Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма и счета
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит (так, мы знаем пример, когда один мальчик непроизвольно выучил алфавит, так как часто ел печенье в форме букв). Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм. Далее, мы предлагаем педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется нам более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного. Он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т, е. фактически начинает использовать его для аутостимуляции. При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим „тру дом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.
Удобно также, что методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку. Подробно наш вариант «глобального чтения», позволяющий одновременно отрабатывать у ребенка и выделение звуков в слове, и первые навыки письма, описан в Приложении 1. Педагоги и родители могут и сами творчески переработать, адаптировать метод «глобального чтения» к интересам и возможностям каждого ребенка. Можно соединить „глобальное чтение» с описанным нами приемом сюжетного рисования (см. раздел «Развитие понимания речи»). Именно так поступили педагог и мама одной 6-летней аутичной девочки - их опыт описан в Приложении 2. Обучая аутичного ребенка счету, следует также помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Он может развлекать себя, считая до тысячи, до миллиона или решая примеры на сложение и вычитание с двух- и трехзначными числами, но будучи при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Поэтому обучение аутичного ребенка счету всегда должно начинаться с работы по сравнению количеств, соотнесению цифры и числа предметов. В этом помогает использование на уроках наглядного, предметного материала, игрушек. Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Как было сказано выше, любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. То есть, мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы переедаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть и при возможности переходить к письму «по точкам», иначе ребенок привыкнет к постоянной поддержке руки и без нее письмом заниматься не будет.
Конечно, надо обыграть, по возможности, каждую часть занятия, ориентируясь при этом на интересы ребенка. Так, одного малыша педагог научила выделять строчку и рисовать в ней (по точкам) орнаменты, необходимые для подготовки к письму, приговаривая: «Сейчас будем рисовать, как зайка прыгает с горки на горку. А сейчас - как мишка прыгает. А в следующей строчке будем рисовать, как они друг друга догоняют». Другого мальчика, которому очень нравилась роль моряка, смелого капитана, учили писать, укладываясь в строчку, не вылезая за ее пределы, так как «моряк ведет свой корабль точно по линии фарватера». Отметим, что многие элементы обучения аутичного ребенка возникают: еще в игре, до формирования у него учебного поведения. Мы пересчитываем вагоны игрушечного поезда и делаем таблички с названиями станций; соображаем, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписываем рисунки, лепим из пластилина буквы или выкладываем их из конструктора, из сушек и т. п. Так, поначалу исподволь, мы провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению. ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАННЫЙ РЕБЕНОК...............................................................................................1 СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА......................................................2 ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА....................................................6 ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ.........................................7 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА....11 КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА........................................................20 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АУТИЗМА......................................38 ТРУДНОСТИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ........45 КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЕМЬИ...................................47
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................52 ВАЖНОСТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ВЗРОСЛЫХ...............................58 ЛЕЧЕБНОЕ ВОСПИТАНИЕ......................................................................................60 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА........................................60 РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО И ОСМЫСЛЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ......71 РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ.....................................79 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ.........................79 СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...........................................................................81 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.......82 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО.................................................................................83 ЛЕЧЕБНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ...................................................................................101 ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ.................................................................................................108 ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ………....118 ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ……………………………………………………………119 СТРАХИ.........................................................................................................................121 НЕОБЫЧНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ, ИНТЕРЕСЫ И ВЛЕЧЕНИЯ…………………..128 АГРЕССИЯ…………………………………………………………………………...131 1. Самоагрессия.................................................................................................131 2. Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.................132 СТЕРЕОТИПНОСТЬ....138 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ................................................140 ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ..................................................................................148 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ........................................................................................149 ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ: ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ.........................151 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...........................................................................152 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ............................................154 РАЗВИТИЕ РЕЧИ…………………………………………………………………….156 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ...............................................................................157 РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЧЬЮ.................162 ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА И СЧЕТА........................................................................................................171
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|