Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Забывание впечатлений и намерений




Введение

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 — 23 сентября 1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог.

"Психопатология обыденной жизни" (1901) - одно из основных исследований великого австрийского ученого Зигмунда Фрейда, заложившее фундамент его теории психоанализа наряду с "Толкованием сновидений" (1900), "Введением в психоанализ" (1910), "Я и оно" (1923). Эта небольшая книга стала научной классикой XX века. Изучая различные отклонения от стереотипов обыденного поведения, странные дефекты и сбои, а также на первый взгляд случайные ошибки и обмолвки, автор приходит к выводу, что они свидетельствуют о глубинных нарушениях психики, о симптомах психоневроза.

Анализируя многочисленные случаи таких отклонений, он приходит к выводу, что "граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны... подобные симптомы оказываются в силах нарушить питание, сексуальные отправления, обычную работу, общение с людьми".

 

Глава 1. Забывания

 

Забывания собственных имен

 

В начале книги «Психопатология обыденной жизни» Фрейд обращается к факту забывания имен собственных. По Фрейду, процесс воспоминания имени претерпевает смещение и приводит к подмене. Смещение это не является актом психического произвола. Оно совершается в рамках закономерных и поддающихся научному анализу.

 
 
Эмоции, ассоциации, воспоминания, созвучия

 


 

Замещающие имена не столь произвольны как кажется, они напоминают о том, что хотелось вспомнить, и о том, что забыто. Это может случится из-за ассоциаций с каким-то негативным событием, или из-за кого-то события. Фрейд приводит пример забывания имени известного художника – Синьорелли. Ему вспоминаются вместо этого имена Ботичелли, Больтраффио. В своем сознании он понял что подмена произошла из-за похожих звуков в этих словах.

 

 

Забывание иностранных слов. Забывание словосочетаний

 

Предрасположенность к забыванию иностранных слов существует у всех людей. Эти забывания происходят по такому же механизму, как и в первом примере. Фрейд приводит пример из своей жизни и приходит к тому, что эти забывания происходят так же естественно.

Очень часто заучивая стихотворение, мы воспроизводим его после с какими-либо неточностями, изменениями и пропусками. Механизм такого временного забывания состоит в расстройстве предстоящего воспроизведения рядом посторонних мыслей.

Можно различить два вида забываний:

1) когда данное имя само затрагивает что-либо неприятное, или же оно связывается с другим, оказывающим такой же эффект.

2) либо его ассоциациями - близкими и отдаленными.

Фрейд приводит пример, пациент рассказывает ему о том, что в ближайшей дачной местности есть еще один ресторан, третий, и говорит, что сейчас вспомнит его название, но Фрейд стоит на своем и говорит, что их там только два. Далее пациент говорит название и Фрейд соглашается, но объясняет свое забывание тем, что это название ассоциируется у него с его Венским коллегой и вызывает неприятные ощущения.

 

 

Забывание впечатлений и намерений

Во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты. Мотив неохоты, послуживший в данном случае виной моей неориентированности, здесь вполне осязателен, Но механизм забвения здесь не так прост, как в прошлом примере. Обозревая случаи закладывания вещей, трудно себе, в самом деле, представить, чтобы оно когда-либо происходило иначе, как под влиянием бессознательного намерения. Всякого рода забывание сводит различие между ним и отрицанием к чисто психологическим отношениям и позволяет в обеих формах реагирования видеть проявление одного и того же мотива. Даже у здоровых, не подверженных неврозу людей, можно в изобилии найти указания на то, что воспоминания о тягостных впечатлениях и представления о тягостных мыслях наталкиваются на какое-то препятствие. Но оценить все значение этого фактора можно, лишь рассматривая психологию невротиков. Подобного рода стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов... Неправильно возражение, что сплошь и рядом нет возможности отделаться от тягостных воспоминаний, преследующих человека, отогнать такие тягостные аффекты, как угрызение совести, например. И нельзя утверждать, что эта тенденция защиты оказывается везде в силах одержать верх, что она не может в игре психических сил натолкнуться на факторы, стремящиеся по другим мотивам к обратной цели и достигающие ее вопреки этой тенденции. Фрейд говорит, что архитектоника душевного аппарата строится, насколько можно догадываться, по принципу слоев, инстанций, находящихся одна на другой, и это стремление к защите относится к низшей психической инстанции и парализуется другими, высшими. Там, где возможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи, с тем что вызвало отпор. Совершенно так же, как при забывании имен, может наблюдаться ошибочное припоминание и при забывании впечатлений; и в тех случаях, когда оно принимается на веру, оно носит название обмана памяти...

