Такие разные точки зрения.
Марк Рашид. Лошади никогда не лгут. Его первая книга "Размышления о лошади" уже вышла на русском языке, многие ее читали, а те, кто не читали - очень советую прочитать, совершенно независимо от того, чем вы занимаетесь с лошадьми. Более того, эта книга равно подходит и для тех, кто воспитывает детей и для тех, кто в той или иной мере является руководителем. Перевод я выкладываю свой собственный, он не дословный, какие-то места я опускаю, какие-то сокращаю, но стараюсь делать это без ущерба для смысла и содержания теста... Глава 1. Часть 1. Первая встреча со Стариком случилась, когда Марку было 9 лет, в один из дней он обнаружил, что на заброшенной ферме в нескольких милях от его дома появились лошади. До этого лошадей он видел только на картинках да в ковбойских фильмах, поэтому, как и всякий любопытный мальчишка, он взял свой велосипед и поехал посмотреть на лошадок. Лошади гуляли на большом поле, огороженном забором. Марк перелез через забор, подошел к табуну и стал гладить лошадей. Он настолько увлекся этим процессом что совершенно не заметил подошедшего мужчину. Он заметил его только тогда, когда тот постучал пальцем Марку по плечу. Марк вскрикнул от удивления, подпрыгнул на месте и развернувшись увидел пожилого мужчину в старой ковбойской шляпе, мятых джинсах и линялой рубашке, на щеках у мужчины была густая примерно десятидневная щетина. Старик стоял совершенно спокойно, внимательно осматривая мальчика с ног до головы. «И что ты тут делаешь?» спросил он? «яя… эммм» Марк не знал что сказать. Старик медленно опустил руку в карман, достал оттуда сигареты и зажигалку и так же спокойно и неторопливо закурил, после чего сказал «это частная собственность, ты знаешь это?» «Эмм, да, я знаю… мне очень жаль» промямлил Марк. «Ладно, пошли», сказал Старик.
Старик дошел до ворот в ограде пастбища, открыл их и прошел вперед. Марк пошел следом за ним, даже не подумав закрыть ворота. Старик остановился, повернулся, спокойно посмотрел на ворота, потом на Марка и снова на ворота. «Я должен закрыть их?»неуверенно спросил мальчик. «Сделай так, как ты считаешь нужным» ответил он. Марк вернулся, закрыл ворота и побежал за Стариком, который уже ушел далеко вперед. Старик зашел в конюшню, взял лопату и вручил ее мальчику со словами «если ты любишь лошадей – люби и убирать за ними» и кивнул в сторону денников.
Вскоре Марк обнаружил, что Старик большинство ситуаций решает тем же методом, каким он поймал его на пастбище. Все, что он делал, было спокойным, сдержанным и неброским, но в то же время давало совершенно четкое представление о его намерениях. Его поведение в первую встречу могло привести к двум результатам – либо испугать мальчика так, чтобы тот больше не вернулся, либо заинтересовать его, чтобы он приходил снова и снова и помогал Старику. Причем старика одинаково устраивали оба варианта, выбор был за мальчиком.
Через некоторое время после первой встречи Старик купил новую лошадь. Это был четырёхлетний мерин, который был заезжен в полтора года. К двум годам уже участвовал в соревнованиях по «плежэ» (ковбойская выездка) с весьма неплохими результатами, поэтому его хозяин решил выставлять мерина на старты при каждой возможности. К двум с половиной годам жеребенок стал уставать от интенсивного тренинга и постоянных стартов и стал вести себя не лучшим образом, и как правило в самый неподходящий момент, например непосредственно перед выходом на старт. Также он стал плохо ловиться на пастбище и сопротивляться при одевании оголовья. К трем годам его поведение стало настолько плохим, что его отправили к специалисту «по исправлению трудных лошадей». Специалист был известен своей строгостью и жесткостью с лошадьми, но его тактика заставила жеребенка вести себя примерно, по крайней мере на некоторое время.
