А) постепенный упадок республиканских институтов, усиление власти принцепса
Классический период (иначе называемый принципатом), продлился с конца I в. до н.э. до начала III в. н.э. (с 27 года до н.э. – года государственного переворота под началом Августа – по 284 год н.э. – год смерти Диоклециана). В это время, несмотря на то, что формально Римское государство продолжало именоваться Республикой, фактически власть в Риме перешла к принцепсу. Классические республиканские органы управления все еще существовали (магистратуры, комиции, сенат), однако значение фигуры принцепса возрастало. Его власть укрепилась благодаря наличию двух ключевых полномочий: - tribunicia potestas – заключалось в праве интерцессии (intercessio), которым изначально наделялись лишь народные трибуны (tribuni plebis). Обладая таким правом, принцепс мог наложить вето практически на все решения республиканских магистратов; - imperium proconsulare maius et infinitum - в силу данного полномочия принцепс являлся верховным главнокомандующим всех легионов. Указанная эволюция напрямую не повлияла на существовавшие прежде правовые системы и нормы, но они утратили гибкость и перестали эволюционировать, получив название «ius vetus» - буквально, «старое, ветхое право». б) сonstitutiones и ius publicae respondendi В дальнейшем, в рамках рассматриваемого периода, сформировались новые источники права, являвшиеся результатом единоличного волеизъявления принцепса в сфере управления государством. Такие источники права получили название конституций (Constitutiones), представляя собой единоличные распоряжения принцепса, и подразделялись на четыре основных разновидности: - edicta (эдикты), которыми императоры определяли основные (наиболее общие) направления деятельности магистратов провинций; - mandata (мандаты), которые содержали в себе конкретизированные инструкции для чиновников-управленцев, подчиненных напрямую принцепсу, по вопросам управления государственными делами;
- rescripta (рескрипты), то есть ответы императора на практические вопросы, находящиеся в сфере его компетенции. При этом рескрипты могли принимать форму: epistulae ( эпистул), представлявших собой простые письма, направленные принцепсом магистратам или иным чиновникам, которые обращались к принцепсу, испрашивая его мнения по тому или иному вопросу, либо рескриптов в узком смысле – такого рода рескрипты являлись выраженным мнением принцепса по вопросам частных лиц при возникновении отдельных казусов; - decreta (декреты) – решения принцепса по судебным делам, проведенным в экстраординарном процессе (iudicia extra ordinem). Таким образом, наряду с ветхим правом (ius vetus) зародилось и новое право (ius novum), вытеснив собой и цивильное право, и право магистратов. Суть его была сосредоточена, в конечном итоге, в постоянном эдикте императора Адриана (117-138 годы н.э.). Решающее значение в рассматриваемую эпоху имело и развитие науки права, которое происходило благодаря деятельности юрисконсультов. Основной функцией юриспруденции классической эпохи явилась систематизация систем цивильного права и права магистратов, а также их сведение в систему «нового права». Кроме того, деятельность юристов того времени получила свое развитие благодаря зарождению института ius publicae respondendi ( что можно перевести как право публичных консультаций), начало которому положил имератор Август, а в последующем развил и дополнил император Тиберий. Ius publicae respondendi представляло собой право давать ответы по тем или иным вопросам, которым император наделял выдающихся юристов. Мнения, выраженные такими юристами, имели особенный авторитет и представляли собой один из источников права. Мнения юристов приобрели обязательный характер, с последующим приравниванием толкования правак ius civile.
Мнения юристов, как правило, отражались в следующих формах: - respond e re - что означало принятие решения по определенному вопросу, как теоретического, так и практического характера; - a gere - инициировать судебный процесс - сav e re - отредактировать схему, формулу сделки в необходимых случаях. Особое положение в рассматриваемый период занимали два юриста: Квинт Муций Сцевола (Quintus Mucius Scaevola) и Сервий Сульпиций Руф (Servius Sulpicius Rufus). Именно их имена дали названия двум противоположным, оставшимся в истории, школам права – Муцианской и Сервианской. В классическую эпоху частыми были споры и дискуссии между юридическими школами. Так, например, в эпоху императора Августа был знаменит спор между Сабинианцами (глава школы – Гай Атей Капитон) и Прокулианцами (глава школы – Марк Антистий Лабеон). В истории римского права остались имена и других выдающихся юристов - Помпония, Гая и Марцелла (эпоха Антонинов (138-192 гг. н.э.), Папиниана, Павла, Модестина и Ульпиана (эпоха Северов (193-235 гг.н.э.). Собственно же институт ius publicae respondendi просуществовал относительно недолго, постепенно исчезнув ко времени правления императора Траяна (98-117 гг. н.э.). в)Конституция Антонина (Constitutio Antoniniana) В истории римского права следует особо выделить документ, который сыграл существенную роль в его дальнейшем развитии. Это Конституция Антонина - документ, принятый императором Антонином Каракаллой в 212 г. н.э., который даровал латинам и перегринам права римского гражданства. Одним из значимых последствий принятия такого акта стало то, что количество плательщиков податей императору резко возросло. В силу Конституции Антонина римское право распространило свое действие на всю территорию Империи (тогда как ранее каждый народ применял свое собственное право). Это повлекло появление коллизий между универсальным римским правом и правом местным, применявшимся до принятия Конституции. 4. Постклассический период (период абсолютной монархии - домината [15]) х арактеризуется усилением власти императора и приходом абсолютизма, называемого также периодом «домината». В этот период император фактически обрел статус «собственника» Империи.
