Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николай I: противоречия политики и экономики

Введение

 

Николай I (1796-1855 гг.), российский император с 1825г., третий сын императора Павла I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 г., 1828 г.). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 г. открыто движение на 1-й в России Царско-сельской железной дорого. Были подавлены Польское восстание 1830-1831 гг., революция в Венгрии 1848-1849 гг. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг., русско-персидской войне 1826-1828 гг., русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. - именно так о жизнедеятельности императора Николая I отзывается энциклопедический словарь по истории Отечества 1999 года.

Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Николая I ранее нередко изображали как некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец.

Если говорить коротко, то Николай I был последним нормальным царём из Романовых. Энергичный, сильный, решительный. Ввел цензуру (и правильно, а то поразвели всяких декабристов). Пытался реформировать чиновничий аппарат (увы, безуспешно), показал всей Европе Кузькину мать (вполне успешно, не считая позорной Крымской войны), разгромил Кавказ ("смирись, Кавказ, идет Ермолов"). Очень честный и порядочный человек. По сути - автор первой индустриализации страны.


 

Николай I: противоречия политики и экономики

 

Противоречия политики и экономики.

С одной стороны - зенит величия русской армии (Кавказ и Венгрия) с другой - провал в Крымской войне.

Однако же 25 февраля 1856 начался Парижский конгресс, а 30 марта был подписан мирный договор по Крымской войне.

Россия возвращала османам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и другие крымские города.

Чёрное море объявлялось нейтральным (то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное время), с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.

Плавание по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки и часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.

Россия лишалась предоставленного ей Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года протектората над Молдавией и Валахией и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.

Россия обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.

В ходе войны участникам антироссийской коалиции не удалось добиться всех своих целей, но удалось предотвратить усиление России на Балканах и временно лишить её Черноморского флота.

Николай очень уважал Пушкина и Гоголя (особенно - Ревизора), с другой - Третье Управление, которое контролировало все и вся, по сути - праобраз КГБ

Первая встреча императора Николая I с Пушкиным произошла 8 сентября 1826 г. Этому свиданию охотно приписывают значение решающего момента в отношениях царя к поэту. Мы увидим дальше, что такого значения оно не имело. В настоящей статье, на основании изданных и отчасти неизданных материалов, мы намерены выяснить то представление о Пушкине, какое сложилось у императора Николая I ко дню его встречи с поэтом и каким оно оставалось до самой кончины последнего. Начало мнениям императора Николая I о Пушкине, как и о большинстве лиц русского общества, было положено в эпоху работ по расследованию деятельности злоумышленных обществ, прикосновенных к событиям 14 декабря. Известно, что учрежденная по этому поводу комиссия действовала под ближайшим и внимательнейшим руководством самого государя.

Что же пишут о произведениях Н.В. Гоголя, без ограничений представленных на сцене? Очень просто: "цензура не сумела разобраться в сути этой пьесы«2 (имеются в виду «Игроки»), а что до «Ревизора», которого прочел сам Николай I, то "царь не понял ее сатирического смысла«3. Тем не менее, если бы не личная цензура Николая I, сценическая история «Ревизора» была бы гораздо короче.

Обычно пьеса рассматривалась в Третьем отделении от нескольких дней до нескольких недель. За это время выносилось решение - позволить или запретить. В случае необходимости из текста вымарывали «предосудительные» места, чаще всего - простонародные выражения, упоминания Бога, черта и так далее. Иногда пьеса отправлялась к автору на переделку. В случаях, когда цензор сам не мог принять решения, рапорт передавался главному цензору, а уже от него - государю. Один из способов миновать Третье отделение, в котором рассматривались драматические произведения, - сразу обратиться к императору по ходатайству лиц, к нему приближенных. Однако спрогнозировать высочайшие вердикты было невозможно. И дело не только в том, что часто требования драматической цензуры и требования к произведению самого Николая I могли быть прямо противоположными. Важную роль здесь сыграла личность императора, свойства его характера.

