Список использованных источников
Содержание
Введение Характеристика романо-германской правовой системы Понятие и характеристики нормативного правового акта как источника права Классификация нормативных правовых актов Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложение А Приложение Б Введение
В современной теории государства и права перечень источников (форм) права включает в себя нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. В учебниках по теории государства и права авторов А.С. Пиголкина, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой, М.И. Абдуллаева, достаточно много внимания уделяется характеристикам и классификациям нормативно-правового акта, их действию во времени и пространстве, процедуре принятия нормативно-правовых актов. Целью написания курсовой работы является характеристика нормативного правового акта как основного источника права романо-германской правовой системы. Задачами являются: 1. Краткая характеристика романо-германской правовой системы, так как без этого нельзя начинать характеристику основного источника права; 2. Приведение общепринятого понятия и признаков нормативного правового акта; . Исследование имеющейся в науке теории государства и права классификации нормативных правовых актов; . Обзор проблем, выявленных правоведами и связанных с нормативными правовыми актами. Актуальность темы курсовой работы подтверждается дискуссией по вопросам источников права и их значимостью, структуры нормативных правовых актов, их признаков и т.д.
Объектом исследования является нормативный правовой акт, как источник права. Предметом исследования по данной теме будет сущность и признаки данного источника права, его виды - законы и подзаконные акты, их характеристика. Методами исследования применяемыми при изучении нормативных правовых актов являются методы синтеза и анализа, абстрагирования, индукции и дедукции, методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Также на этапе изучения научной литературы по теме курсовой работы применялся метод сравнения, позволяющий установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дается характеристика романо-германской системы и источников, характерных для нее. Вторая глава раскрывает понятие нормативного правового акта, его основные признаки, его отличия от акта правоприменения и индивидуального акта и дает краткий обзор проблем, связанных с исследованием нормативного правового акта. В третьей главе приводится классификация всех видов нормативных правовых актов.
Основная часть
Характеристика романо-германской правовой системы нормативный правовой акт романская правовая Категория «правовая система» имеет конкретное значение для характеристики национальной правовой системы конкретного государства или группы государств. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально- экономического и политического характера сложилась своя система права. Определения правовой системы, которые приводят различные авторы, в целом, содержат одни и те же элементы:
Под правовой системой понимают совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Этих элементов всего пять: явления мировоззренческого характера (к ним относятся юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура); право и основанное на нем законодательство; правовые отношения; юридическая практика; юридическая техника. Правовые системы различных государств, имеющие общие корни возникновения и исторического развития, основанные на одних и тех же принципах и нормах, имеющие одну и ту же форму выражения, одну и ту же общность принципов правового регулирования, объединяются в правовые семьи. Существующие в мире правовые системы можно классифицировать по различным признакам: географическим, идеологическим, религиозным, географическим, этическим, юридическим. Наиболее известной является классификация французского ученого Рене Давида. Он классифицировал правовые семьи по двум критериям: идеологическому (включающем религию, философию, экономические и социальные структуры) и юридической техники (включающей в качестве основной составляющей источники права). Причем, оба критерия должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Таким образом, по классификации Р. Давида выделяются три правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская, социалистическая. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «традиционные и религиозные системы». Известный германский юрист К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право. В рамках правовой семьи возможна классификация и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо- германской правовой семье следующие «сферы» (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария).
К романо-германской правовой семье, или к семье континентального права, относятся правовые системы, возникшие в Европе на основе древнеримского права, а также канонических (церковных) и местных правовых обычаев. Господствующая роль принадлежит в таких системах нормативному правовому акту. Все нормы права составляют в странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую систему. Характерными особенностями романо-германской правовой семьи является наличие писаных конституций, обладающих высшей юридической силой. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствие с этой компетенцией. В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности законов: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Кроме того, здесь достаточно широко используются общие правовые принципы. А с развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Право, как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. В зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит то или иное государство, можно определить, какие именно преобладают в ней источники права. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, начиная с 19 века основным источником (формой) права является закон. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом); общепризнанные принципы и нормы международного права; юридический прецедент (судебный и административный); религиозные источники (священные писания, книги, трактаты); правовой обычай; нормативный правовой договор; доктрина, или юридическая наука.
Понятие и характеристики нормативного правового акта как источника права
В любом современном государстве источники права (прежде всего, законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства. Рассмотрение источников права, характерных для романо-германской правовой семьи начинается с нормативного правового акта. Это действительно наиболее распространенный в романо-германской правовой системе вид источника, которой содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Под нормативными правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия. Нормативными правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.
