Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка технических решений по обеспечению надежной роботы гцн-195м

Модернизация главных циркуляционных насосных агрегатов для повышения безопасности работы энергоблоков АЭС

 

В настоящее время на АЭС с ВВЭР-1000 находится в эксплуатации 20 блоков, на которых длительно эксплуатируются более 80 насосов типа ГЦН-195М.

Суммарная наработка ГЦН-195М составляет 1000 реакторо-лет.

Максимальная наработка агрегата ГЦН-195М – 130000 часов.

Анализ накопленного опыта эксплуатации ГЦН с уплотнением вала и инерционным выбегом с реакторами ВВЭР. а также новые требования по обеспечению безопасности АЭС позволяют сформулировать ряд направлений дальнейшего совершенствования конструкции ГЦН Направление совершенствования, их перспективность определяются в основном требованиями максимального повышения надежности, и эксплуатационной безопасности АЭС.

Указанные направления нашли свое отражение при разработке насосов ГЦК-1309 и ГЦН-396 для ВВЭР-440 и ГЦНА- 1391 для АЭС с ВВЭР-1000.

Вместе с тем, несмотря на положительный опыт эксплуатации ГЦН-195М и ГЦН-317, установленных на блоках ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, Центральное Конструкторское Бюро Машиностроения (ЦКБМ) постоянно занимается вопросами совершенствования конструкции, повышения безопасности и надежности эксплуатации оборудования. Совершенствование насосного оборудования проводится по нескольким направлениям, которые в настоящее время нашли свое отражение в конструкции ГЦНА- 1391, разработанного для реакторной установки В-392 и примененного для строящихся АЭС в Китае и Иране и представленного на рисунке 3.3. В таблице 3.2 представлены его основные параметры.

Конструкция ГЦНА- 1391 явилась продолжением развития конструкции ГЦН-195М. в которую внесены следующие усовершенствования:

1. В отличие от ГЦН-195М, имеющего цельнолитую конструкцию спирального корпуса насоса, корпус насоса ГЦНА- 1391 выполнен виде сферической штампо-сварочной конструкции.

Такое конструктивное решение позволило отказаться от применения литья и связанного с этим большого объема ручных работ по зачистке и устранению дефектов литья, повысило надежность конструкции и существенно усилило ее технологичность.

Работы по совершенствованию конструкции корпуса продолжаются, так для поставки в Китай совместные работы ЦКБМ, Ижорского завода и ЦНИИТМАШа позволили исключить из конструкции центральный сварной шов.

2. Проточная часть насоса выполнена в виде штампо-сварных конструкций
рабочего колеса и направляющего аппарата вместо литого рабочего колеса,
применявшегося на первых серийных насосах ГЦН-195М. Такая конструкция рабочего
колеса уже внедрена и эксплуатируется на ряде насосов ГЦН-195М и позволила
исключить дефекты литых рабочих колес, применение направляющего аппарата
позволит уменьшить радиальные нагрузки на рабочее колесо и увеличит ресурс
подшипников.

3. Изменена конструкция главного и разъема ГЦНА, который в настоящее время
выполняется в виде двух плоских прокладок специальной конструкции, выполненных
из материала «Графлекс». Прокладки устанавливаются в плоскости разъема корпуса
насоса и крышки, что позволяет существенно снизить влияние термических
деформаций на обеспечение герметичности главного разъема. Между прокладками
предусматривается контроль герметичности, что позволит обнаружить протечки
внутренней прокладки, в случае их появления, и. при необходимости, перейти на
работу на внешней прокладке и повысить надежность работы главного разъема.
Конструкция главного разъема обоснована проведенными опытными работами.

4. В части конструкции выемной части насоса ГЦНА- 1391 небольшие изменения
произошли в радиально-осевом подшипнике, который переведен со.смазки маслом на
водяную смазку.