Строительство железной дороги - и тут же на этом и успокоились.

Успешный опыт запуска и эксплуатации Царскосельской железной дороги позволил поставить вопрос о строительстве первой в империи полноценной стальной магистрали.Направление рельсового пути определялось насущными потребностями экономики и самой логикой истории страны. Москва и Санкт-Петербург - две столицы, два полюса судьбы России, два города, соединённых жизненными маршрутами множества людей. Самодержцы царствовали и обретали последнее упокоение в Петербурге, но короновались в древнем Кремле. Путешествие между двумя державными центрами давало богатую пищу ддя размышлений Радищеву и Пушкину... Развитие национального хозяйства России требовало организации надёжных путей сообщения. Основными коммуникациями империи в начале XIX века оставались водные пути. Бурлаки (кстати, на этот промысел шли вовсе не репинские доходяги, а самые крепкие, выносливые мужики) влекли гружёные баржи против течения по рекам и каналам. Бичом судоходства была зима, когда суда простаивали долгие месяцы в ожидании навигации. Верховная власть понимала необходимость развития сети дорог. Комплекс связанных с этим вопросов прорабатывался в созданном ещё в 1809 году по указу Александра I Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В 1820 году в России начало работу первое дилижансное общество. Путь между столицами дилижансы преодолевали за 4-4,5 суток. В каретах помещалось по восемь пассажиров. В 1817-1834 годах была проведена реконструкция дороги от Санкт-Петербурга до Москвы - первого в стране инженерного дорожного сооружения, заложенного по повелению ещё Петра I. При императорах Александре I и Николае I столичная трасса была превращена в первое шоссе в России: на ней была устроена дорожная щебёночная одежда (по-французски - «шоссе»). Александр Сергеевич Пушкин в октябре 1833 года проехался по только что построенной дороге и оставил примечательные записки, характеризующие в том числе и состояние дорожного дела в стране, и испытания, выпадавшие порой на долю путешественников. Слова великого поэта в полной мере приложимы и к началу становления отечественных железных дорог. В создании магистрали Санкт-Петербург - Москва решающее значение имела державная воля императора Николая Павловича (сегодня мало кто вспоминает историческое прозвание этого монарха - Подвиголюбивый). В конце 1816 года 19-летний Николай посетил Англию, где познакомился с успехами британской промышленности. Конечно, юный великий князь, получивший военно-инженерное образование, не мог не обратить внимания на первые паровозы, созданные Джорджем Стефенсоном для доставки добытого угля от угольных шахт. Имеется полулегендарная история о том, что будущий император был приглашён Стефенсоном на платформу локомотива и бросил в топку несколько лопат угля, став, таким образом, «первым русским кочегаром». Достоверно известно другое. Хотя многие современники называли Царско-сельскую железную дорогу «дачной», «прогулочной», «увеселительной», император-труженик видел в ней начало важнейшего общегосударственного проекта. Следующим шагом должно было стать соединение Петербурга и Москвы надёжной, «всепогодной» рельсовой трассой. В 30-е годы XIX века отсутствие удобных путей сообщения становилось всё более серьёзной помехой развитию промышленности. К тому же население столицы питалось привозным продовольствием, а мелководье на Волге вынуждало нередко останавливать продвижение грузов, что ставило Северную Пальмиру под угрозу голода. Государю Николаю Павловичу принадлежат замечательные слова: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает моё решение». В конце 1830-х годов правительство направляет П. Мельникова, Н. Крафта и других инженеров-путейцев в Европу и Америку для изучения зарубежного опыта железнодорожного строительства.

