Работа подготовлена старшим преподавателем кафедры экономической теории Петренко Л.Н.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методическое руководство по проведению деловой экономической игры «РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ - НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА» для студентов очной формы обучения направления подготовки «Экономика» Составитель Л.Н. Петренко
Ижевск 2011 Удк 330.01 (076.5) Ббк 65.01я 73-5 П 69
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и рабочей программы по микроэкономике и предназначено для активизации учебного процесса изучения данной учебной дисциплины и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета, протокол № ____ от «____» ______________ 201__ г. Рецензенты: Н. А. Беляева - к. э. н., доцент, доцент кафедры экономики АНК ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
И.П. Картазаева - к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФОУ ВПО Удмуртский государственный университет
Составитель Л.Н. Петренко Деловая игра «РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ - НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА» для студентов очной формы обучения направления подготовки «Экономика / Сост. Л.Н. Петренко – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. – 11 c.
Деловая игра включает цели, условия, распределение ролей и задачи участников, круг вопросов и проблем, которыми должен овладеть студент, а также теоретический материал, необходимый для подготовки к проведению данной игры. Цель учебно-методического пособия: помочь студентам изучить процессы функционирования фирмы, понять логику поведения несовершенного конкурента в условиях рыночной экономики, научиться формировать, объяснять и корректно отстаивать свою позицию в дискуссиях по поводу экономических проблем. Пособие адресовано студентам вузов и колледжей всех специальностей и форм обучения.
Удк 330.01 (076.5) Ббк 65.01я 73- 5
© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011
Содержание
Приложение
ДЕЛОВАЯ ИГРА «РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ - НЕСОВЕРШЕННОГО КОНКУРЕНТА» Деловая игра – популярная и эффективная активная форма учебного процесса предназначена для изучения микроэкономики студентами очной формы обучения направления «Экономика» профиль – Бухгалтерский учет, анализ и аудит и проводится в рамках семинарского занятия. Работа подготовлена старшим преподавателем кафедры экономической теории Петренко Л.Н. Проведением экономических деловых игр достигаются следующие учебно-воспитательные цели: Обучающая – формирование научного экономического мировоззрения, изучение студентами основных концепций микроэкономического анализа, понятий и методов микроэкономики, получение системного представления об основных экономических и управленческих аспектах функционирования потребителя и производителя, выработка навыков свободного владения и оперативного использования накопленных теоретических и прикладных профессиональных знаний. Студенты учатся применять изучаемый теоретический инструментарий для анализа конкретных, хотя и достаточно простых, ситуаций. Воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности. Мозговая атака всей группы позволяет выявить лидеров и наладить взаимопомощь между студентами при решении мгновенно возникающих экономических деловых ситуаций. При этом происходит активизация внимания, проявляется темперамент, развиваются интеллектуальные способности.
Развивающая – это приобретение навыков деловой расчетливости, умения производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации и расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности, развитие способности уяснять постановку новых профессиональных задач и самостоятельно или в команде находить пути их решения; При обсуждении в командах студенты, работая над общим результатом, должны уметь обосновать и изложить свою позицию во время презентации результатов обсуждения в команде и обсуждения результатов между командами, а также и выслушать других: своих оппонентов и сторонников.
Деловая игра«Несовершенный конкурент» предназначена для формирования и закрепления навыков управления бизнесом в условиях конкурентной борьбы на либеральном рынке. Фирма – это экономическая единица, которая: 1) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству; 2) самостоятельно принимает решения; 3) стремится к максимизации прибыли. Экономическая прибыль является критерием успеха фирмы.
ЦЕЛЬ ИГРЫ: изучить как принятые фирмой экономические решения влияют на получение максимальной прибыли. Это потребует от студентов решения следующих задач: 1) определения влияние ценовой эластичности спроса на изменение выручки продавца (или, что тоже самое, расходов покупателей), а также направление этой динамики; 2) расчета показателей издержек производства; 3) определения правила максимизации прибыли и нахождения оптимального объёма выпуска продукции, а также и условия приостановки процесса производства; 4) определения правила максимизации прибыли использования факторов производства, а также рыночное установление ставки заработной платы и численности занятых; 5) целесообразность осуществления фирмой инвестиционного проекта; 6) определение провалов рынка в виде внешних эффектов и их устранение. Студенты должны уяснить сущности и взаимозависимости следующих категорий: эластичность спроса, общая и предельная выручки от реализации, общие и предельные издержки производства, предельный продукт труда, дисконтированная стоимость и др.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ И ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на рынке функционирует мясокомбинат (акционерная компания – несовершенный конкурент, перерабатывающая, упаковывающая и изготавливающая мясную продукцию). Мясокомбинат управляется следующими службами и подразделениями: 1) собранием акционеров (СА), 2) экономическим отделом (ЭО), 3) отделом маркетинга (ОМ); 4) бухгалтерией (Б), 5) отделом труда (ОТ), 6) отделом инвестиций (ОИ). Все присутствующие студенты делятся на шесть команд в соответствие со службами и подразделениями мясокомбината, и каждая команда получает заранее подготовленные материалы (для каждой команды разные), в которых содержится информация о проблемной ситуации с точки зрения их команды, т.е. их роли и задание по расчёту экономических показателей. Далее проходит обсуждение в командах. За обсуждением в каждой команде следит модератор (ассистент или преподаватель). Он корректирует дискуссию, направляет ее в нужное русло, а также поправляет ошибки, оценивает работу команды. На обсуждение, расчет и анализ показателей, а также выработку аргументов и обоснование позиции команды отводится 10 минут. Далее, в установленном порядке с изложением своих взглядов выступают по одному представителю от каждой команды. Сообщения- отчёты команд длятся не более 5 минут, в ходе изложения которых представитель команды должен аргументировано обосновать мнение команды по обсуждаемому вопросу. Выступление каждой следующей команды должно учитывать информацию, предоставленную другими командами, и реагировать на нее. Для обоснования своих выводов студенты используют теоретический материал лекций по курсу микроэкономика. Каждая команда выполняет свои функции, составляет отчет о деятельности своей службы и делает презентацию своего выступления.
На основе расчетных данных и информации, полученных собранием акционеров от различных подразделений акционерного общества, собрание акционеров принимает решение о наиболее выгодном плане выпуска продукции, цене, численности занятых, необходимости привлечения банковских кредитов и целесообразности осуществления инвестиционного проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|