Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сделать учёбу более эффективной

РАЗВИВАЮ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Серия «Мой первый учебник»

Главный редактор В. Усманов

Зав. учебной редакцией М Корнилова

Ведущий редактор А. Рапопорт

Литературные редакторы Я. Голь, А, Ефремов

Художник обложки В. Шимкевич

Художник Д. Тимофеев

Обработка иллюстраций Я. Резников
Корректоры Я. Солнцева, И. Старостина

Верстка А. Рапопорт

ББК 88.835 УДК 159.922.7

Гатанова Н. В., Тунина Е. Г.

Г 23 Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 144 с: ил. — (Серия «Мой первый учебник») ISBN 5-272-00128-1

Без сомнения, эта книга, созданная психологами-практиками, будет чрезвычайно полезна воспитателям детских садов, детским психологам и родителям. Однако самый живой и непосредственный интерес она вызовет у детей. Ваше­му малышу предстоит поработать карандашом, кисточкой и ножницами, подумать над головоломками и загадочными рисунками. В книжке найдется работа и рукам, и голове ребенка. Потому что наша цель помочь дошкольнику овладеть пространством и временем: «раньше-позже», «ниже-выше», «правее-левее» — все эти основополагающие понятия бу­дут освоены малышом естественно, в увлекательных играх. А задания с раскрашиванием, вырезанием и лепкой сдела­ют руки ребенка сильными и послушными, разовьют его мелкую моторику.

-

© Гатанова Н. В., Тунина Е. Г., 2000

© Серия, оформление. ЗАО «Издательства„|Цитер», 2000

Все права защищены, Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-272-00128-1


СОДЕРЖАНИЕ

Уважаемые родители!.................................................................................................................... 4

Введение.......................................................................................................................................... 5

Техника безопасности, или несколько слов о том,

как сделать учёбу более эффективной........................................................................................ 6

Работа над ошибками.................................................................................................................... 7

Похвальное слово похвале............................................................................................................ 8

Обращение к ребёнку.................................................................................................................. 10

Куча мала............................................................................................... 11, 24, 35, 45, 51, 67, 77, 87,106

Вырежи................................................................................................................ 11, 28, 50, 65, 107,117

Волшебная линия................................................................. 12,15, 19, 30, 35, 42, 44, 46, 67, 77,100,114

Кляксы......................................................................................................................... 14, 31, 43, 57, 84

Муха....................................................................................................................................... 15,42,81

Разноцветный ковёр.............................................................................................. 16, 29, 50, 69, 90, 97

Оригами..................................................................................................................... 17, 29, 37, 47, 56, 92

Пластилиновые узоры.................................................................................... 20, 32, 40, 48, 72, 84,103

Горные дороги.................................................................................................................... 21, 31, 49, 76

Рисование ножницами......................................................................................... 22, 39, 59, 72, 98, 112

Клетчатый рисунок............................................................................................... 23,33, 64, 78, 90, 97

Право - лево............................................................................... 24, 41, 52, 70, 79, 85,101,105,111,121

Жонглёр............................................................................................................................. 26,38,51,82

Делим целое на части..................................................................................................... 26, 63, 82, 90

Курочка и зёрнышки.................................................................................................................. 32, 53

Ушки на макушке........................................................................................................... 33, 46, 64,103

Ловкий маляр................................................................................................-....................... 34, 58, 94

Спираль...................................................................................................................................... 36, 66

Двойняшки........................................................................................................................... 38,69, 100

Штриховка............................................................................................................... 40, 68, 86, 108,116

Аппликация.............................................................................................................. 44, 92, 99, 104,124

Смотря как посмотреть.................................................................................. 53, 60, 73, 80, 88, 95, 110

Карандаш-увеличитель................................................................................................................... 57

Карандаш-уменьшитель................................................................................................................. 69

Карандаш-увеличитель, карандаш-уменьшитель......................................................................... 99

Узлы................................................................................................................ 71, 95, 102,106,113,116

Рисование по точкам.................................................................................................. 81, 102,115,124

Кисточка.................................................................................................................. 83, 91, 96,109,120

Время — время.............................................................................................................................. 118

Развертки............................ ;.......................................................................................................... 122

Шутки пространства...................................................................................................................... 125

Дуэт................................................................................................................................................. 127

 

Приложения

....................................................................................................................................................................................................... 128


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Каких только методик ни придумали педагоги, чтобы помочь родителям в раннем развитии ребенка! Но самый надежный помощник в этом деле — детская рука. Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему так важны грамотно выстроенные детские игры.

