Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоанализ и философия неофрейдизма.




Основателем психоанализа является З. Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления.

Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: Оно, Я, Сверх-Я (сознание, проявляющееся как совесть). Бессознательное (Оно) включает скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо (половое влечение). Бессознательное иррационально и вневременно. Согласно Фрейду, все душевные процессы в конечном счете бессознательны. Желания бессознательного стремятся проявить себя в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность сознательного – принципу реальности. Сознательное ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно.

Бессознательные желания проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грезах и неврозах.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет себе «Я». Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» с всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь («Оно»), но лошадь сильнее всадника и несет его на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать, куда она повезет. «Сверх-Я» зачастую подчиняет «Я». Например, человек оказался ситуации, в которой удобнее солгать. Бессознательное подсказывает человеку – солги. «Я» говорит, что в данной ситуации лучше промолчать. «Сверх-Я» выдвигает высоконравственный принцип – лгать нельзя.

Согласно Фрейду, психикой управляют стремление к удовольствию (человек стремиться к удовольствию) и вытеснение (психика вытесняет в бессознательное запрещенные, асоциальные, сексуальные желания и идеи). Вытесненные в бессознательное запрещенные желания подвергаются сублимации – преобразованию в другие разрешенные типы деятельности. Сублимация является источником творчества. В произведениях искусства каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.

Одна из важнейших категорий психоанализа – «эдипов комплекс» – обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное чувство к родителю собственного пола. С вытеснением эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «сверх-Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, – это проблема конфликта человека и общества. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует и для анализа религии и религиозности. Фрейд решительно отрицал какую-либо ценность религии, полагая, что она есть «горько-сладкий яд отравы» (сравните марксовское «религия – опиум для народа»).

Неофрейдизм: Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Эрих Фромм (1900–1980).

Неофрейдисты не согласились с Фрейдом о чисто биологической природе бессознательного. Этот слой психики изменяется еще под воздействием социальной среды. Так, сексуальное поведение человека сильно отличается от сексуального поведения животных. Они отказался от идеи пансексуализма, т.е. объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Стимулами человеческого поведения могут быть агрессия, стремление к реализации своих творческих способностей, к богатству, успеху, мировоззренческих убеждений, к благу социальной группы, народа, государства. Отвергли тезис о том, что бессознательное и сознание всегда находятся в состоянии конфликта между собой.

Юнг дополнил концепцию бессознательного Фрейда учением о коллективном бессознательном. Юнг обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти образы он назвал архетипами коллективного бессознательного.

Фромм разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Подлинной ценностью человека он считал способность к любви.

 

Философская антропология

Макс Шелер (1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904-1976)

Термин «философская антропология» используется в двух значениях. 1) самостоятельная философская дисциплина, направленная на изучение человека как биологического организма. 2) научный подход к человеку сочетается с ценностным видением. Ныне новое толкование философской антропологии как дисциплины, ориентированной на изучение всех социальных и природных проблем в аспекте человеческого представления о мире. Шеллер изложил свои взгляды на человека в работе «Положение человека в Космосе». Человек, в отличие от животных, способен сказать «нет» влечениям и инстинктам – биологическим потребностям. Человек отличается от животного не наличием интеллекта (у высокоорганизованных животных он тоже есть), но тем, что у человека есть самосознание, внутреннее Я, самоидентичность. У человека есть духовность. Центр духа – личность. Инстинкты, биохимические процессы и духовность могут в человеке гармонизироваться. Жизненные отношения со средой – «позициональность» – у человека выражены в том, что он не слит постоянно с телом, как животные, а выходит за рамки телесного. Человек может осознавать себя как мыслящую плоть, в отличие от животного. Человек – действующее существо, он может выжить только действуя.

По Гелену, человек отличается от животных физиологически. Человек творит «вторую природу» – мир культуры. Только в культуре человек может выжить. Человек – социальное существо. Он способен, в отличие от животных, понимать будущее. Главное предназначение человека – творить свою культуру.

 

Феноменология.

Как самостоятельное философское направление сложилась в 20-е годы XX века в трудах Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию, главные цели которой – построить науку о науке, раскрыть мир повседневной жизни как основу всего познания. Изучение мира и науки следует начинать с изучения сознания, т.к. реальность может быть познана только через сознание. Важна не сама реальность, а процесс ее восприятия и осмысления человеком. Предмет философии, по Гуссерлю, – сознание. Феноменологи стремятся выделить «чистое», т.е. допредметное, досимволическое сознание. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущность сознания вообще. Сознание всегда направлено на предметы – оно интенциально.В своей деятельности человек «наивен», т.е. не видит тех смыслов, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек думает, что он познает не зависимые от его сознания объекты, в действительности он сам вносит смыслы в объекты, происходит опредмечивание объектов («очеловеченные объекты»). Важно различать смыслы сознания и то, что вне его, т.е. собственно объекты. Наивная повседневная жизнь наполнена смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но мы не понимаем этого и думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания. На самом деле мы исследуем вторичные образования жизненного мира. Задача феноменологии – показать, как родились вторичные образования. Необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания. Феноменологическая редукция – переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности – позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками. Феноменология признает в качестве метода познания интуицию.

Философская герменевтика.

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название идет от бога Гермеса, который истолковывал волю богов людям.

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• «герменевтический треугольник» – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• «герменевтический круг» – циклический характер процесс понимания:

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуации – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

Согласно Шлейермахеру, при толковании текста возможны 2 метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора».

Г. Гадамер основную задачу философии видел в практике толкования и осмысления «текстов». «Текст» – это сама культура. Понимание, по Гадамеру, – метод проникновения в смысл текста. Понимание обусловлено историческим контекстом, который называется предпониманием. Осмысливая прошлую культуру, мы осмысливаем себя и общество. Диалог мнений – модель и форма развития любой науки и вообще знания.

Основные понятия и категории: Неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, философия кризиса, либидо, подсознание, бессознательное, сознание, феномен, феноменологическая редукция, антропология, герменевтика, герменевтический круг, герменевтический треугольник, объяснение, понимание, структурализм, постмодернизм.

Творческие задания:

1. Эссе на тему «Смысл и назначение истории. По К. Ясперсу» Ч. 1. Осевое время. Философская вера. М., 1991.

2. Составить сводную таблицу философских школ ХХ века.

Список литературы:

1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М, 2008.

2. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

3. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125–466.

4. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

5. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

6. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988.

7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. – С. 101–126.

8. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Ин-т экспериметальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.

10. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

12. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

13. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.,1991.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

15. Канке В. А. Современная философия: учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.

16. Философы двадцатого века. М.: Искусство – XXI век, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...