С самого начала было понятно, что Салти (т.е. соленый, так прозвал его Старик за белые пятнышки на морде) был твердым орешком. Он прекрасно чувствовал себя в компании молодых меринов, но не хотел иметь ничего общего с любым человеком, который заходил на пастбище. Если он думал, что вы идете в его сторону он моментально разворачивался и со всех ног убегал на другой конец пастбища. О том, чтобы поймать его даже не шло и речи. Но это совершенно не волновало Старика, он даже не пытался поймать Салти. Примерно через три недели после появления Салти пришло время переводить лошадей на другое пастбище, которое располагалось с другой стороны от ранчо.
Через полчаса Старик снова подошел к воротам, а Салти опять убежал. В течении дня Старик еще несколько раз подходил к воротам давая Салти возможность быть пойманным, но каждый раз Салти убегал. Вечером Салти все так же стоял у ворот и все так же отчаянно ржал, но так как он не давал к себе приблизится, то так и остался один на пастбище на ночь. Эта ситуация прекрасно иллюстрирует методику Старика. Он поставил Салти в такие условия, в которых тот должен был сделать выбор и затем позволил Салти этот выбор сделать. С точки зрения Старика тут не было правильного или неправильного решения, так как ему было все равно останется Салти на этом пастбище или будет на другом. Единственный для кого этот выбор имел значение был Салти. И какое бы решение он не принял ему предстояло жить с последствиями этого решения. И если эти последствия его не устраивали то только от него зависело как найти выход из этой ситуации.
Ключ к успеху в этой ситуации, по мнению Рашида состоял в том, как Старик подвел Салти к принятию решения. Он не пытался силой заставить Салти принять то или иное решение, вместо этого он показал Салти, что эту ситуацию можно решить, если он, Салти, этого захочет. Постоянно возвращаясь на пастбище, Старик показывал Салти, что он тут для него. Он также предоставил Салти возможность оставаться на этом пастбище или, приняв помощь человека присоединиться к табуну на новом пастбище. Но чтобы сделать это Салти сначала должен был довериться человеку, что он и сделал. Через некоторое время стали видны заметные перемены в поведении Салти. До случая с пастбищем он был чрезвычайно хитрым, уклончивым и защищающимся, после он все реже и реже убегал, когда видел людей. И через некоторое время он стал искренне интересоваться людьми – через пару недель он впервые дал человеку подойти к нему и погладить его – что было совершенно невозможно, когда он только приехал. Через несколько недель, когда опять пришло время переводить лошадей Салти без проблем позволил поймать себя и перевести на новое пастбище, более того, ему даже стало нравится находиться рядом с людьми. И что примечательно – не понадобилось никаких специальных техник или хитростей, чтобы произошли такие изменения. Они просто произошли. Глава 1. Часть 2. С тех пор Марк познакомился со многими профессиональными конниками и владельцами лошадей, кто имел совершенно противоположный взгляд на то, как следует обучать лошадь. По их мнению, если лошадь отказывается сделать что-то, то человек должен найти способ как ЗАСТАВИТЬ лошадь это сделать. Марк, которого всю его жизнь учили совершенно другим принципам не мог понять почему люди считают этот подход таким выигрышным и правильным. Не потому, что он видел в этом что-то неправильное, а лишь потому, что этот подход был чужд для него. Идея принуждения лошади сделать что либо плавно переходила в другую теорию, которая также вызвала много вопросов и непонимания у Марка. Эта идея состоит в том, что для того чтобы лошадь выполняла то, что вы хотите и слушалась вас необходимо стать для нее кем-то вроде главной (альфа)-лошади в табуне. Другими словами лошадь должна видеть в вас лидера, неважно как вы этого достигните и должна подчиняться вам во всех ситуациях. Тренер объяснил Марку, что в отношениях главный тот, кто меньше двигает ногами и показал это на практике на примере молодой лошади, которую в первый раз