Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников




2.1 Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации являются: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, уметь восхищаться красотой окружающей природы и бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека- будущего гражданина общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Учителя начальных классов, изучая все лучшее, что было наработано до них известными педагогами прошлого и настоящего, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. В этих целях используются учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий, представляющие особую ценность, так как содержат в себе крупицы опыта по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям народа, страны, региона. Признавая положительное влияние учебно- воспитательного процесса на формирование нравственности, нужно сказать о том, что на практике с каждым годом слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% исследуемых кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков и мультипликационных фильмов. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными ценностями. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей, а «добро» и «сострадание» считают главными качествами человека всего10% детей. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношения детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовно – нравственное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Составной частью духовно – нравственное воспитания является патриотическое воспитание школьников, осуществляемое через такие формы деятельности как тематические классные часы под общим названием «О Родине, о доблести и славе», праздники, посвященные Дню Победы, литературные вечера, Дни духовности и культуры, встречи с интересными людьми.

Праздники могут быть распределены по месяцам и представлены в следующем порядке:

сентябрь (День знаний);

октябрь (Посвящение в ученики первоклассников);

ноябрь (Дни духовности и культуры в рамках недели толерантности);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотического воспитания);

март (Мамин праздник);

апрель (Весенняя неделя добра);

май (Неделя памяти и поминовения).

Неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души оказывают Дни здоровья и спорта, совместные праздники родителей и детей, хороводы дружбы, веселые игры и просто прогулки на свежем воздухе, а так же учебные предметы. Анализируя работу на уроках по окружающему миру, на уроках чтения и русского языка, мы пришли к выводу, что учащиеся недостаточно знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, города, деревни, их прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как использовать краеведческий материал при преподавании предмета «окружающий мир»?

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

Определенную роль в вопросах формирования духовно – нравственной культуры школьников может сыграть и религия, в частности православие.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции и без возрождения истоков духовности.

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги воспитательной работы за год, одним из показателей успешности в этой области является нравственная воспитанность школьников. Для определения её уровня существуют различные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, социальный опрос и другие. Нами в этих целях был выбран социальный опрос, в котором приняло участие 24 учащийся (по месту прохождения преддипломной практики). Опрос включал следующие вопросы:

1. Какие общие дела в классе тебе показались интересными и запомнились больше всего?

2. Чему научили тебя наши дела? Выбери подходящие ответы (доброте, честности, беречь природу, любить родину, уважать старших, ценить семью, укреплять собственное здоровье и т.д.)

3. Что бы ты хотел провести в классе в следующем году?

Отвечая на первый вопрос дети перечислили много мероприятий, но особо выделили такие как совместный поход на природу, веселые старты, день именинников, большинство ответов сошлись на следующем мнении “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”.

На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город (9 чел.), научились охранять природу, добросовестно трудиться (6 чел.), честности и доброте, вежливости (5 чел.), научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде (4 чел.).

Наблюдения показали, что у ребят за год совместной учебы сложились дружеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общественное поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, слушаются старосту и учителя. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу жизнь еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа – «Я», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 


 

2.2.Диагностика уровня духовно- нравственной воспитанности младших школьников

 

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников необходимо выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в начале исследовательского эксперимента мы попытались ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? Для этого мы обратились к первоисточникам. У великих педагогов – философов (Платон, Сократ, Аристотель) мы заимствовали такие категории как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, нами было выделено для изучения уровня духовно – нравственной воспитанности в исследуемой группе 10 категорий, которые они должны были пояснить. В опросе участвовало 24 школьника (11 девочек и 13 мальчиков). Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов представлена в табл. 1.

Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), не смогли этого сделать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).

Анализ ответов показал, что школьникам проще всего было объяснить такие понятия как «дружба», «зло», «добро», «долг», а труднее - «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети ограничивались ответом, что это «когда люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании понятия «зло» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

«Добро» в представлении испытуемых - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Таблица №1

  Объяснили Не объяснили  
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1. Счастье       81.9   22.8   18.2
2. Свобода   53.2   36.4   45.6   63.7
3. Мудрость   68.4   81.9   30.4   18.2
4.Мужество           22.8   9.1
5.Умеренность           60.8   45.5
6.Справедливость   60.8   81.9       18.2
7 Дружба   83.6       15.2   9.1
8. Добро                
9. Зло           22.8   9.1
10. Милосердие   30.4   45.5   68.4   54.6
11. Долг   22.8   9.1        
12. Вина       45.5       54.6

 

2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в классе

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать работу по формированию духовно- нравственной культуры в эксперементируемом классе и обогащению словарного запаса детей, направленного на осознание и принятие нравственных категорий. С этой целью совместно с учителем была разработана Программадуховно – нравственного воспитания в классе, рассчитанная на 3 и 4 четверти.

Форма общения.

1. Доброе слово, что ясный день.

2. Ежели вы вежливы.

3. Вот такой ширины, вот такой вышины.

4. Не стоит благодарности.

5. Это слово говорят, если вас благодарят.

Отношение к окружающему.

1. Путешествие «Дорогою добра»

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

3. У каждого народа свои герои.

4. Мы соберем большой хоровод.

5. Люблю маму милую мою.

6. Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1. Если радость на всех одна.

2. Мой класс - мои друзья.

3. Самолюб никому не люб.

4. Поиграем и подумаем.

5. О дружбе мальчиков и девочек.

6. Путешествие в мир доброты, дружбы и мудрых мыслей (итоговое занятие).

Программные мероприятия были разработаны и реализованы в феврале - апреле в рамках внеучебных занятий и уроков по риторике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы, связанные с проблемой формирования и становления духовно-нравственных качеств изучались ведущими педагогами и учеными на протяжении нескольких тысячелетий. За это время уже были сформированы понятия «мораль», «нравственность», «этика», но на сегодняшний день не до конца изучен вопрос, связанный с формированием духовно – нравственных качеств личности и определена роль в этом процессе школы как основного института воспитания.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:

-выработку понимания жизненной важности морали;

-установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

-выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

- выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

-милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1) моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;

2)моральное принуждение как форма морального осуждения.

Духовно- нравственное воспитание в условиях школы осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (учебной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, физкультурно- оздоровительная, общественная и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, гендерные различия детей, социальная обстановка, сложившаяся в коллективе и в обществе в целом и многие другие факторы, накладывающие определенный отпечаток на формирование и становление личности школьника, в том числе и на его духовно- нравственную составляющую.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. – 534с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.

7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности/Под редакцией Е.Н.Степанова М.:ТЦ Свера,2003.- 128с.

9. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1987.- 376с.

10. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

11. Зазнобина Л. С.: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.

 

12. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

13. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

14. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева - Ленинград, 1989 -265с.

15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.

16. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

17. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.

18. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.

19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.

20. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.

 

Интернет ресурсы

1. http://festival.1september.ru/articles/212640/

2. http://korped.rkc-74.ru/p24aa1.html

3. http://fgsn.vlsu.ru/index.php

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm

 


 

Приложение

 

Классный час: путешествие «Дорогою добра»

 

Задачи:

- воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;

- развивать коммуникативные навыки, речь;

- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)

- Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

- Что вы здесь видите? (Пустыню.)

- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!

- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)

- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)

- А что вы при этом чувствовали?

- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)

- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по... (Имени.)

- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

- Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

 

Дети показывают инсценировку.

- Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий)

- Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым)

- Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.

 

- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же - нельзя).

- Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.

- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

- У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.

- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.

- Кто не постесняется назвать эти качества?

- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?

- Прикрепите эти цветочки на деревья.

 

- У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

 

- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам (исполняется песня «Дорогою добра» или прослушивается запись).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...