Результаты этих командировок окончательно убедили царя в перспективности нового начинания. Но вот в Комитете министров далеко не все были сторонниками возведения стальных магистралей. Министр финансов Е.Ф. Канкрин сетовал на недостаток средств, министр внутренних дел Л.А. Перовский опасался новых проблем с поиском преступников, главноуправляющий путями сообщения К.Ф. Толь твердил, что местные трудности постройки будут непреодолимыми... Раздавались голоса и в пользу иных, якобы более перспективных направлений, на которых следует начинать железнодорожное строительство. Однако убеждённость царя в собственной правоте и его решимость преодолели косность высших чиновников. «Иллюстрированный путеводитель по Николаевской ж.д.», изданный в 1914 году, сообщает: «Император Николай Павлович, дав полную возможность излиться всем мнениям до конца и недовольный на большинство в Комитете министров за отрицательные результаты, пожаловал сам 13 января 1842 г. в последнее заседание и, выслушав все возражения министров, изволил объявить решительным тоном. Высочайшую волю свою, что он признает «сооружение железной дороги между столицами вполне возможным и полезным, что к исполнению сего должно быть немедленно приступлено, и что насколько он убежден в необходимости и пользе сооружения железной дороги между столицами, настолько же он считает не нужным пролагать теперь железные дороги в других местностях России». В заключение император сказал: «...а так как все министры против устройства железной дороги, то он учреждает для осуществления этого важного предприятия особый комитет, назначая председателем его Наследника Престола, Цесаревича Александра Николаевича и при комитете особую строительную комиссию». И вот, 1 февраля 1842 года был подписан Высочайший указ об учреждении Особого комитета и Строительной комиссии для устройства Петербургско-Московской железной дороги. Существует легенда, будто бы Николай I собственноручно прочертил на карте по линейке маршрут будущей дороги. В действительности прокладыванию колеи предшествовали серьёзные изыскательские работы. Для консультаций пригласили майора американской путевой службы Д. Уистлера: его советы за годы строительства магистрали были точны и высокопрофессиональны. Для проведения исследований были образованы семь изыскательских партий, укомплектованных выпускниками и студентами Института Корпуса инженеров путей сообщений.

Партии возглавили Н. Липин, П. Зуев, В. Кирхнер и другие инженеры. Проектируемая линия была разделена на две: Санкт-Петербург - Бологое (Северная дистанция) во главе с П. Мельниковыми Бологое - Москва (Южная дистанция) во главе с Н. Крафтом. Мельников проводил изыскания по двум направлениям. Первый вариант предусматривал прямой путь через Бологое на Тверь и Москву, второй предполагал заход в Новгород, а затем на Бологое. Анализ показал, что прямой путь предпочтителен. Высказывались, правда, предположения, что на вывод П.П. Мельникова повлияло мнение петербургских купцов, опасавшихся конкуренции с новгородскими. Вопреки Кабинету министров Николай I согласился с предложением Мельникова о постройке дороги по прямому направлению. Работы по строительству дороги начались 1 августа 1842 года, и уже к лету следующего года они развернулись полным ходом по всему направлению. Контора Северного участка строительства размещалась в Чудове, Южного - в Верхнем Волочке. Каждая дирекция (контора) делилась на участки, которые, в свою очередь, делились на дистанции (отсюда пошли чисто железнодорожные термины: участок, дистанция). Возглавляли эти отделения инженеры путей сообщений, работающие ранее руководителями изыскательских партий. В летнее время на работу принимались студенты-инженеры. Вокзалы сооружались под руководством главного архитектора К.А. Тона. Петербургский вокзал в Москве на Каланчёвке (тогда это была окраина города) и Московский в Питере с прекрасным видом на Невский проспект сразу вошли в число архитектурных украшений российских столиц. Дорога строилась восемь с половиной лет. Разумеется, находились едкие комментаторы, иронизировавшие по поводу «долгостроя». В то время подобным же «долгостроем» являлся величественный Исаакиевский собор; мост через Неву, напротив, завершили быстро, но в Петербурге шептались, что многочисленные «экономии» в строительстве приведут к тому, что простоит этот мост недолго. Известный желчный остроумец князь Меншиков как-то изрёк: «Достроенный собор мы не увидим, но наши дети увидят; мост через Неву мы увидим, но наши дети не увидят; а железную дорогу ни мы, ни наши дети не увидят». Между тем первая российская магистраль представляла собой поистине грандиозный, общенациональный проект. Протяжённость дороги составила 650 км; она была крупнейшей в мире железнодорожной магистралью своей эпохи. Затраты на строительство составили 72,4 млн рублей. Рабочими было выполнено до 10 млн кубических саженей (97 млн кубометров) земляных работ, то есть около 160 тысяч кубометров на версту пути. Эта цифра выглядит колоссальной не только для своего времени. В первые годы строительства на нём трудились по 50-60 тысяч человек - целая армия работников. Сооружение магистрали явилось подлинным триумфом отечественной инженерной мысли. На маршруте было возведено 278 искусственных сооружений, в том числе 8 больших мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов. Трасса проходила в сложных условиях: протяжённость болот и заболоченных мест составляла более 200 км. Мельниковым были разработаны основные технические принципы строительства, составлены первые в России технические условия на проектирование земляного полотна, станций, искусственных сооружений и верхнего строения пути. При строительстве были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам, или 1524 миллиметрам. Она стала стандартной для всех дорог России. Железнодорожные мосты возводили: инженеры Д. Жураврий, В. Граве и другие.

