Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

На федеральном уровне

Конституция рф - принципы нахождения недр в различных формах собственности, шельф-рф. Разграничение компетенции между рф и субъектами

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (пункт «в» стати 72 Конституции РФ);

3. Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 4,15,76 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории РФ;

федеральные законы

         1. закон " о недрах"(регулирование отношений, в связи с добычей недр),

         2. закон о " континентальном шельфе рф", ФЗ

3. Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции»;

4. Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998г.

5. Федеральный закон О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Также отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Федеральных Законов «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об геологической экспертизе» и др. законов, регулируют отношения в сфере недропользования.

Указы и распоряжения президента РФ

- постановления правительства РФ определеются порядок пользования, установление факта открытым участков федерального значения

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (минприроды России, рос технадзора и др.)

На уровне субъектов РФ

- законы и иные нормативные правовые акты, изданные субъектами РФ в пределах своей компетенции

-Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

-Международными договорами РФ ( имеют приоритет перед национальным законодательством ); Примером нормативного международного договора может быть
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Росси-
ей

-Нормативные акты судебных властей.

-Административные регламенты:

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФИОВ, порядок взаимодействия между его структурными и подразделениями и должностными лицами…

 

 

Понятие, правовой режим недр

Закон РФ «О недрах» определяет недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. С точки зрения экономики недра выступают стратегическим фактором развития государства, поэтому законодательство оперирует понятием государственного фонда недр, который состоит из используемых участков, представляющих собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемых частей недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Выделяют следующие категории участков недр:

· участки недр федерального значения, которые предоставляются Правительством РФ в пользование на конкурсной основе по результатам проводимых аукционов;

· федеральный фонд резервных участков недр, который формируется в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых;

· участки недр местного значения, к которым относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Законодательство в области недропользования устанавливает и регулирует следующие способы использования недр:

· изучение недр, проводимое без существенного нарушения целостности недр;

· геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

· разведка и добыча полезных ископаемых;

· строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно‑оздоровительное значение;

· сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Все недра находятся в государственной собственности, право пользования недрами у хозяйствующих субъектов возникает на основании решения уполномоченных органов государственной власти или согласно вступившему в силу соглашению о разделе продукции, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Таким образом, наряду с административными механизмами регулирования деятельности в области использования недр, развивается и механизм адаптированного гражданско‑правового договора.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Российское законодательство устанавливает платный режим недропользования. Помимо установленных законом платежей, взимаемых за недропользование, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с положениями главы 26 Налогового Кодекса РФ.

 

Участки недр федерального значения

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, никеля, коренные месторождения алмазов,платиновой группы

2) расположенные на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

 

Федеральный фонд резервных участков недр

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

1. Цель создания: обеспечение в перспективе потребностей РФ в запасах стратегических и дефицитных видов ПИ.

2. Какие участки включаются: не предоставленные в пользование участки недр.

3. Особенности пользования участками недр: участки не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

4. Порядок формирования фонда: фонд формируется и утверждается Правительством РФ по представлению Минприроды России: участки включаются и исключаются из фонда по решению Правительства РФ по представлению Минприроды России.

Исключение участков недр из данного фонда для предоставления в пользование происходит в случае возникновения необходимости обеспечить потребности РФ в стратегических и дефицитных ПИ.

В настоящее время Правила формирования Федерального фонда резервных участков недр (ФРУН) еще не сформированы.

В Правительстве РФ находится проект Правил, подготовленный заинтересованными ФОИВ, который будет утверждаться решением Правительства РФ.

В этом проекте сформированы следующие критерии формирования ФРУН:

1. Расположенные на территории с развитой транспортной, трубопроводной и добычной инфраструктурами;

2. Расположенные на земельных участках из состава земель обороны и безопасности;

3. Расположенные на особо охраняемых природных территориях;

4. Содержащие извлекаемые запасы нефти от 30 млн. тонн, за исключением месторождений газа.

 

В настоящее время в РФ нет резервных участков недр. (в США есть-резервуарные парки. Когда нефть дешевая они покупают и хранят ее в парках, а когда дорожает продают. Также есть фонд резервных участков-фонд будущего поколения(когда везде нефть закончится, они для своего населения будут использовать резервы)

Полномочия ОГВ и ОМС в сфере регулирования отношений недропользования

 

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) разработка и утверждение норм и правил в области использования и охраны недр, а также классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр;

6.1) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, ОПИ;

7) составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; кадастра месторождений

7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами;

8) распоряжение недрами континентального шельфа;

8.1) установление и согласование правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых

10) распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

11) утверждение СРП;

12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

16) установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

К полномочиям ОГВ субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений ОПИ и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

7.1) подготовка и утверждение перечней УНМЗ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

9) установление порядка пользования участками недр местного значения;

14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации

К полномочиям ОМС в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

Раздел 2. Режимы недропользования.

 

Лицензирование

Виды пользования недрами. Сроки

1) Региональное геологическое изучение:

· Региональные геолого-геофизические работы;

· Геологическую съемку;

· Инженерно-геологические изыскания;

· Научно-исследовательские работы;

· Палеонтологические работы;

· Работы, направленные на общее геологическое изучение недр;

· Геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

· Работы по созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;

· Иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

2) Геологическое изучение:

· Поиск и оценка месторождений ПИ;

· Геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

3) Разведки и добычи ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

5) Образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, и иное значение (геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи ПИ (по совмещенной лицензии).

При этом разведки и добыча ПИ могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр (опытно-промышленная эксплуатация), так и после его завершения (за исключением УНФЗ).

 

Разведка и добыча ПИ на УНФЗ могут осуществляться только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...