Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение участников игры




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

 

 

Методическое пособие по проведению деловой игры

«ПРИЕМЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

для студентов специальности

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

Краснодар 2009

УДК 336.61 (075.8)

 

Рецензенты:

А.Ф. Кузина, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета ГОУ ВПО КубГАУ;

С.А. Касьянова, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского уче- та, анализа и аудита Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

 

Шарудина З.А. Приемы д етерминированного факторного экономического анализа. Методическое пособие по проведению деловой игры по дисциплине «Теория экономического анализа» / З.А. Шарудина. – Краснодар: Экоинвест, 2009. – 22 с.

 

 

Представленная деловая игра имитирует реальные ситуации в использовании методов экономического анализа для количественной оценки влияния факторов на изменение отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.

Методическое пособие по проведению деловой игры предназначено для студентов всех форм обучения специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Методическое пособие по проведению деловой игры «Приемы детерминированного факторного экономического анализа» рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ» (протокол от _________№_____).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1 СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ………………………..6

2 ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ …………………………………………......9

3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ………………...12

4 МАКЕТЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ………………………………...19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….........22

 

Введение

 

Переход к экономическим методам управ­ления требует кардинального улучшения уровня подготовки кадров экономистов и управленцев. В современных условиях аналитические работники должны принимать энергичное и компетентное участие в определении стратегии и тактики развития организации.

Для овладения новыми знаниями и навыками специалисты и руководители хозяйствующих субъектов могут воспользоваться разнообразными способами систематизации и анализа экономической информации, но наиболее эффективными из них являются деловые игры. При этом следует подчеркнуть, что деловые игры не подменяют традиционные методы обучения, а рационально их дополняют.

Основным критерием, определяющим правильность использования деловых игр в учебном процессе, являет­ся достижение цели обучения с учетом требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом к дисциплине «Теория экономического анализа».

Можно выделить следующие цели, соответствующие четырем ступеням (уровням) познания материала игры:

а) общее знакомство с предметом;

б) уяснение конкретных положений, необходимых для принятия решений в соответствии с располагаемыми факта­ми;

в) умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

г) анализ полученных результатов с целью выработки новых более обоснованных решений.

Содержательный аспект обучения с помощью деловых игр включает следую­щие моменты:

- повышается интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгры­ваются в их процессе;

- растет познавательность в процессе обучения, харак­теризующаяся получением и усваи­ванием большего количества информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способст­вует приобретению участниками игры навыков принятия решений;

- изменяется отношение обу­чаемых к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры;

- изменяется самооценка студентов, она становит­ся более объективной, а в ряде случаев (зависящей от содержания и характера игры) повышаются возможности человеческого фактора;

- улучшаются взаимоотношения студентов и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и к преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх и проведению по­следних.

 

Содержание и условия деловой игры

 

Процесс, моделируемый в деловой игре

Количественная оценка влияния факторов, связанных с товарными, трудовыми ресурсами и материально-технической базой торговой организации на изменение объема розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, а также определение влияния структурных сдвигов в реализации товаров на изменение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

В процессе деловой игры для расчета влияния указанных факторов должны использоваться разнообразные приемы детерминированного факторного экономического анализа: балансовый способ, метод цепных подстановок, метод абсолютных и относительных разниц, интегральный метод и метод процентных чисел.

Проспект деловой игры

Концепция деловой игры. Проведение данной игры необходимо для формирования у ее участников навыков самостоятельного количественного определения влияния факторов на изменение результативного показателя.

Содержание деловой игры. В данной деловой игре моделируется деятельность специалистов, привлекаемых к анализу и оценке резервов увеличения розничного товарооборота торговой организации, а также выявлению влияния сдвигов в его структуре на изменение среднего уровня издержек обращения, валового дохода и рентабельности продаж.

Игра ориентирована на широкую аудиторию. Она полезна как для экономистов, учетных работников, руководителей и других лиц, заинтересованных в росте объема продаж.

Студенты получают представление о возможностях комплексного подхода к выполнению поставленного задания и принципах эффективной работы в рамках единой команды. В результате проведения игры у обучаемых появляется перспектива в дальнейшем более качественно выполнять свои непосредственные задачи, связанные с экономическим анализом.

В количественной оценке влияния факторов на изменение отдельных показателей конкретной организации принимает участие команда, которая самостоятельно определяет своего лидера и распределяет игровые роли.

Методическое руководство игровым процессом осуществляет администратор игры - преподаватель, выполняющий предварительное обучение участников, их консультирование в процессе выполнения задания, а также оценивающий полученные результаты и действия участников игры.

