В чем, с вашей точки зрения, проявляется двойственность и неоднородность летописных сообщений об известных исторических лицах?
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Вопросы: Расскажите об особенностях летописной формы. Какие сведения о русской истории попадали в поле зрения летописца? Где заявляет о себе точка зрения летописца и почему? 4. Как летописец комментирует исторические факты? Как в летописи соединяются документальное и легендарное, фольклор и литература, исторические предания и проповеди? Где и почему летописец обращается к «чужому» слову? Какие формы «чужого» слова вы видите в тексте летописи? Что вы можете сказать об источниках летописания? В чем, с вашей точки зрения, проявляется двойственность и неоднородность летописных сообщений об известных исторических лицах? 8. Отвечайте на вопросы, приводя примеры из текста летописи. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг вГреки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а поЛовоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекаетВолхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в мореВаряжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть потому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, вкоторое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет наюг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в мореВаряжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятьюустьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары ив Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, отварягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем вПонтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, какговорят, святой Андрей, брат Петра. Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалекоот Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устьеднепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что онпришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с нимученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будетгород великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, гдевпоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, гденынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и какмоются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел вРим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я вСлавянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят ихсильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимутна себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едвавылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. Итворят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творятомовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,побыв в Риме пришел в Синоп. Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо идо той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они всесвоими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И былитри брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозваласьпо имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, иназвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, абыли те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне идоныне в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогдау Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз наКиев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кийкняжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великихпочестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотелсесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныненазывают придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свойгород Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут жескончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлянбыло свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, адругое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их жегород - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озеретакже меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называтьсяволынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,- эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северныхстранах. Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли отскифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и былипоселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землюСлавянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царяИраклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян ипритесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, ноприказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,- и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Богистребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка наРуси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но былоэто после - уже при Олеге.
…
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство. Так было и в царствование Домициана тогда был известен некий волхв именем Аполлоний Тианский, который ходил и творил всюду бесовские чудеса - в городах и селах. Однажды, когда из Рима пришел он в Византию, упросили его живущие там сделать следующее: он изгнал из города множество змей и скорпионов, чтобы не было от них вреда людям и ярость конскую обуздал на глазах у бояр. Так и в Антиохию пришел, и, упрошенный людьми теми - антиохиянинами, страдавшими от скорпионов и комаров, сделал медного скорпиона, и зарыл его в землю, и поставил над ним небольшой мраморный столп, и повелел взять людям палки и ходить по городу и выкликивать, потрясая теми палками: "Быть городу без комара!". И так исчезли из города скорпионы и комары. И спросили его еще об угрожавшем городу землетрясении, и, вздохнув, написал он на дощечке следующее "Увы тебе, несчастный город, много ты потрясешься и огнем будешь попален, оплачет тебя (тот, кто будет) на берегу Оронта". Об (Аполлонии) этом и великий Анастасий Божьего града сказал: "Чудеса, сотворенные Аполлонием, даже и до сих пор на некоторых местах исполняются: одни - чтобы отогнать четвероногих животных и птиц, которые могли бы вредить людям другие же - для удержания речных струй, вырвавшихся из берегов, но иные и на погибель и в ущерб людям, хотя и на обуздание их. Не только ведь при жизни его так делали бесы такие чудеса, но и по смерти, у гроба его, творили чудеса его именем, чтобы обольщать жалких людей, часто уловляемых на них дьяволом". Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением делах? Ведь вот, искусен был на волшебное обольщение и никогда не считался Аполлоний с тем что в безумстве предался мудрому ухищрению; а следовало бы ему сказать: "Словом только творю я то, что хотел", и не совершать действий, ожидаемых от него. То все попущением Божиим и творением бесовским случается - всеми подобными делами испытывается наша православная вера, что тверда она и крепка пребывая подле Господа и не увлекаема дьяволом, его призрачными чудесами и сатанинскими делами, творимыми врагами рода человеческого и слугами зла. Бывает же, что некоторые и именем Господа пророчествуют, как Валаам, и Саул, и Каиафа, и бесов даже изгоняют, как Иуда и сыны Скевавели. Потому что и на недостойных многократно действует благодать, как многие свидетельствуют: ибо Валаам всего был чужд - и праведного жития и веры, но тем не менее явилась в нем благодать для убеждения других. И Фараон такой же был, но и ему было раскрыто будущее. И Навуходоносор был законопреступен, но
