Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

Введение

 

На рубеже 19 и 20 веков жили и творили два великих человека - писатель Антон Павлович Чехов и художник Исаак Ильич Левитан. Этих двух людей связывала душевная дружба, которая, бесспорно, наложила определенный отпечаток на их творчество.

Цель данной работы: Сравнить творчество писателя А.П. Чехова и художника И.И. Левитана, и проследить влияние их дружбы на творчество каждого из них. В данной работе мы изучим литературу о жизни и творчестве А.П. Чехова и И.И. Левитана, познакомимся с перепиской двух друзей, попытаемся найти общие темы творчества.


Дружба И.И. Левитана с А.П. Чеховым

 

Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве ив Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино целительной атмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных чтениях стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальных вечерах, прогулках на природе, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович. Брат писателя, Михаил, описал одну из таких игр в своих воспоминаниях "Вокруг Чехова": "Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина"[1].

Время, проведенное с семейством Чеховых в Бабкино, Левитан считал лучшим в своей жизни. Крепнущая дружба с Чеховым, их веселые дурачества, чудесная природа - все это оставило неизгладимое впечатление в памяти Левитана. Подобно А.П. Чехову, сотрудничавшему в "Осколках" и "Петербургской газете", Левитан принимает участие в иллюстрировании книги М.П. Фабрициуса "Кремль в Москве" (1883), помещает в 1883 - 1887 гг. ряд рисунков в журналах "Радуга" и "Эпоха", экспонирует на XII Передвижной художественной выставке 1884 года картину "Вечер на пашне" (1883). А главное - он с увлечением пишет этюды, создавая такие свежие, солнечные работы, как "Мостик" (1884), "Первая зелень. Май" (1883-1888), "К вечеру. Река Истра" (1885), "Саввинская слобода" (1880-е гг.).

Очень близки были друг другу Левитан и Чехов.

Эта близость заметна в их переписке, которая сохранилась до наших дней. Письма эти, иногда весело-ироничные (Левитан - Чехову: "Ах ты, полосатая гиена, крокодил окаянный, леший без спины с одной ноздрей, квазимодо сплошной, уж не знаю, как тебя еще и обругать!"[2]), а иногда исполненные глухой мрачной тоски (Левитан - Чехову: "Ради бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда"[3]), позволяют ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства.

Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). В сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Лишь в 1895 году друзья вновь сошлись. Дружба их стала еще крепче. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров". Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника.

В 1900 году Левитан умер. Чехов потерял близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то, что Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никаких воспоминаний... Когда С.П. Дягилев попросил написать о Левитане, Чехов ответил: "Вы хотите, чтобы я сказал несколько слов о Левитане, но мне хочется сказать не несколько слов, а много. Я не тороплюсь, потому что про Левитана написать никогда не поздно" [4]. Но написать о Левитане Чехов не успел.

Общие темы творчества

Тема природы.

" Природа... Вот вечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связывает человека с миром жизни Земли, не ведущей счета годам, ибо нет машин, могущих подсчитать с точностью количество зорь и закатов, поцелуев и вздохов, меру горя и счастья. Проснись!... И тогда душе твоей, иногда замороченной суетой, станут особенно дороги художники, а их не так много, которые открывают немеркнущий, лучезарный, а порою трагический облик купели нашей - Родины. И среди мастеров, сумевших в своих полотнах остановить само время и дать нам возможность вглядеться в диво, которое нам дадено, был Левитан". [5]

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях: "Первая зелень. Май" (1888) и "Мостик. Саввинская слобода" (1884). Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника передано в картине "Березовая роща" (1885-1889). Излюбленными местами Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых "Бабкино", на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых.

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был "душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат"[6]. Подмосковную природу он стал называть левитанистой и писал в одном из писем их общему товарищу - архитектору Федору Шехтелю: "Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан"[7].

Перекликаются с творчеством Левитана произведения 1880-х годов: повесть "Степь", рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выражены представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств.

В 1890 году Левитан представил широкой публике свою знаменитую картину "Тихая обитель", и ее успех по-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести "Три года" есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей картину: "На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ни чем не омраченного блаженства... "[8]

В конце 1890-х годов для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, изображению спящих деревень, лунных тихих ночей. В таких работах (Лунная ночь в деревне, 1897, Восход луны. Деревня, 1898; пейзаж на камине в доме А.П. Чехова в Ялте; Сумерки. Стога, 1899) он достиг небывалого лаконизма изображения. В этих работах отражена философская глубина взгляда позднего Левитана на мир, они сопоставимы с образами Чехова в рассказах конца 1890-х годов часто выражавшего свои сокровенные мысли и чувства через пейзажи, близкие левитановским. Так, в рассказе Человек в футляре (1898) пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей: "Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно"[9].

Оба художника были не только авторами "печального пейзажа", но умели передавать восторг перед красотой природы. Их работы пронизаны чувством горячей любви к своей Родине. Тяжело больной Левитан пишет из Италии художнику А.М. Васнецову: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия!"[10]


Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

 

А.П. Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует для достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы, - краткость. Но, оставляя только самое важное, самое необходимое, избегая пространных описаний, великий художник создает полную и яркую картину, вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Необходимо обратить внимание на роль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе "Ионыч" только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая - описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка - всего несколько предложений, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя.

Творчество Левитана тоже было посвящено теме отражения "внутренней духовности", только красками природы. Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в природе" и природа также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли, рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не населял свой пейзаж людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана самым тесным образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине "Над вечным покоем" (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...