Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст для обсуждения: Чичерин Б.Н. «Существо государства» в книге Чичерин Б.Н. «Курс государственной науки» т.1 кн1, глава 1.

Семинарское занятие № 3. Понятие государства

Вопросы к тексту:

1. Понятие государства. Признаки государства

2. Понятия «союз», «народ», «закон», «власть», «свобода».

3. Цель государства

 

Задание: Самостоятельно найти информацию для ответа на данные вопросы:

1.Теории возникновения государства.

2.Формы государственного устройства и правления

3.Патриотизм

 

Основные понятия: государство, власть, закон, свобода, благо, союз, народ, нация, этнос, патриотизм.

 

Чичерин Б. Н. Существо государства

 

Изложение государственного права должно начаться с установления понятия о государстве. Им определяется его существо, или свойственная ему природа. Понятие выражается определением. Полное определение должно заключать в себе все основные элементы, или признаки предмета, определяющие его существо и отличающие его от других. Чтобы. в этом отношении найти путеводную нить, припомним важнейшие определения государства, которые встречаются в истории

политических учений. Государство, говорит Аристотель, есть известный союз людей, а всякий

союз заключается для известного блага. Высший из всех союзов будет тот, который заключается для высшего блага, обнимающего все остальные. Это и есть союз политический, которого цель есть самодовлеющая и совершенная жизнь. Поэтому государство определяется как союз родов и сел для жизни совершенной и самобытной. Таким образом, здесь государство определяется его целью, полнотою и самобытностью жизни, чем оно отличается от других союзов, преследующих те или другие частные цели.

Туже мысль выражает Гегель, когда он определяет государство, как осуществление нравственной идеи (Der Staat ist die Wirklichkeit der sittlichen Idee: Rechtsphil. § 257). Нравственная идея, представляющая высшее сочетание свободы с разумным порядком, составляет природу государства, или внутреннюю цель, которую оно осуществляет в своем устройстве.

Иные элементы принимает Цицерон. Как Римлянин, он вводит в свое определение, с одной стороны, свободу граждан, с другой стороны юридический закон, как связующее начало общества. Государство, по его определению, есть устроение народа (res publica est constitutio рорuli. De Rep. I, 26); "народ же не есть всякое собрание людей, соединенных каким бы то ни было образом, а собрание людей, связанных согласием права и общением пользы" (populus autem non omnis hominus coetus quoque modo congregatus, sed coetus multitudinis, juris consensu et utilitatis communione sociatus. Ib. 25). В другом месте, указавши на то, что "закон есть связь гражданского общества" (quum lex civilis societatis vinculum), он спрашивает: "что такое государство, как не общение права?" (quid enim est civitas, nisi juris societas? Ib. 32).

Из новых писателей определению Цицерона следует родоначальник философии права нового времени, Гуго Гроций. "Государство, говорит он, есть совершенный союз свободных людей для охранения права и для общей пользы" (Civitasз est coetus perfectus liberorum hominum, juris fruendi et communis et causa sociatus. De jure belli ас рас. I, и, § XIV). Но еще прежде него Боден существенным признаком государства считал верховную власть. Государство, по его определению, есть правое управление нескольких семейств и того, что им обще, с верховною властью (Republique est un droit gouvernement de plusieurs mesnages, et de ce qui leur est commun, avec puissancе souveraine. Dе la Rep. I, 1).

Тот же признак верховной власти, в связи с теориею происхождения государства из договора, полагает в основание своего определения Гоббес. "Государство, говорит он, есть единое лице, которого воля, вследствие договора многих людей, считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты" (civitas est persona una, cujus voluntas, ех расtis plurium hominum, pro voluntate habenda est ipsorum omnium, ut singulorum viribus

et facultatibus uti possit ad pacem et defensionem communem. Dе Cive. V).

Тоже понятие о единении воль на основании договора было усвоено и защитниками теории народовластия. По учению Руссо, в силу договора, которым отдельные лица соединяют свою волю в одну общую волю, образуется нравственное или собирательное тело, которое от этого акта получает свое единство, свое общее я, свою жизнь и свою волю. Это публичное лице, образуемое единением всех, называется государством (Du Contr. soc. Liv. I, ch. 6).

Теория происхождения государств из договора, как известно, не выдержала критики и ныне всеми оставлена. Поэтому и вытекающие из нее понятия не могут входить в определение государства. Оно должно заключать в себе лишь то, что необходимо принадлежит к существу государства и без чего оно немыслимо. Изложенные выше определения содержат в себе всю совокупность этих необходимых элементов, а именно: соединяющиеся свободные лица, связывающее их юридическое начало, или закон, общую цель, во имя которой происходит соединение, и, наконец, верховную власть, составляющую характеристическую принадлежность государственного союза. Соединяя все эти элементы, мы получим следующее определение: "государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью для общего блага".