Намерение - это импульс к действию, уже встретивший одобрение, но выполнение, которого отодвинуто до какого-либо момента. Конечно, в течение создавшегося таким образом промежутка времени может произойти такого рода изменение в мотивах, что намерение не будет выполнено, но в таком случае оно не забывается, а пересматривается и отменяется. То забывание намерения, которому мы подвергаемся изо дня в день во всевозможных ситуациях, мы не имеем обыкновения объяснять тем, что в соотношении мотивов появилось нечто новое; мы либо оставляем его просто без объяснения, либо стараемся объяснить психологически, допуская, что ко времени выполнения уже не оказалось потребного для действия внимания, которое, однако, было необходимым условием для того, чтобы само намерение могло возникнуть, и которое, стало быть, в то время имелось в достаточной для совершения этого действия степени. Наблюдение над нашим нормальным отношением к намерениям заставляет нас отвергнуть это объяснение как произвольное. Намерения, имеющие некоторое значение забываются тогда, когда против них восстают темные мотивы. По отношению к намерениям меньшей важности обнаруживается другой механизм забывания: встречная воля переносится на данное намерение с чего-либо другого в силу того, что между этим "другим" и содержанием данного намерения установилась какая-либо внешняя ассоциация. Столкновение условного долга с внутренней оценкой, в которой сам себе не признаешься, объясняются также и случаи, когда забываешь совершить действия, обещанные кому-нибудь другому в его интересах. Забывание объясняется иногда также и тем, что можно было бы назвать "ложным намерением". Забывание намерений можно объяснить потоком противоположных намерений, которые не позволяют выполнить первоначальное намерение.Как доказал Фрейд, эти ошибочные действия возникают благодаря противодействию двух различных интерферирующих намерений, мешающих проявиться одному из них - истинному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не было неизвестно. Второй результат психоанализа состоит в том, что он доказал, что ошибочное действие есть психический акт, наблюдающийся в душевной жизни человека, но не вызванный непосредственно физическими, органическими, материальными воздействиями, которые не имеют отношения к области психологии, а есть психический процесс, имеющий содержание, смысл из-за наличия скрытого намерения. В ошибочных действиях есть всегда нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг другом. Ошибочное действие возникает из содержания нарушенного намерения, либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к тому ходу мыслей, которые занимали человека до сего момента, имеет ассоциативную связь между двумя намерениями не содержательную, устанавливаемую окольными путями.Фрейд обнаружил, что исходя из специфики намерений, все ошибочные действия можно разделить на три группы. В первую группу он отнес случаи, когда человеку известно нарушающее намерение, т.к. он его чувствовал перед ошибочным действием. Во вторую группу внесены ошибочные действия, при которых человек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно стало активным перед ошибочным действием. К третьей группе он отнес случаи, когда человек энергично отвергает толкование нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо. То есть у человека могут проявиться намерения, о которых он сам ничего не знает, но о которых психоаналитик может судить на основании косвенных показателей. Во всех группах намерения оттесняются и отличаются лишь степенью оттеснения нарушающего намерения. Основной вывод: подавление имеющегося намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, 3. Фрейд утверждает, что ошибочные действия можно рассматривать как компромисс между нарушающей и нарушенной тенденцией. Эти действия являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений подвергается оттеснению. Но поскольку в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы послать от себя в сознание своего заместителя, то оттесненное намерение в результате проявляется в нарушении другого намерения. Нарушающая тенденция может иметь отношение к самому человеку, к месту, времени, к неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать и чему-либо другому. И психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-другому и менее замаскировано. Для этого надо просто спросить человека, почему он, например, сделал, именно такую оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос он даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая спрашиваемому мысль с точки зрения психоанализа не произвольна, а вполне детерминирована важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и егорезультат и есть, по мнениюФрейда, психоанализ и образец любого психоаналитического исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...