Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Children’s picture as indicator of emotional state of Child

РИСУНОК РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Патырбаева Ксения Вадимовна

кандидат философских наук, преподаватель кафедры финансов и кредита, кафедры экономики и управления АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов» (г. Пермь, Стахановская 54), [email protected]

Патырбаева Марина Ивановна

педагог-психолог высшей категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35» (г. Пермь, Геологов 7), [email protected], www.psyholog-mdou-35.narod.ru

Статья посвящена детскому рисунку как показателю эмоционального состояния ребенка. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисунок не требует значительных умственных затрат, основан на психомоторной связи и позволяет определить эмоциональное состояние человека на данном этапе жизни.

 

В настоящее время использование психологических рисуночных тестов стало очень популярным во многих отраслях нашей жизни.

Значительным преимуществом рисуночных тестов, по сравнению с другими методиками исследования личности, например, в сравнении со словесным опросом, является отсутствие страха у клиента (испытуемого) в процессе тестирования, что позволяет дать наиболее точную и объективную оценку его личностных особенностей, эмоционального и психологического состояния. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, то есть на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему.

Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый. Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают – в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно подделать, представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Рисуночные методики очень информативны, так как позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. В отличие от других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно. Они приемлемы клиентам самого разного возраста – от дошкольников до взрослых включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течения длительного периода. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию. Для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Кроме того, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.

Рассмотрим на примере анализ детских рисуночных тестов. Воспитанникам МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35» на занятиях с психологом были предложены следующие рисуночные тесты – «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».

Проанализируем рисунок «Несуществующее животное» Сергея (5.5 лет).

 

 

Рис. 1. «Несуществующее животное». Нарисовал Сергей (5.5 лет)

На консультацию к психологу пришли родители пятилетнего мальчика Сережи. Родители переехали в другой город, в детский сад по новому месту жительства ребенок ходит недавно. Ходит без желания, при расставании с родителями плачет, с детьми не играет.

Диагностика эмоционального состояния по рисунку показала, что мальчик испытывает нервное напряжение. Несуществующим животным мальчик нарисовал собаку. Тематически животное показывает отношение к самому себе, к своему «я», представление о своем положении в мире. Пустые глаза собаки указывают на аутичность самого автора рисунка. Уши на голове свидетельствуют о желании слышать о себе необходимую информацию. Рот с зубами указывает на агрессию ребенка. В конце рисования Сережа отгородил животное от окружающего мира. Наличие барьеров – как круглых, так и прямоугольных, отгораживающих фигуру, – связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних глаз.

В разговоре с родителями выяснилось, что отец ребенку – не родной. До встречи с новым мужем, мама Сережи жила с сыном в другом городе. Маме приходилось много работать, часто ездить в командировки, оставляя сына с бабушкой. Появление нового папы, смена места жительства сказались на эмоциональном состоянии ребенка, что и отразилось на рисунке.

Далее рассмотрим рисунки пятилетней Лены – рисунок «Моя семья» и рисунок «Дом. Дерево. Человек».

 

Рис. 2. «Моя семья». Нарисовала Лена (5 л.) Рис. 3. «Дом. Дерево. Человек». Нарисовала Лена (5 л.)

 

На рисунке «Моя семья» Лена нарисовала себя, маму, свою сестру (слева направо на рисунке). Папа на рисунке отсутствует. Сначала девочка начала рисовать папу, но передумала и сообщила, что это будет мама. Несмотря на положительный эмоциональный фон (улыбающиеся лица персонажей, солнышко), сильная штриховка волос указывает на повышенную тревожность ребенка. Наличие на рисунке домашнего животного – кошки – может говорить о неудовлетворенной потребности в любви, ласке, заботе. Это подтверждает и другой рисунок – «Дом. Дерево. Человек», выполненный ребенком.

Дом нарисован первым. Это означает, что для автора рисунка главным в жизни являются личная безопасность и семейные отношения. Отсутствие трубы на крыше дома указывает на ощущение недостатка душевного тепла. Окно одно – на чердаке, дверей нет, что говорит о том, что не исключена отчужденность к окружающим, тенденция к замкнутости и скрытности.

На консультации, при разговоре с мамой выяснилось, что у ребенка непростые отношения с отцом. С мамой Лена ведет себя по-разному. Девочка бывает часто обидчива по любому поводу, замыкается в себе.