Все эти элементы, власть, закон, свобода и общая цель, входят в состав всех других союзов, в которые слагается человеческое общежитие. Без них не обходится ни один. Эти союзы суть: союз кровный, гражданский и церковный. Первый основан на физиологических и нравственных отношениях мужа и жены, родителей и детей; второй на частных отношениях свободных или несвободных лиц, живущих под общими нормами права; третий на нравственно-религиозном законе, связывающем верующих в единое религиозное общество. Основные элементы всякого общежития, власть, закон, лице и общая цель, присущи им всем, но в каждом из них один элемент является преобладающим: в кровном союзе полнота целей, образующая общение всей жизни для совокупного блага; в гражданском союзе - лице с его частными правами и интересами; в церковном союзе - религиозно-нравственный закон; наконец в государстве преобладает начало власти. Существенный признак, отличающий государство от всех других союзов, состоит в том, что все они юридически подчиняются государству, государство же владычествует над всеми. Верховный, державный, владычествующий союз называется именно государством. Другие союзы могут случайно быть совершенно самостоятельными. Отец семейства на необитаемом острове не подчинен никому. Средневековой предводитель дружины был вольный человек, не знавший над собою власти и командовавший другими такими же вольными людьми, состоявшими с ним в договорных отношениях. Но эта случайная самостоятельность есть не более как фактическое явление, а не юридическое начало, вытекающее из самого существа этих союзов. Государству же верховная власть принадлежит по самому его существу; это - признак, отличающий его от других союзов. Самое понятие о верховной власти заключает в себе полноту права, которое делает из этого начала особый юридический принцип, неприложимый ни к какому другому союзу и специально свойственный государству. С этим объяснением можно вкратце определить государство, в отличие от других союзов, как союз народа, живущего под верховною властью.

Примеч. Русское слово государство точнее обозначает этот отличительный признак политического союза, нежели латинское civitas, или новейшее etat, Staat.

Разберем подробное определение, с целью установить точное понятие о всех входящих в состав его признаках.

1. Государство ест союз. Многие публицисты, например Моль, определяют государство, как учреждение. Если под именем учреждения разуметь всякое постоянное устройство, определяемое нормами права, то государство есть учреждение. Но это понятие слишком общее. Учреждения бывают и такие, которые не суть союзы, а места и лица, исправляющие известные общественные должности. В этом смысле государство может быть понято, не как союз народа, а как система мест и лиц, стоящая над народом и им управляющая. Такое воззрение ведет к ложным последствиям, ибо через это граждане перестают быть членами государства; они не входят в его состав. Недостаточность этого понятия очевидна. Народ, устроенный в государство, образует одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, соединяющиеся лица, с другой система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как таковое, оно должно иметь свое название, и это название есть государство. Публицисты, которые держатся понятия о государстве, как об учреждении, сами принуждены признать эти начала. Моль постоянно называет государство организмом народного сожительства.

2. Государство есть союз народа. Слово народ имеет два значения: этнографическое и юридическое. Народ в этнографическом смысле есть совокупность людей, связанных естественным происхождением и духовным единством. Внешним выражением этого единства служит общий язык. Народ в этом смысле может вовсе и не быть устроен в государственный союз. Один и тот же народ нередко входит в состав разных государств. В юридическом же смысле народ есть совокупность лиц, составляющих одно политическое тело. С точки зрения права, народ образуется именно соединением людей в государство. А так как союз состоит из множества лиц, связанных в одно целое, то и в юридическом смысле слово народ может быть понимаемо в двояком смысле: как единство и как множество. Как единое юридическое тело, народ тождествен с государством; но в это понятие, кроме лиц, входит и все юридическое устройство, связывающее народ в одно тело, то есть правительство. Государство составляется из граждан совокупно с правительством. Напротив, как множество, народ есть совокупность отдельных лиц или граждан, подчиненных высшей власти. В этом смысле народ противополагается правительству и подчиняется последнему, при чем однако граждане, как свободные лица, имеют и права, которые могут простираться до участия в верховной власти. Народ есть первый и необходимый элемент государства, ибо союз составляется из лиц. Но для того чтобы он мог образовать государство, нужно общее сожительство. Государство не составляется из рассеянных лиц, как церковь, как сословие, как племя, ибо в таком случае нет самостоятельного, полновластного целого. Для этого необходимо иметь свое, занимаемое союзом, пространство, то есть территорию. Поэтому территория составляет необходимую принадлежность государства, и в этом смысле она входит в него, как один из составных его элементов. Народ в юридическом смысле может быть определен как совокупность граждан, живущих на своей территории и образующих одно юридическое целое.

