположения вспомогательного оборудования на стенках строительной части. При этом холодильники устанавливаются в верхней части для обеспечения условий охлаждения за счет естественной циркуляции при нахождении насосного агрегата в режиме горячего резерва. Такое решение позволило исключить из схемы охлаждения автономного контура вспомогательный герметичный насос ВЦЭН-310, который включался в режиме стоянки в горячем резерве для прокачки воды автономного контура через холодильник, и тем самым упростить схему автономного контура. По системе подачи воды в блок уплотнения также проведены изменения. На В ГЦНА-1391 решено отказаться от штатных насосов, а подачу воды в блоки уплотнения осуществлять из системы спецводоочистки высокого давления, которая работает за счет
Рис.3.5- Общий вид установки насосного агрегата ГЦНА-1391 для АЭС “Бушер”
напора самого насосного агрегата. При этом вода на уплотнения отбирается после холодильников системы СВО. Данное решение разработано совместно с ЦКБМ и Московским и Санкт-Петербургским Атомэнэнергопроектом ц позволяет ликвидировать зависимость работы блока уплотнений от работы подпитывающих насосов и обеспечить автономность насосных агрегатов. 7. Насосный агрегат ГЦНА-1391 создавался для условий работы в сейсмически 8. В отличие от электродвигателей, находящихся в эксплуатации,
3.5 Гидравлический расчёт проточной части центробежного насоса
3.5.1 Определение основных параметров
Исходные данные для расчёта: Q, H, n, r, s, dлоп., dупл., где Q – объёмный расход через проточную часть рабочего колеса, м3/час, Н – напор насоса, м, n – число оборотов, об/мин., r - плотность теплоносителя, кг/м3, s - допустимое напряжение сжатия, кГ/см2, dлоп. – толщина лопатки, мм, dупл. - зазор в уплотнении, мм [1]. Показатель (коэффициент) быстроходности
=
Угловая скорость
, [1/сек]
Приведенный диаметр рабочего колеса
, [м]
Гидравлический КПД насоса
, где D1np в мм.
Теоретический напор
, [м]
Объёмный КПД насоса
e
Реальная подача
, [м3/сек]
Допустимая скорость теплоносителя в выходном сечении рабочего колеса, в первом приближении
, [м/сек]
Общий КПД насоса
, принимаем hмех = 0.96
Мощность, необходимая для перекачки теплоносителя
, [кВт]
с учётом перегрузки Nmax = 1.1 N, [кВт] Определение диаметра вала и втулки Диаметр вала насоса
, [см]
где М = 97500 ×N/n; sкр = 150 кГ/см2; N, [кВт]; n, [об/мин]; dв/100 [см]. Диаметр втулки
, [м] 3.5.2 Определение размеров входа в колесо
Диаметр входа в рабочее колесо
, [м]
Окружная скорость входной кромки рабочей лопатки
, [м/сек], где D1 = 0.8×D0
Конечное значение
, [м/сек]
Принимаем . Меридианная составляющая скорости на входном радиусе
где К1 – коэффициент стеснения на входе, К1» 1.15. Угол безударного входа
,
(b1,0 = b1 - d; b = 20 ¸ 25°; d = 3 ¸ 8°).
После подстановки получаем Ширина канала на входе
, [м]
3.5.3 Определение размеров выхода из колеса
Коэффициент окружной скорости на выходе из колеса
В первом приближении можно принять . Окружная скорость на внешнем диаметре колеса
, [м/сек]
Внешний диаметр рабочего колеса
, [м]
Коэффициент стеснения на выходе из рабочего колеса
K2 = 1.05 ¸ 1.1
Меридианная составляющая абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса
0.5 C0 £ Cm2’ £ C0
Принимаем Cm2’ = 0.8 C0 Угол выхода определяем из зависимости
; b1 = 20 ¸ 25°
после подстановки получаем Принимаем
w1/w2 = 1
Число рабочих лопаток
Теоретический напор при z = ¥
, [м] где ;
Окружная скорость (во втором приближении)
, [м/сек]
где
Диаметр выхода
, [м]
Ширина канала на выходе
, [м]
Коэффициент стеснения на выходе (проверка)
Сравнивая значения К2 и К2’, получаем 1,08 1, они не совпадают тогда проведя несколько итераций получим:
Коэффициент стеснения на входе (проверка)
Сравнивая значения К1 и К1’, получаем, что 1,15 0,999 тогда проведя несколько итераций получим:
Уточняем
, [м/сек];
, [м/сек]
Сравниваем . Получаем , тогда повторяем расчет с п.26 и получаем:
W1=37.43 (m/c)
W2=37.25 (m/c)
3.5.4 Расчет протечек через уплотнение рабочего колеса
, [м3/сек]
где m - коэффициент расхода; Ri – радиус колеса в месте уплотнения; bi – радиальный зазор в уплотнении; - напор, теряемый в уплотнении.
; , [м]
, [м];
где bi = bупл.; l - коэффициент сопротивления трения (l = 0.04 ¸ 0.06). Протечки через лабиринтные уплотнения
, [м3/сек] где , [м]; , [м2]
,
где возможно RЛ» Ri, bЛ» bi. Суммарные протечки через уплотнения в рабочем колесе
, [м3/сек]
Объёмный КПД (проверка)
Сравниваем hоб’ и hоб, если они не совпадают, то присваиваем hоб’:= hоб и расчёт повторяем, начиная с пункта 8. Выводим на печать D1,D2,b1,b2,b1,0,b1,b2,z,w1,w2,u,u2, , ,K1,K2,QT,HT,ns,hоб,hг,h,С0,dв,dвт,d0,Rупл.,w,QS,H¥,DH,N
3.5.5 Расчет профеля лопатки
Шаг разбития
, где
Средняя ширина канала
Средняя скорость по длине канала
Величина ,
Ширина канала в (i+1)-ой точке
или
Подставляя ранее найденные величины получим:
Скорость потока (уноса) в (i+1)-ой точке
или Подставляя ранее найденные величины получим:
Скорость в i-ой точке (меридианная составляющая относительной скорости)
Параметр t в i-ой точке
Угол bi в i-ой точке
где di – толщина лопатки в i – ой точке. Величина Вi в i-ой точке
Выведем результаты в виде таблице 3.3. Таблица 3.3- Результаты расчетов
Радиус рабочего колеса в (i+1)-ой точке , или Угол q в i-ой точке ; Результат выведем в виде таблицы 3.4.
Таблица 3.4- Результаты расчетов
Печать Ri,bi,qi,wi.
3.5.6 Расчет профиля винтового отвода
Начальный радиус отвода
Начальная ширина отвода
Постоянная величина
Радиус отвода в i-ой точке
Ширина отвода в i-ой точке
Величина Bi в i-ой точке
Расходы DQi в i-ой точке
Расход
Результат показан ниже. Результаты гидравлического расчёта проточной части центробежного насоса Исходные данные для проведения расчёта приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5- Исходные расчётные данные
Таблица 3.5 (продолжение)
Результаты расчёта отражены в таблице 3.6.
Таблица 3.6- Результаты расчёта
Таблица 3.6 (продолжение)
Таблица 3.7- Результаты расчёта профиля винтового отвод
Таблица 3.7 (продолжение)
R3=0.536 (м); b3=0.263 (м); Qn=5.747 (м3/час).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|