Свободная игра ребенка — всегда забава, многие важные навыки в ходе такой игры останут­ся неусвоенными. И тут придут на помощь описанные в этой книге упражнения. Их выполнение особенно ценно для уверенного освоения жизни предметов в пространстве. Книга помогает ос­воить такие понятия как «больше — меньше, дальше — ближе, раньше — позже», и впослед­ствии это окажет неоценимую помощь при изучении точных наук. Для развития детской психи­ки очень важна мелкая моторика — так называют мелкие, точные движения — и в книге вы найдете упражнения, нацеленные именно на это. Исследования показали, что развитие памяти и интеллекта в большой степени зависит от развитости мелкой моторики ребенка.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, как важно развитие равных возможностей ле­вой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

Не забывайте хвалить ребенка, пусть успешно сделанные задания будут для него праздни­ком, а неудачи — просто ступеньками к успеху. Помогите ему, но сделайте это незаметно. Прой­дет совсем немного времени — и в вашей семье окрепнет атмосфера терпимости и взаимопони­мания.

Ваши труды не пропадут. Учение с удовольствием — вот результат занятий по этой книге.

Колеченко А. К.,

заведующий кафедрой психологии

Санкт-Петербургского университета

педагогического мастерства


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, воспитатели и воспитательницы! Вы открыли книгу очень важную для вас и, главное, для ваших детей. Говоря научным языком, книга-аль­бом, которую вы держите сейчас в руках, должна помочь детям в развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Но пусть эти сложные термины не смущают вас. На самом деле всё достаточно просто.

Предположим, вы решили познакомиться с этой книгой. Вам сказали, что она стоит на пол­ке справа, в середине второго сверху ряда. Вы подошли и сразу обратили на неё внимание — именно на неё, а не на ту, что, к примеру, стоит на полке слева, на краю первого снизу ряда.

Тем самым вы проявили отличные навыки пространственной ориентации.

Итак, вы обратили внимание на эту книгу. Затем вы потянулись к ней (к этой, а не к другой), взяли в руки, приблизили к глазам.

Вы продемонстрировали свою зрительно-моторную координацию.

А затем вы стали книгу листать. Страничку за страничкой, когда быстрей, когда медленней, не разрывая при этом листов и не сминая их.

Что же, с развитием мелкой моторики рук у вас полный порядок.

И вы были совершенно правы, выбрав именно эту книгу. Для нас, взрослых, все вышепере­численные действия совершенно элементарны. Мы производим их автоматически. Ребёнок же должен всё это сначала понять, осознать. Выше-ниже, дальше-ближе, правее-левее — понятия для него новые, поначалу неведомые, требующие включения механизмов памяти и интеллекта. Но без «выше-ниже, правее-левее» и так далее, без этих и многих других основополагающих для развития ребёнка понятий он не сможет правильно ориентироваться в пространстве, ус­пешно познавать окружающий мир, активно преобразовывать его. Наша книга-альбом помо­жет ему этому учиться, а вам — учить.

Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят малышу обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради. Кроме того, современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания кото­рых необходимо хорошее знание пространственных отношений. И лингвистические, и матема­тические знания покоятся на фундаменте ориентации в пространстве.

Усвоение пространственных отношений требует времени. Мы заговорили о нём здесь не случайно. По мнению многих учёных, время — четвёртое измерение нашего четырёхмерного пространства. Следовательно, верное и полное понимание пространственных отношений невозможно.


