Обязательное страхование и выплаты
Планирование проекта Проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проект – это разовая деятельность, которая: · имеет конечную цель и промежуточные задачи; · производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен; · состоит из последовательности взаимосвязанных работ; · имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания; · использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.
Жизненный цикл проекта:
Процесс планирования: Процесс планирования проекта состоит из нескольких последовательных шагов: · установите конечную цель проекта, · выберите базовую стратегию достижения цели, · разбейте проект на отрезки или шаги, · определите, сколько времени требуется на завершение каждого шага, · определите надлежащую последовательность выполнения шагов и соберите эту информацию в график работ всего проекта, · посчитайте издержки для каждого шага и сведите эту информацию в единый бюджет проекта, · определите исполнителей проекта, включая их число и должности, их обязанности и ответственность, · определите, требуется ли специальное обучение членам команды, · разработайте необходимую политику и процедуры.
Планирование времени: Цель планирования временного параметра – определение самого короткого времени, необходимого для подготовки проекта. Определите время, нужное для выполнения каждого шага. Определите, в какой последовательности должны быть выполнены эти шаги, и какие из них могут выполняться одновременно.
Из этого анализа вы определите три наиболее значительных элемента временного параметра: · продолжительность каждого шага; · самый ранний срок начала очередного шага; · самый поздний срок завершения каждого шага.
Планирование затрат: Составление бюджета может рассматриваться как один из наиболее важных инструментов контроля и сохранения обзора доходов и расходов проекта. Бюджет – это план действий по привлечению и расходованию финансовых ресурсов в определенный период времени. У бюджета есть две функции: Первая – отражать в ходе проекта его расходную часть. Вторая – показать потенциальному донору все расходы, связанные с реализацией проекта (то есть бюджет превращается в инструмент сбора средств, помогает формировать доходы). Грамотно составленный бюджет помогает принять решение о проведении проекта и привлекать средства, контролировать расходы, обязывает организацию эффективно использовать ресурсы. При составлении бюджета постарайтесь устранить любые неточности, собирая точную и свежую информацию. Он должен быть реалистичным, отражать реальное положение дел, учитывать имеющиеся ресурсы организации, иметь обязательства финансового директора и членов оргкомитета. Все члены команды должны воспринимать его как свой собственный бюджет.
Структура бюджета: Существуют различные типы бюджетов, в зависимости от их назначения: бюджеты для внутреннего использования – для принятия решения о проведении проекта и для контроля расходов, и «внешний бюджет» для поиска средств.
«Внутренний бюджет» для принятия решения:
«Внешний бюджет» для привлечения средств:
«Внутренний бюджет» для контроля расходов:
Основные бюджетные категории: 1. Оплата труда: 1.1. оплата труда персонала; 1.2. оплата труда консультантов и прочих специалистов; 1.3. социальное, медицинское страхование, прочие обязательные платежи. 2. Прямые расходы: 2.1 административные расходы (телефон, факс. аренда офиса, почтовые услуги); 2.2 копирование/печать; 2.3 покупка/аренда оборудование; 2.4 транспортные расходы и ГСМ; 2.5 прочие прямые расходы; 3. Непрямые расходы (прямо не связанные с реализацией проекта, но без которых проект может и не состояться).
Составление общего плана проекта: Определите тех, кто будет отвечать за выполнение каждого шага проекта, насколько возможно раньше. Они должны участвовать во всех этапах планирования. План проекта:
Теперь, познакомившись с технологией планирования проекта, рассмотрим способы работы с разными группами доноров: фондами, бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления, частными лицами.
Работа с фондами.
Основные понятия: Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ). Грант – средства, безвозмездно передаваемые фондом некоммерческой организации или частному лицу для выполнения определенного проекта. Заявитель – организация или частное лицо, подающее заявку на грант. Заявка – письменное обращение заявителя в фонд с просьбой о выделении гранта.
Первоначальное обращение в фонд: Основанием для выделения гранта является положительное решение экспертного совета фонда по вашей заявке. Зачастую организациям-заявителям отказывают из-за невыполнения ими ряда формальных требований: предлагаемый проект не подпадает под мандат грантового конкурса, заявка подана слишком поздно или прислана в головной офис, минуя региональный, не содержит всех требуемых фондом приложений или ее оформление не соответствует принятым стандартам и т.д. Телефонный звонок, а лучше встреча с менеджером фонда позволит вам избежать ошибок при составлении заявки, точно выполнить предъявляемые к ней требования.