учили бегать на корде. Тренер стоял посередине манежа, держа в руках корду. На другой стороне корды стояла лошадь. Тренер начал щелкать шамберьером за лошадью. Лошадь выглядела растерянной и очень испуганной. В какой-то момент она сделала скачок вперед, на тренера, пытаясь избавиться от пугающего звука хлыста. Неустрашимый тренер продолжил пальцем указывать в ту сторону, куда он хотел, чтобы побежала лошадь и продолжал щелкать шамберьером за крупом лошади. Держа свое слово, ноги тренера были совершенно неподвижны. Лошадь ответила движением (но не в каком-то определенном направлении, а беспорядочно) и несколько раз запуталась в корде. Вскоре после этого тренер развернулся и посмотрел на Рашида с довольной улыбкой на лице. Лошадь бегала вокруг тренера рысью. Каждый раз, когда лошадь пробегала мимо тренера он перекладывал корду из одной руки в другую, и это было единственным признаком, по которому можно было определить, что он замечает присутствие лошади. «Да» - ответил Тренер – «но глянь вот на это». Сказав это, он взял веревку, висящую у него на руке, и несколько раз стукнул ею об землю. Все лошади вздрогнули, отбежали на несколько шагов, затем в унисон развернулись и посмотрели на Тренера. Глава 1. Часть 3. В течение нескольких следующих лет Марк видел множество людей, которые использовали в своей работе теорию альфа-лидерства. Всех их можно условно поделить на две большие группы: первая использует тотальное доминирование всегда и везде, и верхом и, работая на земле, вторая – с частичным доминированием, где принцип доминантности используется в ответ на нежелательное поведение лошади. Там, где используется тотальное доминирование не увидишь, чтобы тренер использовал хлысты, шпоры, крик или удары рукой, даже если они вроде бы как были уместны в какой-то ситуации. То, что он заметил – это то, что лошади у таких тренеров слушаются из страха. Они делают то, что от них требуют, но не проявляют при этом радости или желания сделать лучше, угодить. Эти лошади часто бывают сложны в повседневном обращении, они часто ведут себя так, как будто защищаются от чего-то, и часто имеют репутацию сложных лошадей. И часто эти лошади подводят своего всадника именно в тот момент, когда всадник больше всего нуждается в помощи лошади. Этот стиль работы Марк описывает на примере молодого мерина, который участвовал в соревнованиях и тренер его считался достаточно строгим и суровым воспитателем. Тренер считал себя альфа-лидером и использовал любой шанс чтобы показать лошади кто тут главный в их тандеме. Если лошадь не хотела подходить на пастбище, он гонял лошадь галопом беспощадно до тех пор, пока лошадь не высказывала яркие признаки подчинения. Поймав лошадь тренер заставлял её осаживать дергая за чомбур до тех пор, пока лошадь осаживала, по его мнению достаточно быстро и уважительно. Затем он останавливался и, если лошадь пробовала войти в его «пузырь» он снова начинал дергать чомбур и кричать «Назад!» до тех пор, пока лошадь не осаживала на нужное ему расстояние. Если лошадь осаживала слишком медленно, то тренер заходил сбоку и ритмичными ударами веревкой по крупу заставлял лошадь бегать вокруг него до тех пор, пока не считал, что лошадь проявляет достаточно уважения. Надо отдать должное тренеру, он сумел усидеть на первых трёх или четырех козлах, но, я думаю, он пожалел об этом впоследствии. Это были самые сложные и заковыристые козлы, которые когда либо можно было увидеть, во всяком случае, на соревнованиях по рейнингу, а зрители и судьи не могли понять, кто визжал громче – мерин, который издавал визг на каждом козле, или тренер, который сначала приземлился на заднюю луку, потом на переднюю, затем на рожок седла, опять на заднюю луку и, наконец-то на шею лошади. Так что, как минимум в этом конкретном случае, идея стать «настоящим лошадиным лидером» не привела к тому конечному результату, на который рассчитывал тренер. Что касается лошади – я думаю, с его точки зрения тот соревновательный день закончился очень даже справедливо. Глава 2. Часть 1.