без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происхо­дящего, последовательность, соответствие событий. Даже в самых простых житейских ситуа­циях ориентация во времени — вещь чрезвычайно важная.

Малыш, путающийся в элементарных понятиях «раньше-позже», «вчера-сегодня», «быст­ро-медленно», испытывает трудности с прогнозированием последствий тех или иных своих по­ступков, с планированием их очерёдности; с возрастом это может сформировать недостаточно активную жизненную позицию, неумение и нежелание влиять на происходящее. Впоследствии изменить такой стереотип будет довольно трудно. Так что начинать обучение надо как можно раньше. Лучше всего — прямо сейчас. А начинается всё с малого: с режима дня, воспитания собранности, организованности, ответственности. И, конечно, инициативы — в рамках постав­ленных временных ограничений.

Подытожим сказанное: ориентация в пространстве и ориентация во времени — важнейшие условия не только для успешного обучения, но для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.

Кроме того, успехи в учёбе при её современных требованиях и нагрузках неразрывно связа­ны с правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Поэтому многие занимательные упражнения в нашей книге-альбоме направлены на то, чтобы пальцы ребёнка стали гибкими, умелыми, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи.

Это разнообразные задания с бумагой, ножницами, шнурками, пластилином и кисточкой. Благодаря им руки ребёнка станут послушными и сильными, приобретут необходимые навыки в том, что учёные называют мелкой моторикой кистей рук.

И ей, и пространственной, и временной ориентации малыш обучится, выполняя заниматель­ные задания, помещённые в книге-альбоме. Но для достижения наилучших результатов малы­шам нужна неназойливая помощь взрослых. В книге предусмотрено и это.

Часть заданий специально рассчитана на совместную работу ребёнка и его старшего по­мощника. Благодаря поддержке старших малыш сможет справиться со всеми трудностями.

Другие упражнения предназначены для самостоятельной работы. Но и к ним предпосланы инструкции для взрослых, объясняющие, на что именно направлено каждое конкретное уп­ражнение, какие могут возникнуть проблемы в процессе поиска правильного решения или ал­горитма действий. В любом случае следует помнить: малыш нуждается в нашей помощи — за­интересованной, активной, но неназойливой. А чтобы она была именно такой, как нужно, сове­туем вам ознакомиться с некоторыми рекомендациями.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ,

ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ,

КАК СДЕЛАТЬ УЧЁБУ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

Не секрет, что развитие ребёнка невозможно без участия взрослого. Взрослые знакомят ма­лыша с новыми предметами, обращают его внимание на те или иные характеристики окружаю­щего мира, самим своим поведением, образом жизни подают ребёнку пример, показывают, «что такое хорошо и что такое плохо». Психологические исследования свидетельствуют, что мы, взрослые, являемся для малыша носителями абсолютной истины, которая даже не подвергает­ся анализу и критике, а воспринимается безоговорочно.

Какое это имеет отношение к конкретной книге-альбому? Самое прямое.

Проявляя интерес к предложенным в ней упражнениям и заданиям, вы тем самым будете формировать такой же интерес и у ребёнка. Вскоре уже не вы, а малыш станет подталкивать


вас к занятиям — они станут его внутренней потребностью. Ведь это так интересно и приятно — становиться всё более умелым, ловким, знающим!

Чтобы заинтересовать ребёнка, можно использовать самые разные приёмы. Например, об­лечь занятие в сказочный сюжет или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребёнок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведуще­го. Да мало ли что ещё можно придумать! Не ограничивайте себя, проявляйте фантазию; благо­даря этому совместная работа станет лёгкой, весёлой и, следовательно, более эффективной.

Однако какими бы интересными ни казались занятия, они не должны быть слишком дли­тельными. Оптимальное их время для ребёнка пяти лет - 15-20 минут, шести лет - 20-30 минут, для семилетнего — 30-35 минут. Если малыш настойчиво требует продолжения урока, поста­райтесь переключить его на другую деятельность, пообещав, что завтра вы вернётесь к заняти­ям. Лучше остановиться на интригующей ноте, чем переиграть, перезаниматься. Мера — вот девиз воспитателя; во всём должна быть мера.