Дело в том. что вследствие протяженных трасс подвода и отвода масляной смазки, проложенных через бокс парогенераторов и герметичные проходки с локализующей арматурой, а также арматуры регулирования подачи масла, установки промежуточной емкости и системы пожаротушения масляная система представляет собой сложную конструкции. Поэтому и было принято решение о применении в системах смазки охлаждения радиально-осевых подшипников, работающих на воде. Такие работы велись в ЦК'БМ с 1982 г. К настоящему времени разработаны, изготовлены и успешно прошли испытания в составе агрегатов ГЦН радиально-осевые подшипники на водяной смазке. Испытания проводили на натурных стендах агрегатов ГЦН. устанавливаемых в составе как энергоблоков ВВЭР-440, так и ВВЭР-1000.

 

 

 

 

Рис. 3.3-ГЦНА-1391 с механическим уплотнением вала

 

Таблица 3.2-Основные характеристики насоса ГЦНА- 1391

 

Наименование Единицы измерения Значения
Подача М3  
Напор М(кгс/см2) 89,4±3,5 (6,5±0,25)
Температура теплоносителя °С 290-300
Давление на входе МПа (кгс/см2) 15,3 (156)
Мощность насосного агрегата    
- на горячей воде кВт  
- на холодной воде кВт  
Напряжение сети В  
Частота сети Гц  
Момент инерции(СD2) т·м2 7,6
Частота вращения (синхронная) Об/мин  

 

Таблица 3.2 (продолжение)

 

 

Наименование Единицы измерения Значения
Масса (масса электродвигателя) т 120 (41,7)
Габаритные размеры:    
-высота мм  
-в плане мм  
Расход охлаждающей воды:    
-промконтура м3  
-тех. вода м3  
в том числе:    
-электродвигателя м3  
-маслоохладителя М3  
Материалы    
осевого подшипника и рабочего блока уплотнений   Силицированный графит
радиального подшипника   Графито-фторопласт по стали
Срок службы лет  
Работа без технического обслуживания час  

 

При работе осевого подшипника на масляной смазке в паре трения во время работы сохраняется гидродинамический режим работы, при этом, например, для агрегата ГЦП-195М минимальный зазор между рабочими колодками- и упорным диском составляет 0,05 мм. Выравнивающая система подшипника типа "Кингсбери" позволяет отслеживать торцевой бой упорного диска и перекосы не вращающихся поверхностей подшипника. В паре трения осевого подшипника применен классический вариант пары трения, работающей на масле: баббит Б83 по стали. Многолетний опыт эксплуатации ГЦН-195М показывает, что при хороших смазывающих свойствах масла пары трения не изнашиваются.

При переходе на воду в качестве смазочно-охлаждаюшей жидкости минимальный расчетный зазор в гидродинамическом клине уменьшается в 10 раз. Учитывая допуски на изготовление, фактическую шероховатость рабочих поверхностей, а также деформации контактирующих поверхностей, можно сделать вывод, что пара трения работает в непосредственном контакте в полужидкостном режиме трения.

Учитывая изложенное, необходимо было подобрать надежно работающую пару трения в непосредственном контакте с параметром нагрузки РУ до 1600 - 1800, где: Р - удельное давление в паре трения, кгс/см2; V- окружная скорость в паре трения, м/с.

 

На основании проведенных исследований был выбран материал пары трения с указанным параметром нагрузки PV – силицированый графит марки СГ- П05 ТУ48-20-81-76, работающий в качестве основной и ответной составляющих пары трения.

 

Положительный многолетний опыт эксплуатации насосов с блоками уплотнения, имеющими близкие параметры РУ с парой трения в рабочем торце СГ-П05 по СГ-П05 на действующих ВВЭР-440 и 1000, подтвердил высокие триботехнические характеристики этой пары трения. Она и была рекомендована для высоконагруженных осевых подшипников на водяной смазке.

