Практические методы обучения ОБЖ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
К практическим методам, применяемым при обучении ОБЖ, следует отнести практические, лабораторные работы, упражнения и тренировки. 1. Практическая работа представляет собой деятельность учащихся по изучению объекта, ознакомлению с приемом, действием, в котором преобладают применение полученных знаний и умение использовать теорию на практике. Чаще всего практический метод используется после изучения теоретических основ учебного материала и включает в себя несколько этапов. 1) Актуализация знаний, целью которой является перевод знаний и умений из скрытого (латентного) состояния в явное (действующее) состояние. С помощью беседы учитель помогает ученикам теоретически осмыслить цель работы, связать ее выполнение с полученными знаниями, умениями, жизненным опытом. 2) Инструктаж имеет важное значение для достижения самостоятельности выполнения и осознанности выполняемых действий учащимися. Учитель устно, в целом или поэтапно, объясняет процесс выполнения работы. В качестве инструкций могут использоваться методические карточки, таблицы, тексты учебника или записи на доске. 3) Выполнение работы. Ученики самостоятельно, индивидуально или группой, выполняют работу. Учитель контролирует правильность ее выполнения, помогая тем ученикам, которые плохо справляются с заданием. 4) Подведение итогов работы. Работа учеников принимается и оценивается. Формой подведения итогов работы может быть беседа или отчеты групп о проделанной работе. 5) Проведение практических работ заранее планируется учителем ОБЖ.
2. Упражнение в качестве практического метода широко используется в обучении безопасности жизнедеятельности. Упражнение — это повторное выполнение действия с целью его усвоения.
В упражнении могут сочетаться все составляющие процесса обучения — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, что приводит к полному овладению действием и превращению его, в зависимости от степени автоматизации, в умение или навык. Различают устные, письменные, графические и лабораторно-практические упражнения. В целях формирования, развития и упрочения умений и навыков безопасного поведения учителю ОБЖ следует применять практические упражнения, которые заключаются в овладении простыми навыками обращения с приборами, оборудованием (компас, топографическая карта, средства индивидуальной защиты, огнетушитель и т.д.). В дальнейшем учитель усложняет работу, создавая систему специально разработанных действий безопасности в конкретной ситуации. Так, навыки работы с картой (чтение топографических знаков, определение масштаба, сторон горизонта и др.) преобразуются в систему сложной практической деятельности по составлению маршрута учебного похода. Для достижения эффективности упражнений следует помнить о следующих требованиях: 1) создание сознательной направленности деятельности учащегося; 2) предварительный инструктаж деятельности; 3) контроль учителя за правильностью действий учащихся; 4) учет достигнутых результатов; 5) планирование системы упражнений в течение всего учебного времени.
3. Тренировка. Процесс тренировки заключается в сознательном и многократном комплексном повторении уже усвоенных приемов и действий. Во время тренировки учащиеся выполняют комплекс умений и навыков, составляющих систему безопасной деятельности при возникновении (наличии) определенной угрозы. Учитель определяет конкретную ситуацию — пожар в здании, выбросы АХОВ на соседнем предприятии, ядерная угроза и т.д. Учащиеся должны действовать в соответствии с декларируемыми условиями по алгоритму, применяя полученные умения и навыки безопасного поведения.
Учебные тренировки применяются для тренировки действий при изучении тем по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи, правил поведения в экстремальных ситуациях. Путем тренировки совершенствуются физические и психические качества личности. Учебные тренировки должны быть спланированы в начале года и включены в план образовательного учреждения в том случае, если учения проводятся со всей школой или во внеурочное время. Подготовка учебных тренировок ведется в следующем порядке: 1) включение в тематическое планирование учебных тренировок и подготовка к ним на уроках; 2) определение заданий учащимся для самостоятельной работы по подготовке к учебной тренировке; 3) разработка плана проведения тренировки, определение учебных задач; 4) подготовка материально-технического обеспечения; 5) проведение инструктажа о порядке работы и мерах безопасности; 6) проведение и оценка действий каждого ученика.
Умения, навык
В целях успешного формирования личности учащегося как личности безопасного типа поведения (ЛБТП) немаловажное значение имеет овладение обучаемыми умениями и навыками безопасного поведения, которое происходит на базе усвоения ими практических познаний. Навык и умение представляют собой различные операции учебных действий. Умение — это освоенный человеком способ выполнения деятельности. Существенным свойством умений является их обобщенность, вследствие чего они с успехом реализуются в измененных и разнообразных ситуациях. Умение — это способность совершать некое элементарное действие, полностью развернуто и сознательно фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. При повторении упражнений (тренировке) умение совершенствуется, процесс выполнения действия становится короче (свертывается), таким образом формируется навык. Навык — это способность совершать действие автоматизирование, свернуто и без участия сознания. Г. И. Щукина дает более полное определение понятию «навык». Навык — это стереотипная, автоматизированная операция, необходимая в учении при выполнении тех элементов предметных действий, в которых нужна точность, закрепленность связей, стереотипных действий, которые могут происходить без непосредственного контроля сознания.
Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для других действий, для улучшения общего качества деятельности. В условиях экстремальной ситуации автоматизированный характер действий имеет жизненно важное значение, зачастую определяя степень поражения и ущерба здоровью и жизни человека. Вот почему в процессе обучения безопасности жизнедеятельности основными задачами становятся практическая направленность обучения, формирование умений и навыков безопасности. Навык — это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной. Навыки не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы. Навыки образуются посредством упражнений, обучения, причем в ходе этого процесса они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные различия — у одних людей навык формируется значительно скорее, чем у других. Поэтому не существует единой универсальной кривой обучения. Процесс формирования навыков происходит неравномерно. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причинами задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, который во многом зависит от внимания и поведения взрослого по отношению к детям. Основные показатели успешного формирования навыка — систематическое достижение все более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, все более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка — устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности. Другой важный момент — объединение отдельных частных движений или действий в одно целостное действие, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок.
Новый навык вырабатывать легче, чем перестраивать неправильно сложившийся старый. Учитель должен учитывать возможность переноса и интерференции навыков. Следует доводить до сознания учеников черты сходства или, наоборот, существенные различия в навыках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения. Вот почему учителю ОБЖ полезно проводить контрольные проверки сформированности навыков после изучения темы и при необходимости осуществлять упражнения. От навыков следует отличать привычки. Привычки также являются автоматическими действиями. Но если навык — это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка — это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Умения и навыки формируются путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. В обучении умениям и навыкам большую роль играют ясное, точное, понятное объяснение учителем поставленной перед учеником задачи и показ педагогом результатов предпринятых действий, сопоставление промежуточных результатов упражнений с их конечной целью. Анализ достижений и недостатков производится также с помощью учителя, но важно приучать и ученика постоянно оценивать результаты своих упражнений. Дальнейшие упражнения должны быть направлены на устранение отмеченных недостатков и исправление ошибок. Эффективными в методике отработки навыков безопасности являются игровые приемы, соревнования, в которых не только закрепляются правильность выполнения и последовательность действий, но и снижается время выполнения действия. В действующей Федеральной программе по ОБЖ перечислены необходимые навыки безопасности, которые должны быть выработаны у учащихся. Практические методы предусматривают организацию процесса самостоятельной активной практической или умственной деятельности учащихся, в ходе которой достигаются поставленные дидактические задачи — получение новых знаний, усвоение полученных знаний, выработка практических умений и навыков для их применения в новых ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|