Не забывайте ещё несколько несложных, но очень важных правил. Никогда не начинайте занятие, если:

• вы утомлены, раздражены или озабочены посторонними проблемами. Ребёнок это сейчас же почувствует и, в лучшем случае, конкретное занятие пройдёт неэффективно, а в худ­шем — у малыша испортится настроение, появится отрицательное отношение к подобно­го рода взаимодействию;

• ребёнок неважно себя чувствует;

• ребёнок увлечён своей игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложите закончить игру и убрать игрушки. У ребёнка должно быть время для того, чтобы перестроиться с игры на занятие;

• и под конец — одно из важнейших правил техники безопасности: занятие никогда и ни в коем случае не должно восприниматься ребёнком как наказание!

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В процессе работы над заданиями у ребёнка неизбежно будут появляться ошибки. Как к ним следует относиться? Спокойно. Недаром народная мудрость гласит: «Тот не ошибается, кто ничего не делает». Все получится обязательно, надо только верить в это самим и — самое глав­ное! — вселить эту уверенность в ребёнка.

Если же ошибки повторяются, на ваш взгляд, слишком часто, необходимо выяснить их при­чину. Причин, в сущности, не так уж и много:

• ребёнок устал физически;

• ребёнку неинтересно, так как задания для него слишком просты или слишком сложны. Подберите уровень сложности, соответствующий возможностям ребёнка;

• ребёнку непонятно, как надо выполнять задание. То, что кажется нам, взрослым, простым и само собой разумеющимся, для малыша иногда представляется тёмным лесом с запу­танными тропинками. В этом случае вам необходимо стать для ребёнка проводником. Об­судите с ним, как лучше выполнить то или иное задание. Покажите ему, как вы это делае­те, и поясните, почему вам так удобнее.

Особо следует оговорить ситуацию, когда ошибки связаны с особенностями нервно-психи­ческой организации малыша, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболе­ваний и т. п. В этом случае необходима консультация специалиста.

Так как в книге много заданий, требующих что-то дорисовать, следует обратить внимание на специфику выполнения таких упражнений детьми с ведущей левой рукой. Мы предлагаем в


этом случае переворачивать книгу-альбом. Тогда работающая рука ребёнка не закроет собой рисунок и с заданием будет проще справиться. Но не настаивайте на своём, предоставьте малы­шу возможность подыскать наиболее удобное для него положение книги. Сама природа подска­жет ему самый комфортный способ выполнения конкретного задания.

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПОХВАЛЕ

И в процессе занятий, и при обсуждении их итогов никогда не скупитесь на похвалу. Искрен­не радуйтесь малейшим достижениям малыша.

Помните, книга-альбом — не тест по проверке уровня развития ребёнка, а пособие, помощ­ник для обучения и развития. По врождённой способности к ориентировке в пространстве, к построению внутренних картинок дети очень сильно отличаются друг от друга. Если малыш не может самостоятельно выполнять большинство заданий, не воспринимайте это как бестолко­вость. Помогите ему, не спешите сами и не торопите ребёнка. Ведь это действительно сложная для него работа.

Развитие — постепенный процесс, порой даже незаметный, скрытый. Его результаты про­явятся в виде знаний, умений и навыков только через определённое время — иногда довольно продолжительное. Наберитесь терпения и продолжайте заниматься. Сначала малыш должен понять, где у него правая рука, а где левая, и лишь потом сможет ориентироваться в понятиях «право-лево» у других людей и в пространстве. Вначале ребёнок с трудом сумеет завязать са­мый простой узел, а потом, глядишь, станет вязать морские узлы как заправский моряк. Но не ждите этого момента — хвалите малыша и за выполнение простых заданий, и даже за не вполне удачную, но честную попытку их выполнения. Не волнуйтесь, что у него сформируется завы­шенная самооценка — такое психологическое состояние куда продуктивней, чем неуверенность в себе.