Ввиду того, что осевой подшипник с выравнивающей системой типа "Кингсбери" отслеживает торцевые бои и перекосы в агрегате ГЦН, обеспечивая при этом равномерное прилегание элементов пары трения, которые воспринимают действующее осевое усилие, при проектировании осевого подшипника на водяной смазке общий принцип системы "Кингсбери" был сохранен и представлен на рисунках 5 и 6. На колодках вместо наплавленного баббита Б83 были закреплены секторы из материала СГ-П05. Поверхность трения упорного диска набрана из отдельных секторов силпцированного графита, что обусловлено особыми условиями охлаждения и смазк-ц. а также значительными размерами (наружный диаметр упорного диска достигает 850 мм). Набор поверхности упорного диска из отдельных элементов привел к необходимости выполнить смазочные каналы с отклонением от радиального направления на некоторый угол, позволяющий исключить ударный характер встречи отдельных колодок с набором секторных элементов упорного диска.

Радиальный подшипник узла радиально-осевого подшипника одинаков с нижним подшипником насоса по конструкции и применяемой паре трения. Его работоспособность подтверждена многолетней эксплуатацией в составе серийных насосных агрегатов.

Экспериментальную отработку и доводку радиально-осевого подшипника на водяной смазке проводили на натурном стенде ЦКБМ. предназначенном для испытаний агрегата ГЦН ВВЭР-1000. Всего за время испытаний узел радиально-осевого подшипника отработал около 6000 часов.

Из сравнения состояния рабочих поверхностей подшипника после наработки 5500 часов с состоянием рабочих поверхностей пары трения уплотнений после аналогичных

 

 

Рис. 3.4-Общий вид упорного диска осевого подшипника

 

 

Рис. 3.3-Общий вид обоймы осевого подшипника

периодов наработки с учетом многолетней работы пары трения СГ-П05 по СГ-ПОГ) в составе блоков уплотнения серийных электронасосных агрегатов следует прогнозировать надежную работу элементов пары трения высоконагруженных осевых подшипников в течение не менее 30 тыс. часов. Это свидетельствует о создании и возможности установки в составе ВВЭР-1000 электронасосных агрегатов на водяной смазке.

5. Изменена конструкция нижней части торсионной муфты насоса, в которой
вместо зубчатого венца, погруженного в масляную ванну, организованную в верхнем
конце вращающегося ритора насоса и заполняемую маслом во время сборки агрегата,
устанавливается гибкая пластинчатая муфта. Хотя мы и имеем положительный опыт
эксплуатации зубчатого венца, однако, необходимость заполнения маслом полости
ротора и его удержания во время работы создает определенные неудобства в
эксплуатации, поэтому и было принято решение по модернизации торсионной муфты.

6. С переходом на ГЦН с уплотнением вала по сравнению с герметичными
насосами резко возросло количество вспомогательных систем, которые обеспечивают
работу насоса. Наряду с традиционными системами автономного контура для
охлаждения и смазки нижнего водяного подшипника и системой охлаждения
добавились система смазки, о которой уже выше упоминалось, и система подачи воды
в блок уплотнения насосного агрегата, конечно, наличие большого количества
вспомогательных систем усложняет конструкцию установки насосного агрегата и
условия ее эксплуатации.

На рисунке 3.5 представлена установка насосного агрегата ГЦНА-1391 применительно к АЭС «Бушер».

Отличительной особенностью конструкции установки насосного агрегата является расположения вспомогательного оборудования на стенках строительной части.

При этом холодильники устанавливаются в верхней части для обеспечения условий охлаждения за счет естественной циркуляции при нахождении насосного агрегата в режиме горячего резерва. Такое решение позволило исключить из схемы охлаждения автономного контура вспомогательный герметичный насос ВЦЭН-310, который включался в режиме стоянки в горячем резерве для прокачки воды автономного контура через холодильник, и тем самым упростить схему автономного контура.

По системе подачи воды в блок уплотнения также проведены изменения. На
действующих блоках АЭС для ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 в настоящее время применяется
подача воды в уплотнения насосов специальными центробежными или поршневыми
насосами..!