Хронологически разделяют эпоху домината на два периода: 1. период императора Диоклециана (284 – 527 гг. н.э.); 2. период императора Юстиниана Первого (527 - 565 гг. н.э.). В этот период государство получило статус «наследства» в том смысле, что стало рассматриваться как исключительная собственность, а, значит, как абсолютное владение императора. Интересно, что один из современных итальянских исследователей римского права, А. Гуарино[16], отмечает, что преобладание империи принцепсов над республикой означало эволюцию государственного устройства от субординации к неконтролируемому и бесспорному правлению императоров. В то же время формально республика не была упразднена, также остались и должности преторов, консулов, квесторов, ставшие, однако, просто почетными титулами, без фактических властных полномочий. Период домината, кроме того, характеризуется и постепенной утратой значения республиканских источников права (таких, как leges, сенатусконсульты, эдикты магистратов) и установлением воли монарха как единственного источника права. В постклассическую эпоху, кроме абсолютной власти императора, имели место и другие факторы, существенно изменившие облик римского общества и, соответственно, правового регулирования отношений в этом обществе: - уменьшение влияния сенаторов (хранителей политических и правовых традиций); - наложение на население Империи и римскую цивилизацию новых элементов, которые по духу и сути римскими не являлись – речь идет о проникновении культуры и притязаний на публичную власть варваров; - усиление влияния христианства; - перенесение столицы Римской Империи на Восток (Константинополь), сопровождаемое возрастающим эллинистическим влиянием; - упадок духа права, юриспруденции – постепенное замещение непосредственности и эффективности классической юриспруденции так называемым «византийским» подходом, в результате чего та или иная проблема не решалась немедленно, а зачастую вязла в пространных рассуждениях ученых, так и не находя своего решения.
Действительно, в период домината, с постепенным сосредоточением всей полноты власти в руках монарха, юридическая наука утратила свою активность, дух созидания. Деятельность юристов постепенно стала сводиться к простой обработке произведений классических авторов, что зачастую приводило к искажению смысла таких произведений за счет производимых подчисток и изъятий из оригинального текста, толкований низкого качества, предназначенных чаще всего для учебных целей. Типичными формами, в которых выражалась юридическая деятельность, были следующие: - интерполяции, т.е. намеренные изменения исходного текста, осуществляемые путем добавления или удаления отдельных слов и выражений; - глоссемы (комментарии) – как правило, добавлялись на полях или включались в текст. Зачастую, по вине копировальщиков, такие комментарии становились частью оригинального текста, искажая его; - парафразы (толкования) – небольшие по объему или же довольно пространные, зачастую включались в исходный текст либо попросту заменяли его; - эп и томы -краткие изложения текстов; - систематические компиляции законов (leges) и трудов классических юристов (iura). Среди многочисленных трудов юристов постклассического периода можно выделить две основных группы: - сборники сочинений юристов; - более объемные сборники, включающие как труды юристов, так и тексты законодательных актов. Среди собраний сочинений юристов этого периода можно называть несколько выдающихся: 1. Tituli ex corpore Ulpiani – произведение, относящееся к IV веку, представляющее собою манускрипт, хранящийся в Библиотеке Ватикана, включающий сокращенное изложение отрывков произведений Гая и Ульпиана. 2. Pauli Sententiae – собрание юридических сочинений, скомпилированное во времена правления Диоклециана (285-305 гг. н.э.) на основе произведений Павла. Собрание включает в себя 5 книг. Наиболее полной редакцией считается Lex Romana Wisigothorum. 3. Epitome Gai – была выполнена в школах Западной Римской Империи а в V веке н.э.; произведение состоит из двух книг, скомпилированных на основе Институций Гая. 4. Scholia Sinaitica – труды созданы в Восточной Римской Империи в V в. н.э. и представляют собой комментарии произведения Ульпиана Libri ad Sabinum. Что касается сборников, включающих в себя не только труды юристов, но и комментарии законов, то среди них можно выделить следующие: 1. Fragmenta Vaticana - это более 400 фрагментов, собранных, вероятнее всего, в IV веке н.э. В компиляции использованы кодексы Грегориана и Гермогениана, однако, кодекс Феодосия там не присутствует. Произведение было разделено на главы, состоящие из отрывков сочинений Павла, Папиниана, Ульпиана и императорских конституций. До сегодняшнего дня сохранились лишь некоторые главы, зафиксированные в манускрипте, хранящемся в Библиотеке Ватикана.