Например, в книге-альбоме есть много заданий, связанных с рисованием. Для детей рисова­ние — уникальный способ переработки и усвоения информации. Пусть ребёнок рисует так, как умеет и хочет. Даже если вам кажется, что нарисовать можно краше — не допускайте никакой критики. Разве что предложите свой вариант и вместе с ребёнком обсудите достоинства того и другого. (Между прочим, ещё не известно, чей рисунок окажется точнее и лучше.) Тут важнее способность малыша объяснить, что именно он изобразил, чем качество изображения. Ваши заинтересованные вопросы помогут ребёнку не только почувствовать себя значимым, интерес­ным, но и окажут неоценимую услугу для дальнейшего развития речи и мышления.

Работая карандашом, кистью, пластилином, ребёнок развивает не только мелкую моторику кистей рук, но и мозг, ибо это неразрывно связанные вещи. Поощряйте малыша, хвалите его. Вера в себя, чувство собственного достоинства - это капитал, который всегда будет служить ребёнку, что бы ни происходило в его мире; он позволит ему и в будущем эффективней решать жизненные проблемы и задачи, значительно более сложные, чем приведённые в этой книге.

Возвращаясь к ней, добавим, что, уверившись благодаря похвале и поддержке в своих си­лах, ребёнок станет стремиться к занятиям уже независимо от похвал.

Книга-альбом — пособие особое. Его нужно не просто читать, но и работать прямо на его страницах — рисовать, делать записи. Такой вид книжного издания имеет целый ряд неоспори­мых достоинств. Чтобы оценить их, не выбрасывайте книгу-альбом после того, как малыш вы­полнит все задания.

Наше пособие способно стать своеобразным дневником психологического и интеллектуаль­ного развития ребёнка. Лет через пять-шесть, открыв вместе с ним (уже подростком!) эту книгу,


вы сможете вместе ещё раз пройтись по ступенькам его роста и таким образом перекинуть мо­стик на дороге понимания, неизбежно разрушающейся между взрослыми и детьми в этом слож­ном возрасте.

Рассматривая старую книгу-альбом, ваш бунтующий подросток вспомнит, с каким терпени­ем вы вели его по пути начальных знаний, как хвалили, утешали, подбадривали, помогали спра­виться с трудностями.

А вы, в свою очередь, вспомните, каким он был замечательным малышом, как был усерден, искренен и доверчив, какие неожиданные, а порой прямо-таки гениальные идеи высказывал.

Благодаря такой психотерапии колеблющееся понимание между вами если и не восстано­вится, то, по крайней мере, появится твёрдая основа для взаимной терпимости, протянется ни­точка из прошлого в настоящее — и в будущее.

Вот, собственно, и всё, что казалось необходимым сказать в предисловии к нашей книге. Откройте наше пособие. Приступите к занятиям. Каждый раз делайте записи о результатах и достижениях малыша. Если ваш ребёнок сам уже неплохо пишет, предложите ему делать такие записи самостоятельно.

Конкретные способы работы с материалом даются в инструкциях непосредственно перед заданиями.

Мы желаем вам успехов. Надеемся, что занятия по нашей программе принесут пользу ваше­му ребёнку.

 

 


ОБРАЩЕНИЕ К РЕБЁНКУ

Привет!