В ГЦНА-1391 решено отказаться от штатных насосов, а подачу воды в блоки уплотнения осуществлять из системы спецводоочистки высокого давления, которая работает за счет

 

Рис.3.5- Общий вид установки насосного агрегата ГЦНА-1391 для АЭС “Бушер”

 

напора самого насосного агрегата. При этом вода на уплотнения отбирается после холодильников системы СВО. Данное решение разработано совместно с ЦКБМ и Московским и Санкт-Петербургским Атомэнэнергопроектом ц позволяет ликвидировать зависимость работы блока уплотнений от работы подпитывающих насосов и обеспечить автономность насосных агрегатов.

7. Насосный агрегат ГЦНА-1391 создавался для условий работы в сейсмически
активных районах, для чего в нем проведено усиление разъемов между сопряженными
опорными подставками, а также разъема, на который опирается электродвигатель.
Агрегат для обеспечения работы при сейсмических воздействиях имеет два пояса
раскрепления: один - на корпусе насоса, другой - на электродвигателе для
подсоединения гидроамортизаторов.

8. В отличие от электродвигателей, находящихся в эксплуатации,
электродвигатели, предназначенные для АЭС в Китае и Иране, выполняются со
смазкой огнестойким маслом ОМТИ. что значительно повышает пожаробезопасность.
При этом индивидуальная система смазки монтируется прямо на агрегате, что сводит к
минимуму протяженность маслопроводов.

 

 

3.5 Гидравлический расчёт проточной части центробежного насоса

 

3.5.1 Определение основных параметров

 

Исходные данные для расчёта: Q, H, n, r, s, dлоп., dупл., где Q – объёмный расход через проточную часть рабочего колеса, м3/час, Н – напор насоса, м, n – число оборотов, об/мин., r - плотность теплоносителя, кг/м3, s - допустимое напряжение сжатия, кГ/см2, dлоп. – толщина лопатки, мм, dупл. - зазор в уплотнении, мм [1].

Показатель (коэффициент) быстроходности

 

=

 

Угловая скорость

 

, [1/сек]

 

Приведенный диаметр рабочего колеса

 

, [м]

 

Гидравлический КПД насоса

 

, где D1np в мм.

 

Теоретический напор

 

, [м]

 

Объёмный КПД насоса

 

e

 

Реальная подача

 

, [м3/сек]

 

Допустимая скорость теплоносителя в выходном сечении рабочего колеса, в первом приближении

 

, [м/сек]

 

Общий КПД насоса

 

, принимаем hмех = 0.96

 

Мощность, необходимая для перекачки теплоносителя

 

, [кВт]

 

с учётом перегрузки Nmax = 1.1 N, [кВт]

Определение диаметра вала и втулки

Диаметр вала насоса

 

, [см]

 

где М = 97500 ×N/n; sкр = 150 кГ/см2; N, [кВт]; n, [об/мин]; dв/100 [см].

Диаметр втулки

 

, [м]

3.5.2 Определение размеров входа в колесо

 

Диаметр входа в рабочее колесо

 

, [м]

 

Окружная скорость входной кромки рабочей лопатки

 

, [м/сек], где D1 = 0.8×D0

 

Конечное значение

 

, [м/сек]

 

Принимаем .

Меридианная составляющая скорости на входном радиусе

 

 

где К1 – коэффициент стеснения на входе, К1» 1.15.

Угол безударного входа

 

,

 

(b1,0 = b1 - d; b = 20 ¸ 25°; d = 3 ¸ 8°).

 

После подстановки получаем

Ширина канала на входе

 

, [м]

 

3.5.3 Определение размеров выхода из колеса

 

Коэффициент окружной скорости на выходе из колеса

 

В первом приближении можно принять .