Некоторые фонды практикуют первоначальное обращение заявителя с письмом-запросом. И затем в случае положительного решения представляется готовая заявка. Письмо-запрос должно быть кратким (1–2 страницы), объяснять, почему вы обращаетесь именно в этот фонд, чем вызвана необходимость проведения данного проекта, в чем состоит проблема, содержать информацию о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости проекта, убеждать, что именно ваша организация способна его реализовать, показать, чего вы ожидаете от рассмотрения запроса.
Заявка: Титульный лист должен быть оформлен четко и красиво. Он должен содержать следующую информацию: название проекта, организацию-исполнителя (название, адрес и телефоны, расчетный счет), организацию-заявителя, поддерживающие организации, руководителя и бухгалтера проекта (имя, адрес, телефон, факс и должность), географию и срок выполнения проекта, его стоимость (полная и требуемая). Краткая аннотация должна быть объемом не более страницы и содержать ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум - страницу. Она должна быть предельно сжатой, конкурентной и выразительной. Включает по одному – два предложения, отвечающих на вопросы: кто будет выполнять проект, почему и кому он нужен, что получится в результате, как и кем будет выполняться проект и сколько потребуется средств. Во введении содержатся сведения об организации, объясняется, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации…) наилучшим образом выполнят задачи проекта. Вся эта информация должна вызывать доверие к заявителю. Итак, при написании введения необходимо указать: цели и задачи вашей организации, сколько времени она существует, как развивалась, каковы финансовые ресурсы, в чем уникальность организации, наиболее значительные достижения, оценка результатов прежних подобных проектов, прецеденты финансовой поддержки другими донорами (приложите рекомендательные письма).
Постановка проблемы. В этой части заявки надо четко сформулировать, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации, то есть четко определить весь круг проблем, с которыми собираетесь работать, логически связать их с задачами вашей организации. Здесь важно убедить фонд, что ваш проект решает поставленную проблему. Было бы неплохо подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов – статистических данных, групповых заявлений, частных писем от ваших клиентов и профессионалов, работающих в этой области. Далее необходимо определить цели и задачи заявленного проекта, а также результаты его выполнения. Цель – это во имя чего предпринимается проект. Задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие положительные изменения произойдут в ныне существующей ситуации. Методы. Указываются мероприятия, которые будут проведены для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Необходимо указать, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Приводится схема организации работы по проекту. Оценка и отчетность. Из этого раздела должно быть ясно, как вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как вы будете контролировать процесс выполнения проекта. В какой форме вы отчитаетесь о проделанной работе и затраченных средствах. Дальнейшее финансирование. Раздел содержит информацию о том, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта, старается убедить грантодателя в том, что после окончания финансирования найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Этот раздел необходим в том случае, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта. Бюджет. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы:
· сколько средств потребуется от грантодателя; · из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены.
Комментарии к бюджету: I. Оплата труда Персонал
Тренеры и консультанты
Обязательное страхование и выплаты
II. Прямые расходы 1. Аренда помещений
2. Связь и коммуникации
3. Оборудование
4. Транспортные расходы
5. Расходные материалы
6. Раздаточные материалы
III. Непрямые расходы
Раздел управление финансами содержит информацию о том, как будут расходоваться средства по гранту, когда будет предоставлен финансовый отчет, кому принадлежит право первой и второй подписи: Очень хорошо описать управление уже принятыми грантами. Покажите, что вы профессионалы в управлении финансами и вам можно доверять. Приложения включают дополнительные материалы, характеризующие содержание заявки. Это могут быть календарный график проекта, материалы, описывающие организацию, финансовый отчет за последний год, копия устава, результаты аудиторской проверки, подтверждение статуса неприбыльной организации, список членов правления (совета), список рабочих обязанностей персонала проекта, резюме руководителей проекта, письма поддержки, и др. Здесь приведены наиболее распространенные части заявки, принятой на сегодня в России. Если фонд просит вас придерживаться иных правил оформления, следуйте им! В противном случае вашу заявку могут отклонить просто на основании того, что вы нарушили правила ее оформления.