Жизнь — удивительная штука! Как много в ней интересного и необычно-

Го! Как много дорог и тропинок, по которым можно весело шагать с друзья­ми! Но иногда дорожки пересекаются, разветвляются, их становится так много, что не сразу догадаешься, какую выбрать. Хорошо, если рядом идёт человек, который точно знает, куда шагать. А если с тобой никого нет? Например, ты идёшь на праздник. Скажем, к кому-нибудь на день рож­дения. И твердо помнишь, что на перекрестке надо повернуть направо. А вот где право, где лево — не помнишь. И поворачиваешь не туда. И вместо праз­дника (скажем, дня рождения) попадаешь непонятно куда... Вот так история! Что же делать? Чтобы не попадать в печальные ситуации, надо всегда помнить, где право, где лево. А для этого надо тренироваться. А в этом тебе поможет наша книга. В ней много игр и упражнений, которые научат тебя ориентироваться в окружающем мире: точно знать, куда и как идти. Ты научишься также правильно объяснять другим, как попасть в магазин, библиотеку или шко­лу Или, скажем, на день рождения. Но этого мало. Когда ты пойдёшь в школу... А может быть, ты уже хо­дишь в школу?.. Короче говоря, в школе надо уметь хорошо ориентировать­ся на листе тетради или альбома для рисования. Например, учитель скажет: «Найди середину листа, отступи три клеточки вниз, шесть клеточек вправо...» И все это нужно сделать точно и очень аккуратно! Тут тоже необходима тренировка. Чтобы научиться красиво писать, пальцы должны быть быстрыми и послушными. Чтобы вырезать что-нибудь ножницами — тоже. И чтобы нари­совать на бумаге именно то, что ты хочешь... А настоящие морские узлы? Ты ведь не прочь научиться их вязать, как какой-нибудь капитан Врунгель? Всему этому тебя научит наша книга. И ещё кое-чему. Вот, например, ты в зоопарке смотришь на обезьянку Рядом стоят люди I и тоже смотрят. Как ты думаешь, вы видите совершенно одно и то же? Нет — не совершенно. А в нашей книге как раз и такие удивительные упражнения, которые позволят тебе посмотреть на мир (и на ту самую обезьянку) глазами других людей. Это не только интересно, но и очень важно. Ведь так ты станешь лучше понимать других — своих друзей, подруг, родственников, знакомых! В общем, запасайся бумагой, ножницами, кисточкой, красками, карандашами и приступай к работе! Мы желаем тебе успехов!   КУЧА МАЛА Это упражнение развивает у ребёнка умение выделять фигуру из фона или, другими словами, находить в нагромождении линий изображения конкретных предметов. Если у малыша возникнут трудности, вы можете: 1) называть предметы, которые необходимо найти; 2) обводить контур предмета — так, чтобы ребёнок следил за вами глазами или повторял ваши движения; 3) обводить разные предметы карандашами разного цвета. Посмотри: нарисованы четыре предмета. А в центре — какие-то перепу­танные линии. Разберись в этой путанице. Определи, какой предмет не попал в кучу малу.   Посмотри на картинку. Некоторые её части нарисованы пунктиром. Это недостающие кусочки. Тебе надо их вырезать из приложения на с. 137 и вклеить каждый на подходящее для него место. Потом ты можешь рас- красить картинку. Сосредоточься: вырезать надо чётко по линии. Держи ножни­цы твёрдо и не позволяй им резать неправильно.

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

Речь во всех упражнениях с таким названием пойдёт об оси симметрии. Ребёнок мо­жет не знать этого термина, но разбираться в его сущности малышу необходимо. Ведь мир скорее симметричен, нежели нет, во всяком случае, стремится к симметрии: сим­метричны мы сами, симметрично большинство зданий. Асимметрию большинство лю­дей воспринимают как нечто неправильное. Ребёнок интуитивно различает симметричное

и несимметричное. Умение осознанно определять ось симметрии поможет малышу луч­ше ориентироваться в пространстве. При выполнении данного задания не надо настаивать на том, чтобы малыш активно использовал такие слова, как «ось симметрии», «симметричные предметы». Вполне достаточно, если он будет называть ось симметрии «волшебной линией», но при этом хорошо понимать её свойства.


 

 

 

Вокруг тебя есть много предметов, одна половинка которых очень похожа на другую половинку. Например, мама может разрезать яблоко, апельсин, конфетку на две совершенно одинаковые доли. Линия, по которой пред-

меты делятся на две абсолютно равные части, называется осью симметрии. Мы будем называть её волшебной линией. Предметы, имеющие волшебную линию, называются симметричными.

