Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
На федеральном уровне Конституция рф - принципы нахождения недр в различных формах собственности, шельф-рф. Разграничение компетенции между рф и субъектами 2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (пункт «в» стати 72 Конституции РФ); 3. Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 4,15,76 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории РФ; федеральные законы 1. закон " о недрах"(регулирование отношений, в связи с добычей недр), 2. закон о " континентальном шельфе рф", ФЗ 3. Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции»; 4. Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998г. 5. Федеральный закон О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Также отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Федеральных Законов «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об геологической экспертизе» и др. законов, регулируют отношения в сфере недропользования. Указы и распоряжения президента РФ - постановления правительства РФ определеются порядок пользования, установление факта открытым участков федерального значения - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (минприроды России, рос технадзора и др.) На уровне субъектов РФ - законы и иные нормативные правовые акты, изданные субъектами РФ в пределах своей компетенции
-Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; -Международными договорами РФ ( имеют приоритет перед национальным законодательством ); Примером нормативного международного договора может быть -Нормативные акты судебных властей. -Административные регламенты: Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФИОВ, порядок взаимодействия между его структурными и подразделениями и должностными лицами…
Понятие, правовой режим недр Закон РФ «О недрах» определяет недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. С точки зрения экономики недра выступают стратегическим фактором развития государства, поэтому законодательство оперирует понятием государственного фонда недр, который состоит из используемых участков, представляющих собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемых частей недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Выделяют следующие категории участков недр: · участки недр федерального значения, которые предоставляются Правительством РФ в пользование на конкурсной основе по результатам проводимых аукционов; · федеральный фонд резервных участков недр, который формируется в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых; · участки недр местного значения, к которым относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Законодательство в области недропользования устанавливает и регулирует следующие способы использования недр: · изучение недр, проводимое без существенного нарушения целостности недр; · геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; · разведка и добыча полезных ископаемых; · строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; · образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно‑оздоровительное значение; · сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Все недра находятся в государственной собственности, право пользования недрами у хозяйствующих субъектов возникает на основании решения уполномоченных органов государственной власти или согласно вступившему в силу соглашению о разделе продукции, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Таким образом, наряду с административными механизмами регулирования деятельности в области использования недр, развивается и механизм адаптированного гражданско‑правового договора. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Российское законодательство устанавливает платный режим недропользования. Помимо установленных законом платежей, взимаемых за недропользование, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с положениями главы 26 Налогового Кодекса РФ.
Участки недр федерального значения В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.
К участкам недр федерального значения относятся участки недр: 1) содержащие месторождения урана, никеля, коренные месторождения алмазов,платиновой группы 2) расположенные на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения: с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн; с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров; коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн; с запасами меди от 500 тысяч тонн; 3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации; 4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Федеральный фонд резервных участков недр В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр. 1. Цель создания: обеспечение в перспективе потребностей РФ в запасах стратегических и дефицитных видов ПИ. 2. Какие участки включаются: не предоставленные в пользование участки недр. 3. Особенности пользования участками недр: участки не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр. 4. Порядок формирования фонда: фонд формируется и утверждается Правительством РФ по представлению Минприроды России: участки включаются и исключаются из фонда по решению Правительства РФ по представлению Минприроды России. Исключение участков недр из данного фонда для предоставления в пользование происходит в случае возникновения необходимости обеспечить потребности РФ в стратегических и дефицитных ПИ. В настоящее время Правила формирования Федерального фонда резервных участков недр (ФРУН) еще не сформированы.
В Правительстве РФ находится проект Правил, подготовленный заинтересованными ФОИВ, который будет утверждаться решением Правительства РФ. В этом проекте сформированы следующие критерии формирования ФРУН: 1. Расположенные на территории с развитой транспортной, трубопроводной и добычной инфраструктурами; 2. Расположенные на земельных участках из состава земель обороны и безопасности; 3. Расположенные на особо охраняемых природных территориях; 4. Содержащие извлекаемые запасы нефти от 30 млн. тонн, за исключением месторождений газа.
В настоящее время в РФ нет резервных участков недр. (в США есть-резервуарные парки. Когда нефть дешевая они покупают и хранят ее в парках, а когда дорожает продают. Также есть фонд резервных участков-фонд будущего поколения(когда везде нефть закончится, они для своего населения будут использовать резервы) Полномочия ОГВ и ОМС в сфере регулирования отношений недропользования
К полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся: 1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; 2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ; 3) разработка и утверждение норм и правил в области использования и охраны недр, а также классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; 3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр; 6.1) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, ОПИ; 7) составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; кадастра месторождений 7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами; 8) распоряжение недрами континентального шельфа; 8.1) установление и согласование правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых 10) распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации; 11) утверждение СРП; 12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации; 14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации; 15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр; 16) установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. К полномочиям ОГВ субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: 1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; 2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; 3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; 4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект 5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; 6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений ОПИ и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7.1) подготовка и утверждение перечней УНМЗ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; 8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 9) установление порядка пользования участками недр местного значения; 14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; 14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения; 15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации К полномочиям ОМС в сфере регулирования отношений недропользования относятся: 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Раздел 2. Режимы недропользования.
Лицензирование Виды пользования недрами. Сроки 1) Региональное геологическое изучение: · Региональные геолого-геофизические работы; · Геологическую съемку; · Инженерно-геологические изыскания; · Научно-исследовательские работы; · Палеонтологические работы; · Работы, направленные на общее геологическое изучение недр; · Геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности; · Работы по созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод; · Иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. 2) Геологическое изучение: · Поиск и оценка месторождений ПИ; · Геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ; 3) Разведки и добычи ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 4) Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ; 5) Образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, и иное значение (геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи ПИ (по совмещенной лицензии). При этом разведки и добыча ПИ могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр (опытно-промышленная эксплуатация), так и после его завершения (за исключением УНФЗ).
Разведка и добыча ПИ на УНФЗ могут осуществляться только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|