Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
Таблица 4.3. Классификация методов обеспечения ИБ РФ
№
Название метода
Важнейшие направления реализации
Правовой
· внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения ИБ РФ,
· законодательное разграничение полномочий в области обеспечения ИБ РФ между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
· определение целей, задач и механизмов участия общественных объединений, организаций и граждан;
· разработка и принятие нормативных правовых актов устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование,
· уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов
· законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
· определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
· создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Экономический
· разработка программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
· совершенствование системыфинансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Организационно-технический
· создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти,
· разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств,
· развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
· создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации
· выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем,
· предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации
· сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
· совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения
Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различныхсферах жизнедеятельности общества и государства.
Таблица 4.4. Особенности обеспечения ИБ РФ в различных сферах общественной жизни
№
Название сферы
Наиболее подверженные угрозам объекты
Основные меры по обеспечению ИБ в указанной сфере
Экономика
· система государственной статистики;
· кредитно-финансовая система;
· информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
· системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
· системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства
· организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
· разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
· разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
· совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
· совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.
Внутренняя политика
· конституционные права и свободы человека и гражданина;
· конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;
· открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.
· создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
· активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
Внешняя политика
· информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
· информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти
· информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти
· разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации,
· создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
· совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
· совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.
Наука и техника
· результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
· открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
· научно-технические кадры и система их подготовки;
· системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области науки и техники, и механизмов его реализации.
Духовная жизнь
· достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения
· свобода массовой информации;
· неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;
· русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств;
· языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации;
· объекты интеллектуальной собственности.
· развитие в России основ гражданского общества;
· создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
· выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;
· совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;
· государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;
· формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;
· разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;
· разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;
· введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;
· противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Оборона
· информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации;
· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
· информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.
· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
· постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
· совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;
· совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;
· подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.