Поручик Д. Журавский проектировал и строил самый сложный мост-виадук через Веребьинский овраг. Высота виадука составила 49,7 метра от уровня воды до подошвы рельсов, он состоял из девяти деревянных ферм. Общая длина сооружения составляла 500 метров. Строительство виадука принесло инженеру мировую известность. Интересна история создания отечественной паровозно-вагонной базы. В 1844 году Ведомству путей сообщений был передан для выпуска отечественных паровозов и вагонов Александровский чугунный завод в Петербурге, основанный ещё в 1824 году. Была организована специальная комиссия из ведущих инженеров-путейцев. Комиссией были выбраны лучшие модели паровозов и вагонов, импортируемые из Европы и Америки. С предпринимателями из Штатов Гаррисоном и Уайненсом был заключён правительственный контракт на шесть лет на изготовление отечественного подвижного состава. К пуску магистрали Петербург - Москва завод выпустил 42 пассажирских и 120 товарных паровоза,70 пассажирских и около 2000 товарных вагонов, более 500 платформ. Вес паровоза в рабочем состоянии не превышал 30 тонн, а грузовых вагонов - около 10 тонн.1 ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения на Петербургско-Московской железной дороге.

В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра, пробыв в пути 21 час 45 минут. Первое время между Петербургом и Москвой курсировало два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч. В 1854-м был введён график движения поездов. Средняя скорость движения между столицами была равна 40 км/ч, путешествие занимало 18 часов; товарный состав двигался со скоростью 16 км/ч и в пути находился двое суток. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время пути сокращалось. В 1913 году поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии «С» преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, развивая скорость на участках до 100 км в час.

Первым начальником соединившей столицы дороги был П.П. Мельников. Затем, с 1852 по 1855 год, во главе дороги находился Н.О. Крафт. При нём завершилось окончательное формирование системы управления и организации движения поездов. Инженер путей сообщений Л.А. Сергеев составил первый график движения составов, положив тем самым начало регулированию эксплуатационной работы. По инициативе инженера путей сообщений Н. И. Миклухи на трассе стали высаживать ели для защиты путей от снежных заносов. Позднее стали применять деревянные щиты.

Сочетание живой изгороди и деревянных щитов обеспечивало нормальную эксплуатацию дороги в зимнее время. В 1860 г. профессор Н.И. Липин на основе опыта эксплуатации железной дороги Петербург - Москва разработал габариты подвижного состава и приближения строений, которые стали единым правилом для всех строящихся железных дорог в России.8 сентября 1855 года магистраль получила название «Николаевской железной дороги» в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года носит название - «Октябрьская железная дорога».