Я как раз заканчивал чистить денник, когда мимо меня прошел Старик. Не говоря ни слова, он кивнул мне, чтобы я следовал за ним. Это обычно означало, что у него есть что-то очень важное, для меня, или, как минимум, что-то более важное чем то, что я делал в ту минуту. Так что я прислонил лопату к стене денника и поспешил к выходу из конюшни. Когда я вышел, я увидел, что Старик идёт к одной из левад недалеко от конюшни. Старик стоял, опираясь на ограду, и смотрел куда-то вдаль на пастбище. Он выглядел так, как будто он что-то серьёзно обдумывал, или как будто он хотел сказать мне что-то важное. Возможно, он был огорчен тем, как был вычищен денник, или он заметил, что я поцарапал его седло вчера, хотя я тщательно затёр царапину. Возможно, он просто устал от меня и собирался прогнать меня. В любом случае, это было важнее, чем дочистить денник, и, возможно, это означало какую-то плохую новость.
Я подошел к нему и встал рядом. Он зажег сигарету и сделал долгую затяжку, прежде чем положить зажигалку обратно в карман и поставил ногу на нижнюю планку забора. Он не спеша вынул сигарету изо рта, медленно выдохнул дым. И он по-прежнему смотрел на пастбище. Но я ожидал, что он что-то скажет мне и продолжал смотреть на него.
Вдруг я что-то заметил. Близко к земле, в середине пастбища в 75 ярдах от нас. Лошади недавно паслись тут, поэтому трава была совсем невысокой. Это помогло мне, и я увидел двух очаровательнейших кроликов, играющих на солнце. Невдалеке от них сидел третий кролик, неторопливо жующий траву и наблюдающий за первыми двумя. А тем временем кролики играли в салочки. Один догонял другого, ловил его, затем они оба бежали по большому кругу так быстро, как только могли. Это была очень энергичная игра, но я всё ещё не понимал зачем мне смотреть на это.
Через пять минут кролики убежали довольно далеко от норы и их третьего собрата. И, похоже, кролики подустали. Они по-прежнему играли в догонялки, но уже без прежнего энтузиазма. Внезапно, как будто кто-то щёлкнул переключателем, они оба замерли и стали смотреть друг на друга. Даже с нашего расстояния было видно, как они тяжело дышат.
Вскоре койот выскочил из своего убежища и стремительно бежал за кроликами. Третий кролик, сидящий возле норы испарился в считанные доли секунды. Двое молодых кроликов сделали отчаянную попытку добежать до норы, но один из них не успел. Сильно уставший после игры, очевидно, что у него не осталось сил, чтобы бежать достаточно быстро.
Зная, что Старик никогда не делает ничего без причины, мне теперь оставалось всего ничего – понять что это значило и как это применимо конкретно ко мне. На первый взгляд этот эпизод не имел никакой связи с тем, что я делал в тот день. Но прошло совсем немного времени, прежде чем я понял как ошибался.
Дело в том, что последние несколько недель я занимался с семилетней кобылой по имени Стар. Она была очень милая и воспитанная лошадь, за исключением одной маленькой проблемы. Это была самая ленивая лошадь, которую я когда либо видел. Старик владел ею достаточно долго, но никогда серьёзно не использовал её и чаще всего она просто задумчиво стояла на пастбище. «И как дела?» - спросил он? «Я не могу заставить её делать хоть что-нибудь» - разочарованно ответил я. «Это самая ленивая лошадь, которую я видел» - Сказал я, сделав этот вывод на основании пяти или шести лошадей на которых мне довелось поездить к тому времени. «Ленивая, ага» - сказал он с хитрой улыбкой и кивнул. Несмотря на его кивок было ясно видно, что он со мной не согласен. – «Я не думаю, что она ленива. Умна, возможно, но не ленива»
«Ты прав. Пока ты думаешь, что она не сделает – она не сделает. Но может быть пришло время подумать иначе?»