Есть предметы, которые имеют не одну, а несколько волшебных линий. Это значит, что их можно разделить на две одинаковые половинки разными спосо­бами.

Возьмём, например, круг.

 

Есть предметы, у которых нет ни одной волшебной линии. Это несимметрич­ные предметы. Например, телефон, фотоаппарат, рука человека.

Найди среди своих игрушек симметричные и несимметричные.

Если симметричный предмет сложить по волшебной линии, то его половинки полностью совпадут.

Вырежи из приложения на с. 137 фигурки. Складывая их пополам, выясни, сколько у каждой из них волшебных линий. Это делается так. Каждый раз, сло­жив фигурку пополам, проводи цветным карандашом по линии сгиба. Это и бу­дет ось симметрии, волшебная линия.

Сколько осей симметрии ты нашёл у каждой из фигурок? Запиши их количе­ство рядом с фигурками.

Имей в виду, что среди вырезанных тобой фигурок есть одна несимметрич­ная. Определи её

кляксы

Это упражнение развивает у ребёнка интуицию, чувствительность к пространствен­ным отношениям. Если малыш не сможет сразу дать ответ, назовите нескольких зве­рей, среди которых будет и тот, что спрятан в кляксе. Пусть это будет небольшой под­сказкой вашему ребёнку.

В каждой кляксе спрятался какой-то зверь. Не спеши. Всмотрись вни­мательно, кого напоминает каждая из клякс. Какие звери спрятались в них?


 

МУХА


 


Эта замечательная игра тренирует не только внимание и пространственную ориенти­ровку, но и позволяет скоротать время, разогнать скуку. Чем больше участников игры, тем интереснее. Каждый из участников по очереди делает один ход. Тот, кто сделал ход неправильно,

получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всех штрафных очков.

Мы предлагаем несколько вариантов этой игры. Для начала выберите наиболее простой и

постепенно переходите ко всё более сложным.

1) На бумаге нарисовано поле. Каждый участник делает ход и в соответствии с результатом передвигает фишку (пуговицу или любой другой предмет) по полю.

2) Перед ребёнком нарисовано поле. Попросите его мысленно представить большую чёрную муху и мысленно передвигать её по полю.

3) Попросите ребёнка представить внутренним взглядом поле и муху на нём. Во время игры ребёнок будет передвигать муху по полю, которое он себе представляет на «внутреннем экране».

4) Дальнейшие усложнения могут быть следующие:

 

—увеличение поля до 12 клеток,

—передвижение мухи в кубе (добавляется ход «вперед», «назад») — это задание достаточно сложное и для взрослых, а уж если ваш ребёнок справится с ним, то это выше всяческих похвал.


 

Ты когда-нибудь дрессировал муху? Нет? Так давай попробуем! Наша

муха должна будет двигаться по полю из девяти клеточек. Вылетать за

пределы поля муха не может. Тот, кто упустит муху, получает штрафное

очко, и игра начинается сначала.

Каждый из участников по очереди делает ход, передвигая муху по полю.

Муху можно передвигать на одну клетку влево, вправо, вверх или вниз. Нельзя

передвигать муху наискосок и перепрыгивать через клеточку.

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

Ещё раз обратите внимание ребёнка на то, что есть предметы, которые не имеют оси симмет­рии, ни одной волшебной линии.

Посмотри на эти предметы. Некоторые из них можно разделить волшеб­ной линией на 2 одинаковые половинки, но только одним способом. Дру­гие предметы имеют не одну, а несколько осей симметрии. Есть и такие,

которые вообще не имеют волшебной линии. А теперь можешь приступить к

выполнению задания.

1. Проведи волшебные линии в симметричных предметах.

2. Изображения тех предметов, в которых нельзя провести ни одной волшеб­ной линии, раскрась, как тебе захочется.

 

 


РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЁР

Это упражнение развивает у ребёнка, помимо ориентации в пространстве, внимание к словесным инструкциям, память и мышление, закрепляет знание геометрических фигур, их цвета и размера.