Оставаясь первой и главной железнодорожной линией России, трасса между двумя столицами является приоритетным направлением для внедрения всего наиболее передового, прогрессивного. Магистраль начиналась как новое, перспективное дело: и в наши дни она играет роль своеобразного полигона транспортных инноваций, связанных как с инженерно-техническими усовершенствованиями, так и с повышением качества обслуживания пассажиров. Именно по «столичному» маршруту впервые пролетел в декабре 2009 года «Сапсан» - пионер высокоскоростного движения по рельсовым путям России. Сегодня комфортабельные поезда с удобно составленным «зеркальным» графиком движения могут домчать вас из столицы в столицу за три часа сорок пять минут. И, думается, это ещё не предел.

Ну и плюс к этому - личная скромность, почти аскетизм Николая - и распустившиеся сверх всякой меры чиновники, которых сам Николай ненавидел лютой ненавистью и презирал.

В людях и чиновниках Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай стремился, тем не менее, в первую очередь обеспечить устойчивость существовавших в стране порядков. Из опасения новых потрясений разработка всех реформаторских планов при нем велась в обстановке еще большей секретности, чем при Александре I. Не найдя в себе сил пойти на отмену крепостного права, Николай, по отзывам современников, перед смертью взял слово со своего сына (будущего императора Александра II) решить эту историческую задачу.

Николай правил в духе глубокого консерватизма. Он всячески подавлял малейшие проявления свободомыслия и вольнодумства. «Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне остается дыхание жизни. Главной целью его политики была предельная централизация власти, он хотел сосредоточить в своих руках главные рычаги управления государством. Для этого была создана личная Его Императорского Величества канцелярия, включающая шесть отделений.

Николай не полностью доверял дворянству, что было связано с восстанием декабристов; опорой престола идеологи монархии считали патриотическое чиновничество, купечество, крестьянство. При Николае проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян, были приняты некоторые решения, и фактически во многом была подготовлена крестьянская реформа 1861; однако эти меры носили весьма осторожный характер и в реальные реформы при жизни императора так и не вылились.

Не стоит забывать о кодификации русского законодательства - впервые (!) с Алексея Михайловича. Со времени Соборного Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов, указов и других нормативных актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.

Николай I хорошо понимал нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.

Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М. Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Именно он был фактическим руководителем замеченной работы.

Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала - исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения. Николай I согласился с необходимостью первого и второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации - разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба. Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством И отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке. В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е - с 1855 по 1881 гг. итак далее. ПСЗ соединяло все законы воедино, но пользоваться им. в юридической практике было очень трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник. Для практических нужд правительственных и судебных структур был подготовлен «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу. За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался. Кодификация законодательных актов облегчила ведение юридической практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики. Это, в свою очередь, формировало политико-правовую культуру российского общества, подготавливало осознание необходимости судебно-правовой реформы.

Ну, и не стоит забывать, что при всей ненависти к инакомыслию, Николай выплатил ВСЕ долги Пушкина и взял опеку над его семьей (а тот оставил долгов в сотни тысяч!, по тем меркам - чудовищные суммы).Николай I через Василия Жуковского пообещал умирающему Пушкину позаботиться о его семье. И он сдержал своё слово, выплатив все долги поэта и назначив пенсию его вдове и четверым детям. Наталья Николаевна якобы очень просила царя оставить её при дворе в Петербурге. Но Николай I настоятельно попросил вдову временно пожить в имении Полотняный завод, у её брата. В столицу она вернулась только через два года. По воспоминаниям дочери Натальи Николаевны, Александры Араповой (по мужу), высший свет поначалу отворачивался от вдовы Пушкина, считая её виновницей его смерти. Но после того как она была вновь обласкана царём, все стали искать с ней дружбы.