Управление грантами: Фонд, финансирующий ваш проект, вполне закономерно будет требовать от вас отчетов на различных этапах его выполнения. Отчеты можно разделить по содержанию на программные и финансовые, и по времени предоставления – на промежуточные и итоговые. Важнейшим из того, что следует помнить в процессе составления отчетов, является сравнение реального состояния дел с первоначальными планами. Такие сравнения помогут вам сконцентрироваться как на достижениях, так и на проблемах, которые требуют повышенного внимания. Отчеты составляются в соответствии с требованиями, содержащимися в договоре о выделении средств. В каждый отчет включается следующая информация: название организации – грантополучателя, номер гранта (часто грантополучатели забывают указать номер гранта, загружают дополнительной работой менеджеров фонда), отчетный период. В программном отчете необходимо суммировать факты и дать обзор результатов реализации проекта. Информация из отчета может быть использована фондом в публичных документах, а также в специальных тематических отчетах, направляемых в другие организации. Отчитываясь за полученные результаты, вы должны осветить следующие моменты: · Соотношение поставленных целей и достигнутых результатов. Насколько реальны результаты, достигнутые в ходе исполнения проекта, соответствуют вашим первоначальным целям? Там, где это уместно, включите количественные данные. · Долговременное влияние проекта. Какие конкретные изменения произошли в результате выполнения проекта? Кому он принес реальную пользу, и в чем она выражается? · Польза, принесенная проектом конкретным людям. История проекта. Как ваш проект помог решить существующую проблему. · Сложности. Какие слабые места обнаружились в проекте? Какие трудности возникли у вас? · Статьи, публикации, видеоматериалы. · Тренинг. Сведения об общем числе участников семинара, а также статистические данные о том, сколько женщин и мужчин было среди участников и какие страны (регионы, города) они представляют. · Иные источники финансовой поддержки проекта. · Другое.
Финансовый отчет должен содержать: · копии всех первичных документов (в крупные фонды от 25$); · копию приказа о назначении штатных работников организации по должностям для выполнения программы гранта; · договора на привлечение внештатных работников с приложением акта приемки работ; · расчетно-платежную ведомость с росписями людей, получивших деньги; · копии платежных поручений; · копии командировочных удостоверения, билетов, авансовых отчетов и копии первичных документов; · при покупке оборудования – копии счет фактур, карточек инвентарного учета на каждую единицу основных средств, опись всего прочего оборудования; · для любых выплат, сделанных на основании договоров – копии договоров и копии платежных поручений; · для организаций, использующих валютный счет – банковские документы, подтверждающие подлинность используемого курса обмена валюты; · копии счетов, на основании которых оплачиваются телефонные переговоры (если не все телефонные переговоры сделаны в рамках выполнения программы гранта, то необходимо выделить те из них, которые будут оплачены из средств гранта); · реестр расходов по гранту.
Реестр расходов по гранту:
Каждый финансовый отчет должен быть подписан бухгалтером проекта и лицом, распоряжающимся деньгами гранта. Если в вашей организации директор проекта не имеет права распоряжаться деньгами, необходимо издать приказ по организации, в котором будут оговорены права и обязанности директора проекта и обозначено, что без его визы деньги гранта не могут быть использованы организацией.
Работа с бизнесом
Формы сотрудничества с коммерческими организациями: · Благотворительность. · Промоушн. Промоушн – любой вид коммуникации, цель которой убелить людей купить что-либо. Некоммерческие организации здесь выступают в роли рекламного агентства. · Частные пожертвования нынешних и бывших сотрудников коммерческих организаций, членов их семей, их друзей, пенсионеров. · Использование труда сотрудников коммерческих организаций в НКО. При этом заработную плату сотрудникам продолжают платить компании. · Продажа билетов. Коммерческая организация покупает билеты на мероприятия, провидимые НКО, а затем распространяет их среди сотрудников и партнеров. · Другие.
