Мотивация пользователей Интернет
Деятельность человека в Интернете является новым видом деятельности, который сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности. И как любая деятельность, она имеет мотивационную основу. При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, то есть сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития. Среди исследователей мотивации пользователей Интернет отметим работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой [4]. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей Интернет: 1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в
2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых 3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется 4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации. 5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. 6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают
7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы. 8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Исследование А.Е.Войскунского подтверждает мысль о том, что Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы [4]. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.
Итак, мы рассмотрели основные проблемы психологии пользователей Интернет. Так как русскоязычная аудитория Интернет постоянно растет, невозможно отрицать то, что Интернет влияет на общество. Всемирная сеть стала новым видом интеллектуальной деятельности человека и является новой областью исследований психологов и других специалистов. Кроме огромного количества информации Интернет представляет собой огромную зону коммуникации людей. Общение в Интернет имеет свои специфические черты и особенности. Использование разнообразных возможностей всемирной сети приводит к структурным и функциональным изменениям в психической деятельности личности. Особенности общения в сети порождают два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-зависимость. Мы предполагаем, что Интернет-зависимость является индикатором низкого уровня психологической культуры личности пользователя. Восприятие Интернет как инструмента познания и возможности поддержания контактов указывает на психологическую зрелость личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|