Окружная скорость на внешнем диаметре колеса

 

, [м/сек]

 

Внешний диаметр рабочего колеса

 

, [м]

 

Коэффициент стеснения на выходе из рабочего колеса

 

K2 = 1.05 ¸ 1.1

 

Меридианная составляющая абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса

 

0.5 C0 £ Cm2’ £ C0

 

Принимаем Cm2’ = 0.8 C0

Угол выхода определяем из зависимости

 

; b1 = 20 ¸ 25°

 

после подстановки получаем

Принимаем

 

w1/w2 = 1

 

Число рабочих лопаток

 

 

Теоретический напор при z = ¥

 

, [м]

где ;

 

Окружная скорость (во втором приближении)

 

, [м/сек]

 

где

 

Диаметр выхода

 

, [м]

 

Ширина канала на выходе

 

, [м]

 

Коэффициент стеснения на выходе (проверка)

 

 

Сравнивая значения К2 и К2’, получаем 1,08 1, они не совпадают тогда проведя несколько итераций получим:

Z D2(м) b2(м)
17.44   1.12 0.212

 

Коэффициент стеснения на входе (проверка)

 

 

Сравнивая значения К1 и К1’, получаем, что 1,15 0,999 тогда проведя несколько итераций получим:

b1(м) D1(м) Сm1 K1
0.244 0,7 11.766 1.326

 

Уточняем

 

, [м/сек];

 

, [м/сек]

 

Сравниваем . Получаем , тогда повторяем расчет с п.26 и получаем:

 

W1=37.43 (m/c)

 

W2=37.25 (m/c)

 

3.5.4 Расчет протечек через уплотнение рабочего колеса

 

, [м3/сек]

 

где m - коэффициент расхода; Ri – радиус колеса в месте уплотнения; bi – радиальный зазор в уплотнении; - напор, теряемый в уплотнении.

 

; , [м]

 

, [м];

 

где bi = bупл.; l - коэффициент сопротивления трения (l = 0.04 ¸ 0.06).

Протечки через лабиринтные уплотнения

 

, [м3/сек]

где , [м]; , [м2]

 

,

 

где возможно RЛ» Ri, bЛ» bi.

Суммарные протечки через уплотнения в рабочем колесе

 

, [м3/сек]

 

Объёмный КПД (проверка)

 

Сравниваем hоб’ и hоб, если они не совпадают, то присваиваем hоб’:= hоб и расчёт повторяем, начиная с пункта 8.

Выводим на печать

D1,D2,b1,b2,b1,0,b1,b2,z,w1,w2,u,u2, , ,K1,K2,QT,HT,ns,hоб,hг,h,С0,dв,dвт,d0,Rупл.,w,QS,H¥,DH,N

 

3.5.5 Расчет профеля лопатки

 

Шаг разбития

 

, где

 

Средняя ширина канала

 

 

Средняя скорость по длине канала

 

 

Величина

,

 

Ширина канала в (i+1)-ой точке

 

 

или

 

Подставляя ранее найденные величины получим:

 

b1 b2 b3 b4 b5 b6 b7 b8 b9 b10
0.237 0.232 0.227 0.222 0.217 0.212 0.207 0.202 0.197 0.191

 

Скорость потока (уноса) в (i+1)-ой точке

 

 

или

Подставляя ранее найденные величины получим:

 

W1 W2 W3 W4 W5 W6 W7 W8 W9 W10
37.432 37.432 37.432 37.432 37.432 37.431 37.431 37.431 37.431 37.431

 

Скорость в i-ой точке (меридианная составляющая относительной скорости)

 

 

Параметр t в i-ой точке

 

 

Угол bi в i-ой точке

 

где di – толщина лопатки в i – ой точке.

Величина Вi в i-ой точке

 

 

Выведем результаты в виде таблице 3.3.

Таблица 3.3- Результаты расчетов

 

Wmi 15.148 15.140 15.133 15.126 15.118 15.111 15.103 15.096 15.089 15.081
ti 0.217 0.222 0.228 0.234 0.239 0.245 0.250 0.256 0.261 0.267
0.298 0.296 0.295 0.293 0.292 0.291 0.289 0.288 0.287 0.286
Bi 4.206 4.119 4.035 3.954 3.876 3.801 3.729 3.659 3.591 3.526

 

Радиус рабочего колеса в (i+1)-ой точке

, или

Угол q в i-ой точке

;

Результат выведем в виде таблицы 3.4.

 

Таблица 3.4- Результаты расчетов

 

Ri 0.449 0.460 0.472 0.483 0.495 0.506 0.518 0.529 0.541 0.552
2.804 5.550 8.239 10.873 13.455 15.987 18.470 20.907 23.297 25.644

 

Печать Ri,bi,qi,wi.