Дивиденды благотворительности: Благотворительность приносит бизнесу: · известность, · улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровне; · рекламу товара, услуг; · освещение своей деятельности в средствах массовой информации; · развлечение для сотрудников фирмы, ее клиентов, покупателей/партнеров; · улучшение внутрифирменных взаимоотношений; · улучшение взаимоотношений с инвесторами; · доступ к определенным рынкам; · обращение к целевым группам; · ассоциирование с высококачественным или престижным мероприятием; · привлечение новых работников; · демонстрацию социальной ответственности фирмы; · налоговые льготы (при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели – но не более 3% от облагаемой налогом прибыли).
Полезные советы: Что нужно делать при поиске средств: · предлагать донорам что-либо реальное за их вклад; · привлекать как можно больше материальных ресурсов: продукции и услуг; · вести и сохранять записи всего, что вы делаете; · извлекать максимум из каждой возможности; · иметь цель; · знать непосредственные нужды и цели ваших партнеров; · собирать команду до и после каждого события для поощрения и установки оперативных целей; · думать позитивно; · использовать разные подходы к поиску средств.
Чего нельзя делать при поиске средств: · позволять одному человеку контролировать и управлять финансами, всегда должен быть человек, который может проконтролировать операции; · полностью полагаться на единственного донора, допускать, чтобы поиск средств разрушил основную деятельность организации и, наоборот, не пускать сбор средств на самотек; · полагать, что по всем полученным обязательствам автоматически будет выплачено – возможно, придется напоминать донорам об их обязательствах; · базироваться на импульсах, не имея четкого плана; · приходить на встречу неподготовленным, без конкретных предложений; · тянуть все до последней минуты.
Технология сбора средств: В работе с коммерческими компаниями будет целесообразно придерживаться следующего алгоритма: · отбор потенциальных спонсоров – определение целевой группы; · сбор информации о компании; · телефонный звонок в компанию для установления контактного лица, постарайтесь узнать побольше об этом лице; · отправление письма или факса в компанию с просьбой о встрече; · звонок контактному лицу для назначения встречи, · встреча с потенциальным донором; · заключение договора; · получение пожертвования; · выражение благодарности, предоставление отчета об использовании средств; · выстраивание долгосрочных взаимоотношения с компанией.
Работа с органами государственной власти и местного самоуправления.
В 1995 г. были приняты важные федеральные законы, регламентирующие статус общественных и некоммерческих организаций: «Об общественных объединениях» (14.04.95), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (26.05.95), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (07.07.95), «О некоммерческих организациях» (18.12.95). В перечисленных выше законах закреплена идея создания комплексной системы поддержки, оказываемой со стороны государства юридически зарегистрированным гражданским инициативам, направленным на решение социально значимых проблем. Российское государство опирается здесь на два дополняющих друг друга подхода: 1. Различные формы и способы прямого финансирования работ по выполнению общественно-значимых программ (государственные гранты, долговременные субсидии, оплата работ и услуг по контрактам и договорам, целевое финансирование по заявкам и т.д.). 2. Совокупность прямых и косвенных налоговых льгот, представляемых НКО и благотворительным организациям (льготы по уплате налогов на прибыль, на наследство, льготы спонсорам при уплате подоходного налога, налога на наследство, льготные кредиты, гарантии при предоставлении кредитов и т.п., для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, переданные НКО). В результате в России начинает возникать совокупность механизмов взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач. К числу таких механизмов относятся: · Государственный социальный заказ – поручение государства на выполнение мероприятий и мер, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней. · Государственное социальное спонсорство, которое включает льготы по уплате налогов, таможенных или иных сборов, отсутствие налогообложения грантов зарубежных благотворительных фондов и организаций, а также безвозмездных целевых пожертвований, предоставляемых НКО, общественным объединениям и благотворительным организациям, полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом · Стимулирование социальной активности прямым финансированием (субсидии, гранты). · Социальное побуждение негосударственных спонсоров. В апреле 1998 г. в Новосибирске прошла межрегиональная конференция «Государство и общественность: новые формы взаимодействия», на одной из секций