Далее, наше внимание будет обращено к рисунку «Моя семья», автором которого является мальчик Саша (5 лет).

 

 

Рис. 4. «Моя семья». Нарисовал Саша (5 лет)

 

 

На рисунке «Моя семья» мальчик нарисовал всех членов семьи в последовательности слева направо: папа, мама, брат, сам Саша. Первым ребенок нарисовал своего папу. Это говорит о том, что папа для Саши является наиболее значимым лицом в семье. Однако в конце рисования выяснилось, что фигура папы оказалась меньше всех (что вступает в определенное противоречие с заявленной ранее значимостью фигуры отца). Пустые глаза персонажей указывают на аутичность или недостаток общения друг с другом. Маленькие глаза папы говорят о погруженности в себя, а уши маленьких размеров – о стремлении не слышать критики. У всех фигур видна явная асимметрия правой и левой сторон. Это говорит об отсутствии эмоционального равновесия. На проблемы с контролем над эмоциями указывают также длинные тонкие шеи у всех персонажей.

В разговоре с мамой выяснилось, что в семье был период нестабильных эмоциональных отношений. Ребенок очень тянется к своему отцу, но тот держится на расстоянии, предпочитая играм и общению с ребенком просмотр телепередач после тяжелой трудовой смены.

Далее проанализируем рисунки Игоря (4 года) – «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек».

 

 

   
Рис. 5. «Моя семья». Нарисовал Игорь (4 года) Рис. 5. «Дом. Дерево. Человек». Нарисовал Игорь (4 года)

 

 

На консультацию пришла бабушка Игоря, которую тревожит поведение внука. С ее слов, ребенок часто плачет, отказывается делать то, что может выполнить самостоятельно, объясняя тем, что он не умеет, не может это сделать, что ему нужна помощь, играет в игрушки, соответствующие детям более младшего возраста.

Анализ рисунков «Моя семья» и «Дом. Дерево. Человек» показали следующее.

На рисунке «Моя семья» изображены (слева направо) мама и младшая сестренка. Про папу мальчик сказал, что он с ними не живет. Себя Игорь не нарисовал. Исключение себя из рисунка говорит об отсутствии чувства общности, наличии чувства отверженности, непринятия себя в семье. У мамы и сестры рук нет. Это может говорить о восприятии ребенка агрессивности по отношении к себе, а также о низком уровне эмоциональной связи с ними. Штриховка сильным нажимом говорит о высокой тревожности ребенка.

На рисунке «Дом. Дерево. Человек» в доме окон нет, дверей нет. Это указывает на замкнутость автора, на трудности в общении. Перед домом – забор и широкая река, которые указывают на отгороженность от внешнего мира.

После анализа рисунков Игоря в разговоре с бабушкой выяснилось, что мальчик – от первого мужа мамы, с которым она рассталась. Сестра Игоря – ребенок от второго мужа мамы. Второго мужа своей мамы ребенок называет «папа», но он живет не с ними, а со своими родителями. С мальчиком новый папа общается, когда утром отвозит его в детский сад. Мама больше внимания уделяет младшему ребенку. Мальчик растет, предоставленный сам себе.

Таким образом, рисунок – очень важный показатель эмоционального состояния человека. Иногда по рисунку можно определить очень многое, даже то, что ребенок сам в таком возрасте объяснить не сможет. Поэтому рисунок ребенка заслуживает внимания, как его родителей, так и педагога-психолога, который сможет вовремя диагностировать и разрешить назревающие психологические проблемы.

Библиографический список

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
  2. Шевченко М. Психологическое рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 128 с.
  3. Хорсанд Д.В. Читайте своего ребенка как книгу. Возрастные кризисы от рождения до шести лет. – М.: АСТ; Спб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009 – 222 с.

CHILDREN’S PICTURE AS INDICATOR OF EMOTIONAL STATE OF CHILD

Patyrbaeva Kseniya Vadimovna

Candidate of Philosophy Science, lecturer of the Department of finance and credit and Department of Economics and Management in Perm Institute of Economics and Finance (Perm, Stakhanovskaya 54), [email protected]

Patyrbaeva Marina Ivanovna

Psychologist, “Child development center № 35” (Perm, Geologov, 7), [email protected], www.psyholog-mdou-35.narod.ru

The article is about children’s picture as indicator of emotional state of child. The use of children’s picture as test for personality characteristics is based on principle of projection.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...