Как описывала дочь, первый же выход матери в свет стал триумфом. Царь якобы просто обомлел, увидев её на костюмированном балу в еврейском наряде Ребекки. Он подвёл Натали к своей супруге и сказал: "Смотрите и восхищайтесь!" А потом потребовал, чтобы придворный художник тут же нарисовал портрет красавицы акварелью. Если верить Александре Араповой, Николай I очень сочувственно отнёсся и к новому браку Натали. Когда генерал-майор Пётр Ланской сделал вдове Пушкина предложение, царь тут же произвёл его в командиры лейб-гвардии Конного полка, шефом которого состоял сам император. Царь вызвался быть посажённым отцом на свадьбе Натали, но та якобы деликатно отклонила его просьбу, и свадьба прошла очень скромно, в узком кругу. В подарок Николай I прислал новобрачной роскошный бриллиантовый фермуар (брошь), в нём она изображена на своём самом известном портрете кисти художника Гау. Говорят, что царь не оставлял своими милостями Натали и во втором замужестве. Он выделил молодожёнам роскошную казённую квартиру в Стрельне и стал крёстным отцом их старшей дочери Александры. Если верить детским воспоминаниям Александры, царь однажды был в доме Ланских на вечеринке, устроенной для полковых офицеров. Он якобы специально пришёл к своей крестнице в детскую комнату - взял её на руки, обнимал и целовал... На основании этих детских воспоминаний Александра Арапова сделала предположение, что, возможно, император и был её настоящим, кровным отцом. А замужество с Петром Ланским мать использовала просто для прикрытия своей связи с государем... Но это только предположение. Доказать его пока нечем. Ведь старинные часы с портретом Натали, якобы принадлежащие императору, бесследно исчезли. Говорят, что незнакомец хотел продать их музею за баснословные по тем временам деньги - 2 000 рублей. Сотрудники музея обещали подумать. А таинственный продавец ушёл и больше не возвращался. Черное пятно - расправа над декабристами, но там тоже - за дело.

А "сосланный на Кавказ" Лермонтов вместо того, чтобы браво воевать в горах, непрерывно и не в меру бухал и...не только бухал в Пятигорске, на что все, включая армейское начальство, смотрели сквозь пальцы. По официальным же данным 19 марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем в течении целого года был "в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом".

Дорогой на Кавказ Лермонтов простудился, из ставропольского военного госпиталя во второй половине мая его перевили в пятигорский госпиталь, и все лето до начала сентября он лечился на Кавказских минеральных водах в Пятигорске и Кисловодске. При выходе из госпиталя Лермонтов встретился с товарищем по Университетскому пансиону Н. Сатиным, другом А.И. Герцена.

Здесь Лермонтов познакомился с другом сосланных на Кавказ декабристов, умным и смелым в своих суждениях доктором Н.В. Майером, которого вскоре под именем доктора Вернера вывел среди действующих лиц "Княжны Мери".

У М.Н. Сатина произошла встреча Лермонтова с В.Г. Белинским. Они резко поспорили и разошлись, но через 3 года в Петербурге поэт и великий критик встретились снова, и на этот раз поняли и оценили друг друга.

В конце сентября Лермонтов получил предписания отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, стоявший около Тифлиса. В эту поездку, особенно на Военно-грузинской дороге, Лермонтов много рисовал. В связи с пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая первого, осенняя экспедиция против горцев в 1837г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов "слышал только 2-3 выстрела". Он "странствовал одетый по-черкесски с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов". Возникали планы поездки в Персию, в Мекку; Лермонтов хотел проситься в Хивинский поход с Перовским. Но 10 окт. Николай первый в Дидубе под Тифлисом сделал смотр войсковым частям кавказского корпуса, среди которых были 4 эскадрона Нижегородского Драгунского полка. Царь нашел их в хорошем состоянии, это косвенно повлияло на судьбу Лермонтова, который был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший недалеко от Новгорода. Лермонтов уже знал о своем прошении и о предстоящем возвращении на север, но высочайший приказ должен был дойти до Петербурга и оттуда, через военное министерство, вернуться в Грузию. Вот почему Лермонтов задержался в Закавказье, был в Шуше, Кубе и Кахетии.