которой участники обменялись опытом о формах взаимодействия властей и НКО. Вот они: · круглые столы; · ярмарки-презентации НКО; · ярмарки проектов; · семинары по взаимодействию властей и НКО; · закрепление НКО за Управлениями администрации; · социальный заказ; · информирование властей, рекомендации по решению проблем; · общественные слушания перед принятием законодательных актов; · общественные экспертизы; · проведение встреч первых лиц исполнительной власти с лидерами НКО; · работа общественных палат, координационных советов; · создание наблюдательных советов в НКО; · выход НКО с законодательными инициативами в органы законодательной власти; · реализация целевых программ; · открытые публичные конкурсы, гранты; · подбор кадров для властных структур; · субсидии НКО. При работе с властями можно и нужно использовать те же подходы, что и при работе с бизнесом и благотворительными фондами – предложения с описанием проектов, подробные бюджеты. Взаимодействуя с органами государственной власти и местного самоуправления, необходимо учитывать несколько аспектов: Во-первых, во властных, структурах существуют определенные формальные процедуры, и работа с чиновниками требует времени и терпения. Во-вторых, существует недоверие к НКО. Для того, чтобы, скажем, получить бюджетное или внебюджетное финансирование необходимо до этого доказать свою надежность в нескольких совместных безбюджетных проектах. В-третьих, во властных коридорах сложилось мнение, что НКО денег можно не давать. Здесь денежный вклад может и часто заменяет натуральный. В руках властей находится мощный ресурс – собственность, которую можно получить на льготных условиях. В-четвертых, очень важно, чтобы совместно реализуемый проект выполнялся точно в срок, выделенные средства расходовались строго по назначению, и чтобы после окончания проекта был предоставлен программный и финансовый отчеты. Это поможет чиновнику обосновать перед руководством выделение средств, а некоммерческой организации – в дальнейшем получать поддержку властей. В преддверии выборов со стороны различных политических сил растет интерес к деятельности НКО. Наблюдается все больше попыток «растащить общественные организации» по враждующим лагерям; общественные организации «прикармливают», выделяя бюджетные средства вне конкурса, а затем «просят» о предоставлении каких-либо услуг, предпринимаются попытки манипулировать общественным мнением, используя общественные организации, на непокорных давят, создаются организации-однодневки, единственная цель которых – поддержать на выборах «своих» кандидатов. Сейчас слова о независимости уже не пустой звук. Бытует мнение, что остаться независимыми теперь можно только в одном случае – если ты ничего не делаешь. Задача руководителей НКО – оставаться вне политики, стать над политической борьбой. Как это можно сделать: · Отказ от внеконкурсного финансирования; поддержка властей возможна исключительно через открытый, гласный конкурс грантов, социальный заказ. · Отказ от участия в политических собраниях, пресс-конференциях, встречах с политическими лидерами. · Отказ от участия в политических кампаниях. · Отказ ставить подписи на любых политических документах, воззваниях, петициях. · Отказ от участия в любых митингах, шествиях, демонстрациях. · Отказ от участия в коалиционных проектах с партиями, политическими движениями и организациями, исповедующими взгляды крайне радикального толка (коммунисты, националисты, фашисты, антисемиты). Но, не взирая на все сложности, сама жизнь заставляет искать оптимальные формы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Без нормального цивилизованного диалога никакая серьезная работа невозможна. Вместе, объединив ресурсы, НКО и власти могут эффективно решать стоящие социальные проблемы, достигать поставленных целей и, в конечном итоге, способствовать развитию гражданского общества в России.
Работа с частными лицами. На Западе частные лица – основной источник пожертвований для НКО (в США на их долю приходится 81% собранных средств). К примеру, в 1991 г. 72% американских семей жертвовали на нужды некоммерческих организаций. В среднем каждая семья за год передала $889 наличными и $424 в натуральном выражении. В России с частными лицами традиционно работают религиозные организации, другие общественные организации пока не видят потенциала этого источника средств. Такая же ситуация наблюдалась в Америке и Европе до середины 50-х годов, когда разовые пожертвования прихожан церквям переросли в хорошо спланированные кампании по сбору средств для НКО (и не только религиозных). Типичная российская проблема – слабая нормативно-правовая база, регулирующая отношения между гражданами и некоммерческими организациями – тормозит развитие этого направления сбора средств.
Организация сбора средств среди частных лиц:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|