2. Collatio legum Mosaicarum et Romanarum – произведение сохранилось до наших дней лишь в части; целью сочинения было доказать происхождение римских законов от законов Моисея путем сопоставления отрывков из них. 3. Liber Syro-Romanus – произведение, написанное на греческом в V веке, переведенное на сирийский и арабский языки. В данном тексте речь идет лишь о ius civile, дополненном конституциями, принятыми при Константине. Заметный рост числа императорских конституций привел к необходимости систематизации большого правового материала. В качестве способа систематизации была избрана кодификация. Поначалу деятельность по кодификации не носила официального характера и осуществлялась отдельными юристами. В течение переходного периода между принципатом и доминатом были созданы два сборника законов: 1) Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus) – скомпилированный, очевидно, неким Грегорианом и объединивший в себе рескрипты Адриана (117-138 гг. н.э.) и Диоклециана (284 – 305 гг. н.э.) 2) Кодекс Гермогениана (Codex Hermogenianus) – представлял собой расширенный и дополненный вариант кодекса Грегориана. Оба сборника содержали в себе лишь leges specialis, т.е. императорские ответы и решения по отдельным делам, и были предназначены, в первую очередь, для систематизации аналогий. Рассматриваемые кодексы не дошли до наших дней в оригинале, однако были реконструированы на основе более поздних произведений (в особенности, Lex Romana Wisigothorum и Lex Romana Burgundiorum). В 438 году н.э. император Феодосий II также сформировал Кодекс, который и стал называться его именем (Codex Theodosianus). Он содержал в себе только leges generales (т.е. только самые общие, значимые законы). Кроме того, этот кодекс объединил в себе два предыдущих, которым, таким образом, был дарован статус официальных источников. Император Юстиниан Первый (527-565 годы н.э) был выдающейся личностью, оставившей в истории римского права яркое и значительное наследие. Деятельность Юстиниана была ознаменована не только тем, что ему удалось поддержать единство Империи, объединив под ее господством Восток и Запад, но и тем, что он смог дать «вторую жизнь» римскому праву, систематизировав его источники в собраниях императорских конституций, как античных, так и входящих в состав Кодекса Феодосия. Совокупность таких собраний получила название Corpus iuris civilis, значимость которого состояла в том, что с его помощью удалось объединить новшества, требовавшие закрепления, с моделью классического права. Corpus iuris civilis включил в себя: 1)Codex Iustinianus - настоящий памятник права; произведение, которое объединило в себе наследие римской правовой мысли,начиналось со сборника законов, разработанных самим Юстинианом, его супругой Феодорой и его министром Трибонианом (который носил титул quaestor sacri palatii). 13 февраля 528 года н.э. Юстиниан издал конституцию (Haec quae necessario) о формировании комиссии из 10 человек, задача которой состояла в компиляции нового кодекса. Этот новый кодекс должен был бы включать в себя материалы кодексов Грегориана, Гермогениана, Феодосия, а также императорские конституции самого Юстиниана. Новый кодекс был сформирован в кратчайшие сроки и опубликован уже 07 апреля 529 года. 2) Digesta seu Pandectae – 15 декабря 530 года Юстиниан своей конституцией (Deo auctore), адресованной Трибониану, повелел начать работу над новым произведением – собранием сочинений значимых римских юристов – Digesta или Pandectae. Предполагалось собрать произведения классических юрисконсультов, наделенных ius publicae respondendi, не отдавая, однако, предпочтения мнению ни одного из них по отношению к другому. В силу полномочий, данных императором Юстинианом, комиссия должна была изучить труды юристов, обозначив автора и название каждого из фрагментов текста, а также удалить вероятные антиномии и противоречия между текстами. Особым полномочием явилась возможность изменять оригинальные тексты, причем довольно масштабно, в случае необходимости. Материалы были распределены по 50 книгам, разделенным на главы в соответствии со строением Кодекса и Постоянного Эдикта (за исключением трех книг, которые остались неразделенными – с тридцатой по тридцать вторую). Дигесты были опубликованы 16 декабря 533 года с конституцией Tanta, адресованной сенату и всему народу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|