3. Народ, или составляющие его граждане, живут под общим законом. Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц. Этим он отличается от закона нравственного, который обращается к совести, но исполняется по свободному решению человека, а не в силу принуждения. Юридический закон подразделяется на гражданский и государственный. Первым определяются права и обязанности отдельных лиц между собою; вторым определяются отношения членов к целому и целого к членам. Этим самым государственный закон подчиняет лица постоянному высшему порядку и связывает их в единое тело. Подчинение лиц господствующей над ними власти совершается на основании закона; иначе это - право силы, а не юридическое начало. Закон, с другой стороны, ограждает и свободу, определяя

права граждан. Следовательно, без закона невозможна гражданская свобода. Наконец, закон определяет устройство, права и обязанности государственных властей, ибо власть может повелевать только во имя законного права. Таким образом, закон составляет общую юридическую связь всех элементов государства. Это и выражается приведенным выше изречением Цицерона: lex est vinculum civitatis.

4. Закон связывает народ в единое юридическое целое. Союз, составляющий юридически одно целое, называется юридическим или нравственным лицом. Таковое становится субъектом прав и обязанностей; оно имеет свою волю, органом которой является установленная в нем власть. Закон, связывающий лица в одно целое, вместе с тем подчиняет их воле этого целого, выражаемой установленною законом властью. Но этот верховный орган, в свою очередь, имеет подчиненные органы, через которые верховная воля переходит в исполнение. Вследствие этого, система государственных учреждений образует цельный, связанный внутри себя организм, в котором выражается цельность государственного порядка. А так как и граждане участвуют в деятельности этих органов, то все государство в совокупности может рассматриваться как организм. Но употребляя этот термин, не должно забывать, что это организм составленный не из страдательных физических материалов, повинующихся непреложным физическим законам, а из разумносвободных лиц, имеющих каждое свои права, свои цели и свои интересы. Это - организм духовный, который имеет свою специальную природу и свои свойства. Поэтому всякие заключения от свойств физических организмов и всякие уподобления физическому организму тут неуместны. Они составляют плод ненаучной фантазии и ведут к совершенно ложным последствиям. Столь же неуместно смешение государства с обществом и распространение на последнее того понятия об организме, которое присваивается государству в силу его юридического устройства. Общество, даже с чисто юридической стороны, как гражданское общество, не составляет одного юридического лица; оно представляет совокупность частных отношений между входящими в состав его лицами, и этим самым оно отличается от государства. И тут смешение этих двух разных понятий ведет к радикально ложным последствиям, именно, к поглощению общества государством, а с тем вместе к уничтожению свободы лица. Истинное отношение этих двух союзов будет выяснено ниже.

5. Государственный союз управляется верховною властью. Власть есть воля, имеющая право повелевать. Таковая необходима во всяком союзе, ибо она одна может охранять закон и порядок и ограждать свободу лиц от посягательства со стороны других. Свобода человека заключает в себе возможность нарушения чужого права, а вместе и уничтожения целей союза. При полной свободе лиц никакой союз существовать не может. Человеческое общежитие основано на том, что общая

сила заставляет каждого подчиняться общей воле. Но как скоро существуют власти, так необходима власть верховная; этого требует общественное единство, которое невозможно при существовании властей друг от друга независимых. В обществе, составляющем одно целое, все частные власти, в порядке юридических отношений, должны подчиняться единой верховной власти, как представительнице целого, владычествующего над частями. Из человеческих союзов, эта власть может принадлежать только государству, ибо оно представляет это высшее юридическое целое. По самой своей природе, или по своему понятию, государство есть союз, облеченный верховною властью.