Перед началом работы необходимо вырезать из приложения на с. 135 фигурки и наклеить каждую из них на картон. Кроме этого вам понадобится лист бумаги из альбома для рисования.

Упражнение может выполняться в двух вариантах.

1) Последовательно даются команды, и ребёнок последовательно их выполняет. В этом слу­чае каждую отдельную инструкцию нужно давать только один раз.

2) Дается несколько заданий сразу (начинать лучше с 2-3), и ребёнок, выслушав их все, при­ступает к выполнению. Если малышу трудно запомнить все задания, можно повторить их несколько раз.


(Мы даём задания по первому варианту, а вы, в соответствии с возможностями ребёнка, можете трансформировать их и изменять.)

1. В центре листа положи большой синий треугольник.

2. Слева и справа по бокам треугольника положи два маленьких жёлтых кружочка.

 

3. В левый верхний угол листа положи большой квадрат зелёного цвета.

4. В правый нижний угол листа положи маленький квадрат такого же цвета.

5. Под синим большим треугольником положи четырёхугольник любого цвета.

ОРИГАМИ

Складывание бумажных фигурок пользуется большой популярностью. Опубликовано много книг, обучающих этому искусству, организуются клубы любителей оригами, издаются журналы. Для нас же важнее то, что это не только увлекательное, но и очень полезное для развития ребёнка занятие. Мы отобрали несколько простых, базовых моделей оригами.

Если ваш ребёнок сможет самостоятельно разобраться в схеме и сложить фигурку — это просто замечательно. Только напомните ему, что все линии сгиба нужно сделать аккуратно: точно и чётко.

Если ребёнку самому сложно справиться с оригами, подключайтесь, уважаемые взрослые!

Лучше всего такой алгоритм совместной работы.

Сядьте рядом с ребёнком — но не напротив. И перед вами, и перед малышом — квадратный листок бумаги. Начинайте складывать из него фигурку по схеме. Каждую новую операцию чётко проговаривайте, объясняйте, как удобнее сделать тот или иной сгиб. Помните, что ребёнок повторяет все действия за вами, — поэтому не спешите.

Если малыш всё равно испытывает трудности, можно карандашом отметить на его листке места соединения уголков или провести линию, к которой следует сгибать края (с этой операцией детям, как показывает опыт, справиться трудней всего).

Не спешите исправлять ошибки, допущенные ребёнком, а тем более выполнять работу за него. Лучше попросите его ещё раз взглянуть, как проделываете аналогичные операции вы.

Если малыш и в этом случае не сумеет произвести правильных действий, покажите, используя его листок, как и в какую сторону нужно сделать сгибы. Потом разгладьте квадрат, и пусть ребёнок повторит ваши действия. Или согните на его листке один из симметричных элементов, а второй оставьте для самостоятельной работы малыша.

При таком подходе у ребёнка формируется глазомер, пространственное чутьё, владение мелкими мышцами руки и, что, может быть, не менее важно, ощущение самостоятельного достижения успеха.

И последнее замечание. Бумага, с которой вы будете работать, должна быть квадратной формы, не тонкая (иначе может порваться) и не толстая (иначе её сложно сгибать несколько раз).

Когда ребёнок освоит складывание фигурки, предложите ему показать обретённый навык кому-нибудь из друзей или родственников, научить их, в свою очередь, этой несложной, в сущности, науке. Так будет психологически правильно; кроме того, детям нравится воспроизводить освоенную модель много раз. Это полезно, не препятствуйте ребёнку в повторении пройденного.

Научившись для начала с вашей помощью складывать самые простые фигурки, ваш ребёнок в дальнейшем сможет освоить более сложные и научится самостоятельно разбираться в схемах.

 

 



 

Знаешь такое слово: «оригами»? Это искусство складывания бумажных фигурок, пришедшее к нам из Японии. Давай попробуем сложить вот та­кую собачку.Не забывай, что у тебя две руки и они обе пон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...