и ему также было открыто будущее многих поколений, тем свидетельствуя, что многие, имеющие превратные понятия, еще до пришествия Христа творят знамения не по собственной воле на прельщение людей, не знающих доброго. Таков был и Симон Волхв, и Менандр, и другие такие же, из-за которых и было по истине сказано: "Не чудесами прельщать...". В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельдаизоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, исебе добудешь, и нам". И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью иприбавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взявдань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказалсвоей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Иотпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желаябольшего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет скнязем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, покане убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послалик нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал ихИгорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинниковего, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его уИскоростеня в Деревской земле и до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилецего был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вотубили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала иСвятослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучшихмужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье подБоричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не наПодоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора,а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а местодля ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоитсейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою былтеремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришлидревляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". Иответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же,зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля стакими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищали грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойдизамуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому.Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже невоскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне жеидите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами,а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас владье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга жеприказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, Наследующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, исказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем нина конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответиликиевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашегокнязя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и ввеликих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так исбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга:"Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". Иповелела засыпать их живыми; и засыпали их. И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите,то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя,иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избралилучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда жедревляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так:"Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, истали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей,и тут сгорели все. И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте медымногие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворютризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда изаварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке,пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпатьвысокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. Послетого сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. Исказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Онаже ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянелидревляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко иприказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась вКиев и собрала войско на оставшихся. НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ СВЯТОСЛАВА, СЫНА ИГОРЕВА. В год 6454 (946). Ольга ссыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскуюземлю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня иударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд иАсмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян.Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась ссыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыномсвоим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись изгорода, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольгавсе лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу сословами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне исогласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясьплатить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бырады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же имОльга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы кКиеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже.Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и,заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас?Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, нимехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубяда по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой,поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у васэтой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя ипо три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы ипокорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю отнего и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведалиобо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - комупо голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробьютрут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И,когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей иворобьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, аворобьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи исеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так каксразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольгавоинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских жестарейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабствомужам своим, а остальных оставила платить дань. И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья вВышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыномсвоим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; исохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев ссыном своим Святославом, и пробыла здесь год. В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мстепогосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всейземле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят вПскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, исохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась ксыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви. В год 6456 (948). В год 6457 (949). В год 6458 (950). В год 6459 (951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954). В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла кЦарьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и,увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму,беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столиценашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешькрестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь спатриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил еепатриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так каквозлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последнихпоколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве,и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонивголову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриархусо словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетейдьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице- матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. Послекрещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она жеответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвалдочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь:"Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, исеребро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своеюдочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у негоблагословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - дасохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христаты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранилЕноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лотаот содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи,Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетейего". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, ипришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская кСоломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудростьи чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественноймудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибоищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путяхвозвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротахгромко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженнаяОльга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, инашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверныхприятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня ялюблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне неизгоню вон". Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов сословами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь вРусь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь".Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, какя в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принятькрещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собиралсякреститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующихвера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходятво тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши ихслышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки отразума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и невнимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавиделипремудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принятьсоветов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Япознала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешьрадоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять инуюверу? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если тыкрестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжаяжить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в бедувпадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смертьпримет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающийзлых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибообличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавиделитебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будетволя Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложитим в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говорятак, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до еговозмужалости и до его совершеннолетия.… Начало княжения Ярослава в Киеве. В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороныДнепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяцадруг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорятьновгородцев, говоря: "Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставимвас хоромы наши рубить!". Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что"завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами нападем нанего". Наступили уже заморозки, Святополк стоял между двумя озерами и всюночь пил с дружиной своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, нарассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега,и пошли друг против друга, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и немогли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру,и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав,видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал вПольшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогдаЯрославу 28 лет. В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви. В год 6526 (1018). Пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и споляками. Ярослав же, собрав русь, и варягов, и словен, пошел противБолеслава и Святополка и пришел к Волыню, и стали они по обеим сторонам рекиБуга. И был у Ярослава кормилец и воевода, именем Буда, и стал он укорятьБолеслава, говоря: "Проткнем тебе колом брюхо твое толстое". Ибо былБолеслав велик и тяжек, так что и на коне не мог сидеть, но зато был умен. Исказал Болеслав дружине своей: "Если вас не унижает оскорбление это, топогибну один". Сев на коня, въехал он в реку, а за ним воины его. Ярослав жене успел исполчиться, и победил Болеслав Ярослава. И убежал Ярослав счетырьмя мужами в Новгород, Болеслав же вступил в Киев со Святополком. Исказал Болеслав: "Разведите дружину мою по городам на покорм"; и было так.Ярослав же, прибежав в Новгород, хотел бежать за море, но посадникКонстантин, сын Добрыни, с новгородцами рассек ладьи Ярославовы, говоря:"Хотим и еще биться с Болеславом и со Святополком". Стали собирать деньги отмужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен. И привеливарягов, и дали им деньги, и собрал Ярослав воинов много. Когда же Болеславсидел в Киеве, окаянный Святополк сказал: "Сколько есть поляков по городам,избивайте их". И перебили поляков, Болеслав же побежал из Киева, забравбогатства, и бояр Ярославовых, и сестер его, а Настаса - попа Десятиннойцеркви - приставил к этим богатствам, ибо тот обманом вкрался ему в доверие.И людей множество увел с собою, и города Червенские забрал себе, и пришел всвою землю. Святополк же стал княжить в Киеве. И пошел Ярослав наСвятополка, и бежал Святополк к печенегам. В год 6527 (1019). Пришел Святополк с печенегами в силе грозной, иЯрослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стална место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: "Кровь братамоего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстилты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого".Помолился и сказал: "Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвоюпомогите мне против врага сего - убийцы и гордеца". И когда сказал так,двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множествовоинов. Была же тогда пятница, и всходило солнце, и сошлись обе стороны, ибыла сеча жестокая, какой не бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились,и сходились трижды, так что текла кровь по низинам. К вечеру же одолелЯрослав, а Святополк бежал. И когда бежал он, напал на него бес, и расслабливсе члены его, и не мог он сидеть на коне, и несли его на носилках. Ибежавшие с ним принесли его к Берестью. Он же говорил: "Бегите со мной,гонятся за нами". Отроки же его посылали посмотреть: "Гонится ли кто занами?". И не было никого, кто бы гнался за ними, и дальше бежали с ним. Онже лежал немощен и, привставая, говорил: "Вот уже гонятся, ой, гонятся,бегите". Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскуюземлю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей иЧехией, и там бедственно окончил жизнь свою. "Праведный суд постиг его,неправедного, и после смерти принял он муки окаянного: показало явно...посланная на него Богом пагубная кара безжалостно предала его смерти", и поотшествии от сего света, связанный, вечно терпит муки. Есть могила его в томпустынном месте и до сего дня. Исходит же из нее смрад ужасен. Все это Богявил в поучение князьям русским, чтобы если еще раз совершат такое же, ужеслышав обо всем этом, то такую же казнь примут, и даже еще большую той,потому что совершат такое злое убийство, уже зная обо всем этом. Семь казнейпринял Каин, убив Авеля, а Ламех 70, потому что Каин не знал, что придетсяпринять мщение от Бога, а Ламех совершил убийство, уже зная о казни,постигшей прародителя его. "Ибо сказал Ламех женам своим: "Мужа убил во вредмне и, юношу убив, нанес сам себе беду, потому, сказал он, и 70 мщенийположено мне, что, зная обо всем, сотворил я это"". Ламех убил двух братьевЕноховых и взял себе жен их; этот же Святополк - новый Авимелех, родившийсяот прелюбодеяния и избивший своих братьев, сыновей Гедеоновых; так исвершилось. Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу итруд велик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|