Найди игрушку (Р. Калинина)
Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: не менее трех. Необходимые приспособления: небольшая игрушка. Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»). Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке. Мышка Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 3-6. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок. Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать. После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний. Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева) Цель: развитие произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д. Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгорячен- ные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно». Зеваки (М. Чистякова) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: взрослый и группа детей. Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка. Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру. Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей. Говори! (Е. Лютова, Г. Монина) Цель: развитие внимания и произвольности. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: взрослый + один ребенок (группа детей). Необходимые приспособления: мячик. Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например: «Какие времена годы вы знаете?»... «Говори!» «Какое сейчас время года?»... «Говори!» «Какой сегодня день недели?»... «Говори!» «Какой сейчас месяц?»... «Говори!» «Сколько дней в неделе?»... «Говори!» «Сколько дней в году?»... «Говори!» «Какого цвета платье у Маши?»... «Говори!» «Какого цвета столы в группе?»... «Говори!» — и т. д. Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу. Слушай хлопки (М. Чистякова) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой. Обзывалки (Н. Кряжева) Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: не менее двух. Необходимые приспособления: мячик. Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться. Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Гусеница (Е. Коротаева) Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: трое и более. Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих. Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж- ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок. Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|