Сценарий деловой игры

В качестве объекта анализа используется конкретная действующая организация, ее отдельные ресурсы и экономические показатели деятельности. Этот подход обеспечивает ее участникам: во-первых, погружение в ситуацию не искусственно придуманной, а реально существующей организации; во-вторых, анализ не выдуманных цифровых данных, а конкретных экономических показателей, что позволяет обострить их восприятие и сформировать у участников как более глубокие теоретические представления, так и устойчивые практические навыки, необходимые для качественного анализа.

Игровая обстановка

Игра проводится в обычной учебной аудитории. Состав учебной группы разбивается на команды играющих, каждая из которых определяет влияние соответствующих факторов одним из указанных методов. По результатам проведенного факторного анализа следует сравнить полученные цифровые данные и оценить достоверность произведенных расчетов. Каждая группа играющих самостоятельно организует свою работу в рамках установленного регламента игры и распределяет роли между ее участниками. Для выполнения анализа достаточно использовать обычный электронный калькулятор.

Регламент деловой игры

Для проведения данной деловой игры необходимы 2 аудиторных занятия (4 аудиторных часа) и 4 часа самостоятельной работы, включающих в себя:

1. Ознакомление участников с сущностью игры, целью и решаемыми задачами.

2. Распределение студентов на группы. Инструктаж группы преподавателем-администратором игры, постановка перед группой цели анализа и задач. Распределение ролей в каждой из групп.

3. Расчет количественного влияния указанных факторов с использованием соответствующих приемов экономического анализа.

4. Обсуждение группами полученных результатов, подготовка аналитических выводов. Сдача результатов анализа администратору.

5. Совместное обсуждение полученных результатов по каждой группе.

6. Подведение итогов игры преподавателем, оценка действий групп и участников.

 

Информационное обеспечение участников игры

Для проведения игры необходимы следующие информационные материалы:

1. Содержание и условия игры.

2. Учебно-методические материалы, содержащие методику детерминированного факторного экономического анализа.

3. Макеты аналитических таблиц.

Исходная информация

Задание № 1.

На основании данных, представленных в таблице 1, определить величину влияние отдельных элементов товарного баланса на изменение розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с товарооборотом базисного периода (расчёты выполнить с помощью метода балансовой увязки).

 

Таблица 1- Элементы товарного баланса ООО «Луч»

(тыс. руб.)

Показатель Базисный период Отчетный период
Остаток товаров на начало периода    
Поступление товаров    
Прочее выбытие товаров    
Остаток товаров на конец периода    
Продажа товаров (розничный товарооборот)    

 

 

Задание № 2.

На основании данных, представленных в таблице 2, определить:

- производительность труда одного продавца в базисном и отчетном периодах;

- величину влияния на изменение розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом за счет:

1) изменения среднесписочной численности продавцов;

2) изменения производительности одного продавца.

Расчёты выполнить с использованием метода цепных подстановок, метода абсолютных и относительных разниц, интегрального метода.

 

Таблица 2 - Показатели для оценки эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Луч»

 

Показатель Базисный период Отчетный период
Розничный товарооборот, тыс. руб.    
Среднесписочная численность продавцов, чел.    

 

Задание № 3.

На основании данных, представленных в таблице 3, определить:

- показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы организации;

- величину влияния на изменение розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом за счет:

1) изменения фондоотдачи;

2) изменения среднегодовой стоимости основных средств.

- величину влияния на изменение розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом за счет:

1) изменения товарооборота на 1 м2 торговой площади;

2) изменения среднегодовой стоимости основных средств.

Расчёты выполнить с использованием метода цепных подстановок, метода абсолютных и относительных разниц, интегрального метода.

 

Таблица 3 - Показатели для оценки эффективности использования материально-технической базы ООО «Луч»

 

Показатель Базисный период Отчетный период
Розничный товарооборот, тыс. руб.    
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.    
Торговая площадь, м2    

 

 

Задание № 4.

На основании данных, представленных в таблице 4, определить:

- средний уровень издержек обращения в базисном и отчетном периодах;

- величину влияния на изменение среднего уровня издержек обращения в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом за счет:

1) изменения структуры товарооборота;

2) изменения прочих факторов.

Расчёты выполнить с использованием метода процентных чисел.

 

 

Таблица 4 - Показатели для оценки влияния сдвигов в структуре товарооборота и прочих факторов на изменение среднего уровня издержек обращения ООО «Луч»

 

Товарные группы Товарооборот, тыс. руб. Уровень издержек обращения, %
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
Продовольственные товары     8,50 9,85
Непродовольственные товары     7,50 8,15
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...