Нормативный правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативный правовой акт: а) содержит юридические нормы; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. Нормативный правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли. В зависимости от субъекта, осуществляющего создание права, различают следующие виды правотворчества: * референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования); * принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; * санкционирование государством обычаев; * выработка судебного прецедента. Во всех современных государствах самым распространенным видом правотворчества является создание закона парламентом. Механизм законопроектной работы парламента отличается следующими особенностями: ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; последовательной сменой стадий правотворчества; множественностью средств юридического реагирования, находящегося в распоряжении законодателя; обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений. Законодательный процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что, во-первых, создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; во-вторых, осуществляется высшими органами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий. Особой разновидностью правотворческой деятельности является подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие" органами государства, не относящимися к высшим представительным органам государства. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. На практике часто встречаются случаи, когда в закон вводятся нормы, указывающие на то, что порядок применения закона или отдельных его норм определяется правительством, и, пока соответствующий акт правительства не издан, закон (или отдельные его нормы) не может вступить в силу. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов. Кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение вопроса целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов. Другая причина существования подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принимать соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого до принятия соответствующего закона происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция подзаконного нормотворчества имеет место во всех странах, и она все увеличивается. По подсчетам специалистов, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 подзаконных актов правительства. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц. Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер. Основная задача нормативного правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативный правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами. Наименование «нормативный правовой», а не просто нормативный акт связан с одним различием: наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового (социального) характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержаться определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул) является правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот приказ является правовым, но не содержащим норм права. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как правосодержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых - предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И, наконец, нормативными правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Нормативные правовые акты следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм. Различие заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты устанавливают либо изменяют содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм. С учетом названных признаков нормативный правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме компетентными органами государства в порядке делегированного законодательства или в порядке референдума. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования); в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т. е. он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит. В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др. Такая форма права, как нормативный правовой акт, порождает и множество актуальных научно - прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права. Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определены реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой, удобству пользования им. Кроме того, подобное строение акта реализует, как уже упоминалось, формальную определенность права. Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно - правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. Понятие «юридическая сила», как и многие иные выражения из понятного аппарата юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых конституций субъектов РФ, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах. Разумеется, «войну законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его федеративных основ. Но это уже иная теме, которая рассматривалась в теории государства. Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию, Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что какие-то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее «влиятельными». Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построение системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая, трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным Судом, иными судебными органами, прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящими органами, вышестоящим актам. Повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения вопросов, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.
Классификация нормативных правовых актов
Именно юридическая сила нормативного правового акта стала критерием классификации данного вида источника права. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы и подзаконные акты. Основание их классификации - юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т. е. строгая система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти, вверху иерархии - нормативные правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности. Закон, занимающий верхнюю ступень в иерархической лестнице, иногда рассматривается в самом широком смысле - как синоним понятия права, а точнее, законодательства. Законами называются все нормативные правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под законом, по словам Г. Ф. Шершеневича, понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке. В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следующие. Закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: закон - это нормативный правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений». Итак, первым в числе нормативных правовых актов является закон. Он обладает следующими признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; д) должен отражать волю и интересы общества в целом; е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний). Таким образом, можно указать на следующие специфические черты закона. Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом - парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. В монархических формах правления существует и такая форма закона, как указ монарха (царя, короля, императора). Данная черта закона широко признана исследователями многих стран и является довольно устоявшейся. Однако ее нельзя считать общепризнанной как минимум по двум причинам. Одна из них заключается в том, что в некоторых странах (например, в США) наряду с высшими представительными органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). Вторая причина состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими представительными органами государственной власти или референдумом является его специфической чертой, хотя и широко признано, но отнюдь не бесспорно и не общепризнано. Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны); б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции; в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание федеральных конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия и на них не распространяется право вето. Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы законодательства, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации. Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы. Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер. Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление законов, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат). Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства. Но нормативно-правовой акт - это не только форма выражения законов. Иные виды нормативно-правовых актов служат для предписаний административных распоряжений правительства, иных органов исполнительной власти. Так, правительство в этой форме издает постановления и распоряжения, значительную часть нормативно-правовых актов составляют акты министерств и ведомств, местных органов власти. Все эти акты обобщены <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|