Только 25 ноября Лермонтов был выключен из списков Нижегородского Драгунского полка.

Кроме того, история Грибоедова (вот кого царь не очень-то любил). "Горе от Ума" была подвержена очень жестокой цензуре.

Нередко роль литературного и театрального цензора брал на себя сам император. Пушкину он давал советы, как переделать «Бориса Годунова». А «Горе от ума» разрешил к публикациям в печати только в искаженном цензурой виде. Лишь значительно позднее пьесы Пушкина и Грибоедова смогли попасть на сцену и в печать. Зато в конце прошлого века (и еще до 1917 года) «Горе от ума» было напечатано более ста пятидесяти раз!

А на сцене комедия идет постоянно. Это понятно: знать ее должен каждый образованный человек. Ведь добрая половина стихотворных строк «Горя от ума», как и предсказывал Пушкин, стала пословицами, поговорками, крылатыми словами и выражениями.

В чем же значение этой комедии? Она написана Грибоедовым незадолго до восстания декабристов. А через год после восстания Грибоедова привлекли к суду по подозрению в симпатиях к «мятежникам». Следственной комиссии не удалось доказать участия писателя в заговоре. Ученые, однако, полагают, что это «участие» заложено, зашифровано в строках «Горя от ума». Главный и единственный положительный герой пьесы - Чацкий - в своих смелых и гневных монологах выражает свободолюбивые мысли передовых людей своего времени и самого автора, конечно. Чацкий бросает свои обвинения в лицо «негодяям знатным», тупым чиновникам, крепостникам, подхалимам. Этого ему не прощают. В одном из писем Грибоедов так сказал о сюжете своей пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».


 

Заключение

гражданский война лермонтов грибоедов

Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Самодержавную власть Николай воспринимал не как право, а как обязанность.

Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. и завершилось в феврале 1855 г., в трагические дни обороны Севастополя во время Крымской войны.

В нашей историографии вплоть до недавнего времени внутренняя политика Николая I рассматривалась как всецело реакционная. Не учитывалась ее сложность и противоречивость: с одной стороны, стремление Николая I предотвратить возможность революционных потрясений, подобных тем, какие происходили в 30-40-х годах XIX в. в странах Западной Европы, постоянная борьба против распространения в России "разрушительных" идей; с другой - проведение мер, направленных на решение острых социальных проблем, в первую очередь крестьянского вопроса.

Николай I был убежден в необходимости отмены крепостного права, поощрении экономического и культурного развития страны. В целом все это было направлено на укрепление целостности и могущества Российской империи. Николая I ранее нередко изображали как некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Удивлял огромной работоспособностью. Любил внезапно инспектировать казенные учреждения в столице и в провинции, неожиданно являлся в присутственные места, в учебное заведение, суд, таможню, сиротский дом.

Николай I стремился придать всей системе управления "стройность и целесообразность", добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба.

Поражение крепостной России в Крымской войне и ярко выраженный крах своей политики привели к смерти Николая I, подорвали престиж России на международной арене. Однако, в войне потерпел поражение не русский народ, а царизм и его феодально-крепостнический строй. Годы правления Николая I раскрыли глаза правящим кругам России на то, что главная причина военно-технической отсталости заключалась именно в крепостном строе. Вследствие этого русское самодержавие неизбежно должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ - это и стало основным итогом правления Николая I. Если откинуть всю идеологическую шелуху, то Николай 1 - это новатор - реформатор, который слишком рано родился. Вот бы ему отменить крепостное право - и были бы его новшества во благо. А в условиях крепостного права - блажь, глуп<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...