Честно говоря, я не видел никакого смысла в том, что он говорил, но я взял поводья и сел в седло. Сомнение и огорчение были написаны на моём лице. Старик отошел к ограде и достал пачку сигарет. «Существует кое-что, что ты должен понять» - сказал он, вытаскивая последнюю сигарету из пачки. «Лошади – они во многом как те кролики, которых мы видели пару дней назад» Он достал зажигалку, зажег сигарету, задумчиво затянулся и продолжил «Их единственная задача в этом мире – оставаться живыми изо дня в день. И всё. Ничто другое не имеет значения». Он продолжил, объяснив, что лошади, как и любые другие травоядные научились выживать потому, что умны и прекрасно знали, когда нужно сохранять энергию, а когда – тратить. Например, кролики: Те двое, которые игрались на солнышке, они играли, пока не выбились из сил. И проблема в том, что потратив энергию на игру, у них не осталось сил, чтобы убежать от койота. Если бы все кролики вели себя как эта парочка, то очень быстро на земле не осталось бы кроликов – их бы съели.
Да, но каким боком это относится к лошади, которая не желала ничего делать для меня? Я понимал, что в словах Старика явно есть смысл, но не мог сообразить какой именно. Моё недоумение все ещё было очевидно, потому что в других ситуациях Старик уходил, оставляя меня подумать о сказанном. Но в этот раз он продолжил объяснять. «Но она то этого не знает» - Сказал Старик – «Она просто заботится о том, чтобы выжить» «Так что, первым делом тебе нужно подумать о том, как то, что хочешь сделать ты можно сделать важным и для неё, чтобы она тоже хотела сделать это». – Сказал Старик. Старик объяснил мне, что первая моя ошибка была в том, что я не имел правильного намерения. Он объяснил, что я ездил не имея конкретного направления, куда я хочу поехать. Я просил лошадь перейти в рысь, но не указывал направления, куда ей следует двинуться. Он заметил, что всё то время, что я пинал лошадь шенкелем и высылал поводом, я смотрел прямо ей в затылок. Смотря на неё, а не на место, куда я хотел бы приехать я не давал ей никакого направления. Она поняла, что я оставляю направление на её усмотрение, а так как ей никуда не надо было – она никуда и не собиралась бежать. Она сберегала энергию, как ей велели её инстинкты.
Я повернул голову и посмотрел в другой конец манежа. В середине ограды был один столб, чуть выше, чем остальные. Я сфокусировался на нём, затем взял повод, и приложил его к шее, чтобы обозначить поворот и чмокнул. К моему удивлению Стар пошла шагом моментально и этот шаг был несравнимо быстрее чем тот, которым мы ползали две недели по манежу как улитка. Я почувствовал, как воодушевление наполняет меня и чмокнул еще раз. Стар ускорила шаг еще больше.
Я не мог поверить тому, что кобыла внезапно стала отвечать на мои команды и услышал, как Старик велел мне поднять кобылу в рысь. Я чмокнул и лишь слегка коснулся её пятками, и она уже рысила. Еще один чмок и мы плавно перешли в самый приятный галоп, каким я когда либо ездил. Я всё еще глядел на столб, но мы очень быстро достигли стенки манежа. «Вот! Теперь ты понял разницу между «ездить на лошади» и «ездить с лошадью вместе»» - сказал Старик.
Принцип того, что мы делали было совсем не сложно понять. Он заключается в том, что нет смысла ожидать, что лошадь будет делать что-то, если я не хотел делать это вместе с ней. Показав ей своим телом и намерением что у нас есть цель я привнёс в работу смысл. Даже если этот смысл заключается всего лишь в том, чтобы доехать до противоположного конца манежа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|