 

3.5.6 Расчет профиля винтового отвода

 

Начальный радиус отвода

 

 

Начальная ширина отвода

 

 

Постоянная величина

 

 

Радиус отвода в i-ой точке

 

Ширина отвода в i-ой точке

 

 

Величина Bi в i-ой точке

 

 

Расходы DQi в i-ой точке

 

 

Расход

 

 

Результат показан ниже.

Результаты гидравлического расчёта проточной части центробежного насоса

Исходные данные для проведения расчёта приведены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5- Исходные расчётные данные

 

Название параметра Обозначение Значение Размерность
Объёмный расход насоса Q   м3/час
Напор насоса Н   м
Число оборотов n   мин-1

 

 

Таблица 3.5 (продолжение)

 

Температура теплоносителя tтн   °С
Плотность теплоносителя r   кг/м3
Допустимое напряжение сжатия s   кГ/см2
Толщина лопатки d   мм
Зазор в уплотнении dупл. 1,2 мм

 

Результаты расчёта отражены в таблице 3.6.

 

Таблица 3.6- Результаты расчёта

 

Название параметра Обозначение Значение
Коэффициент быстроходности ns 316.75
Угловая скорость, с-1 w 104,72
Гидравлический КПД насоса hг 0.961
Теоретический напор НТ 86.35
Диаметр кромки рабочей лопатки, м D1 0,7
Наружный диаметр рабочего колеса, м D2 1,102
Ширина канала на входе, м b1 0.243
Ширина канала на выходе, м b2 0.191
Угол безударного входа b1,0 17.88
Угол входа b1 23.0
Угол выхода b2 17.44
Число рабочих лопаток Z  
Относительная скорость на входе, м/с w1 37.43
Относительная скорость на выходе, м/с w2 37.25
Окружная скорость входной кромки лопатки, м/с u1 36.53
Окружная скорость на внешнем диаметре колеса, м/с u2 57.84
Медианная составляющая на входном радиусе, м/с Cm1 11.79
Медианная составляющая абсолютной скорости на выходе, м/с Cm2 12.63
Коэффициент стеснения на входе K1 1.414
Коэффициент стеснения на выходе K2 1.326

 

 

Таблица 3.6 (продолжение)

 

 

Теоретическая подача, м3/сек QT 5.778
Объемный КПД hоб 0.986
Суммарный КПД h 0.909
Допустимая скорость теплоносителя, м/с С0 10.71
Диаметр вала насоса, см dв 23.15
Название параметра Обозначение Значение
Диаметр втулки рабочего колеса, см dвт 28.94
Диаметр входа в рабочее колесо, м D0 0.872
Радиус колеса в месте уплотнения, м Rупл. 0.269
Суммарные протечки через уплотнения в рабочем колесе, м3 QS 0.071
Теоретический напор при z = ¥ H¥ 108.63
Напор, теряемый в уплотнениях, м Qsi 34.05
Напор в лабиринтных уплотнениях, м Qsл 38.69
Мощность насоса, кВт N 3795.0

 

Таблица 3.7- Результаты расчёта профиля винтового отвод

 

R[i], м 0.580 0.671 0.762 0.863 0.944 1.035 1.126
b[i], м 0.247 0.293 0.339 0.385 0.431 0.477 0.523
Q[i], м3 0.160 0.323 0.330 0.336 0.340 0.344 0.347

 

Таблица 3.7 (продолжение)

 

R[i], м b[i], м Q[i], м3 R[i], м b[i], м Q[i], м3
1.217 0.569 0.350 1.763 0.845 0.359
1.308 0.615 0.352 1.854 0.891 0.360
1.399 0.661 0.354 1.945 0.937 0.361
1.490 0.707 0.355 2.036 0.983 0.362
1.581 0.753 0.357      
1.672 0.799 0.358      

 

 

R3=0.536 (м); b3=0.263 (м); Qn=5.747 (м3/час).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...