6. Цель государства есть общее благо. Благо союза заключается в полноте и согласном развитии всех его элементов. В этом состоит истинная природа государства, его идея. Поэтому можно сказать, что цель государства состоит в развитии его идеи. Эта цель содержит в себе и юридическое начало и нравственное: юридическое, ибо она осуществляется путем принуждения; нравственное, ибо подчинение частных целей общей есть нравственное требование. Но государство не имеет целью осуществление нравственных требований личною деятельностью его членов. Эта цель составляет задачу церкви, а не государства, ибо церковь, а не государство действует на совесть; принудительное же исполнение нравственных требований есть отрицание самых оснований нравственного закона, который есть закон свободы. Государство осуществляет нравственные начала в собственной своей деятельности, на сколько ею определяются общие интересы союза. С другой стороны, государство не ставит себе целью частного блага своих членов. Частное благо есть цель гражданского общества, а не государства. Последнее содействует развитию частных интересов лишь на столько, на сколько они входят в общий интерес. Государство есть союз, возвышающийся над другими союзами, а не поглощающий их в себе. Поэтому и цель его не совпадает с целью других союзов. Существенное отличие состоит в том, что цель его общая, а не частная. Но так как благо целого зависит от благосостояния частей, то косвенно целью государства становится содействие частным интересам. На сколько это содействие необходимо, это вопрос, которого решение зависит от изменяющихся условий жизни. Но коренное начало состоит в том, что вмешательство государства в область частных интересов составляет исключение, а не правило. Таково существо государства, выраженное его определением. Из него вытекают и существенные его свойства. Они суть следующие: 1. Государство есть союз единый. Существо его состоит именно в том, что лица соединяются здесь в единое юридическое тело, имеющее одну цель - общее благо, и управляемое единою верховною властью, господствующею над частями.

Однако этот признак прилагается вполне только к простому, единичному государству.

Но могут быть государства сложные, составленные из других государств. В таком

случае верховная власть, представляющая верховное единство, распределяется

между целым и частями. Формы этих соединений могут быть разные; они будут

изложены ниже.

2. Государство есть союз постоянный. Оно образуется не для временных

целей, а во имя вечных начал, владычествующих в человеческой жизни, и подчиняющих

ее высшему нравственно-юридическому порядку. Как юридическое лице, государство

не рождается и не умирает, а сохраняется неизменно, связывая следующие друг

за другом поколения в одно целое. Эта связь не возобновляется беспрерывно,

волею каждого поколения, как утверждают последовательные атомисты. Рождаясь

в государстве, человек является на свет уже связанный государственным законом;

он принимает все наследие предков, которое он точно таким же образом передает

потомкам. Без этой преемственности сознания и воли нет духовной жизни, нет

истории человечества. Эта преемственность не нарушается даже изменением всех учреждений. Государство есть союз, который остается тождественным с собою,

хотя бы весь установленный в нем юридический порядок подвергся полному перевороту.

Поэтому и обязательства государства сохраняют свою силу, не смотря на смену

поколений и правительств. По идее, государство вечно, хотя, в силу обстоятельств,

оно может разрушиться.

3. Как единый, постоянный союз, государство юридически нераздельно. Фактически,

оно конечно может делиться, также как оно может разрушаться, уступая внешней

силе или вследствие внутреннего распадения. Части, которые не держатся вместе,

могут разорвать свою связь. Но не может быть юридического закона, в силу которого

государство было бы делимо, ибо это противоречит его существу. В средние века, и на Западе и у нас, княжества нередко делились между сыновьями владельца; но это именно доказывает, что тут не было государственного порядка. Это были союзы, управляемые частным правом, а не государства в истинном значении этого слова.

4. Государство есть союз самостоятельный. Будучи облечено верховною властью, оно не подчиняется никому. Это - тело державное. Отсюда внешняя его независимость. Однако и тут могут быть уклонения от этого начала. В сложных государствах части пользуются неполною самостоятельностью. Государство может быть подчинено другому и в силу завоевания. Сохраняя часть своих прав, оно ограничивается в других. Через это оно не перестает быть государством, хотя не вполне соответствует этому типу. При полной зависимости, оно превратилось бы в простую область; сохраняя часть своих прав, оно представляет нечто среднее между областью и государством. Подобные полусамостоятельные государства можно назвать полугосударствами. Действительная жизнь всегда представляет переходы из одной формы в другую; но это не мешает обозначить существенные признаки каждой формы.

В результате государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся при непрерывной смене поколений. В нем народ становится историческою личностью и исполняет свое историческое назначение. Поэтому в государстве выражаются физиологические и духовные свойства народа. Каждый народ имеет свои особенности, данные природою и выработанные историею. Эти особенности он вносит и в государственную жизнь. Через это не изменяется сущность государства, ибо оно коренится в неизменной природе человеческого общежития. Но из присущих ему элементов получает перевес тот или другой. Этнографическим началом изменяется не существо государства, а действительная его жизнь.

Для отдельного лица эта общая, охватывающая его среда, в которой оно рождается, живет и умирает, к которой оно принадлежит, как часть к целому, называется отечеством. Каждому человеку отечество представляется вечною идеею, которой он обязан служить всем своим существом, жертвуя для него даже жизнью. Любовь к отечеству составляет одно из самых высоких и священных человеческих чувств. Эта идея отечества, получая общую организацию, устроиваясь как одно

целое, имеющее одну волю, становится государством. Государство есть организованное отечество.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...