Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

Положение

О классах коррекционно-развивающего обучения

В общеобразовательных школах Республики Казахстан.

I. Общие положения

I.1.Настоящее Типовое положение регламентирует деятельность классов для детей с задержкой психического развития, функционирующих в общеобразовательных школах РК. Классы коррекционно-развивающего обучения в своей деятельности руководствуются Законами РК «Об образовании» от 7 июня 1999 г., «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г., Правилами о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования РК от 10 июля 2000 г. № 708, Примечаниями к государственному стандарту образования в отношении детей с задержкой психического развития.

I.2.Классы коррекционно-развивающего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей организовывать адекватную помощь детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

I.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного процесса на основе преемственности дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, ПТУ, ПТШ.

I.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, развития индивидуальности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

I.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразовательных школах целостной системы, обеспе­чивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционно-развивающего обу­чения направлена на восполнение недостатков дошкольного развития, пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-лично­стной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способ­ностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить, усвоение детьми с трудностями в обучении Государственного образовательного стандарта.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физи­ческого и нервно-психического здоровья детей указанной ка­тегории, а также их социально-трудовая адаптация.

II. Организация и функционирование классов коррекци­онно-развивающего обучения

II. 1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждении, а также в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта (вспомогательных школах), располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для орга­низации учебного процесса и лечебно-профилактической по­мощи данной категории детей и подростков.

II.2. Классы коррекционно-развивающего обучения откры­ваются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогической консультации (городской, областной, республиканской) о необходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обсле­дования на основании существующего медико-педагогического заключения.

Зачисление в указанные классы производится только с со­гласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заяв­ления.

II.3. Классы коррекционно-развивающего обучения откры­ваются преимущественно на ступени начального общего об­разования в начале первого или второго года обучения и функ­ционируют до 9 класса включительно (они могут быть открыты и на этапе предшкольной подготовки). На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обу­чения могут быть открыты в дневных школах не позднее 5— 6, а в вечерних— 7 классов.

11.4. Продолжительность обучения в коррекционно-развивающих классах пер­вой ступени может продолжаться до 5 лет (с 0 по 4 класс), в зависимости от потен­циальных возможностей развития и успешности обучения ребенка.

11.5. В классы коррекционно-развивающего обучения прини­маются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и соци­альных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педа­гогическая запущенность вследствие неблагоприятных соци­альных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обус­ловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов — вос­приятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работо­способностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью учебно-познавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

11.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их за­меняющих).

11. 7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и спо­собности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультатив­ные занятия.

11.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9-12 человек. Класс может быть открыт и при меньшей наполняемости, если в школе созданы все необходимые для его функционирования условия.

11.9. В ряде случаев, когда нет возможности организовать в общеобразовательной школе специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями в развитии (например, в сельских школах), в классы коррекционно-развивающего обучения могут приниматься дети, имеющие невыраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, сопровождающиеся задержкой психического развития. При этом общее число учащихся такого класса не должно превышать 9, а число указанных детей - не более одной трети от общего числа детей. Учитель подобного класса должен иметь дефектологическое образование. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи должны получать специальную коррекционную поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции.

11.10. Распорядок дня для обучающихся в указанных клас­сах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией дневного сна (до 3 класса включительно), трехразового пита­ния, необходимых оздоровительных мероприятий.

Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффектив­ном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтичес­кая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней.

11.11. Для организации и проведения специалистами раз­личных профилей комплексного изучения и психолого-педагогического сопровождения детей, испытыва­ющих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директора мо­жет создаваться психолого-медико-педагогический консили­ум. В его состав входят заместитель директора по учебно-вос­питательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по до­говору.

11.12. В задачи консилиума входят:

— изучение личности ребенка, выявление уровня и особенно­стей развития познавательной деятельности, памяти, внима­ния, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;

- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного индивидуального подхода в процессе обучения и воспита­ния;

— выбор оптимальной для развития ученика учебной програм­мы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в ука­занном классе);

— определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным програм­мам, при положительной динамике и компенсации недостат­ков развития;

— оказание необходимой психолого-педагогической поддержки ученикам, интегрированным в обычный класс;

— консультирование учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения на 1 и 2 ступенях;

— профилактика физических, интеллектуальных и психоло­гических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

— подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

11.13. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять кабинеты психолого-педагогической коррекции города, района, коррекционно-образовательные и реабилитационные центры для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес­кие консультации.

 

III. Организация коррекционно-развивающего образова­тельного процесса

III.I. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом обучения детей с задержкой психического развития, утвержденными для данного вида обучения программами Министерства образования и науки РК.

Обучение организуется как по учебникам, рабочим тетрадям, дидактическому материалу массовых школ, так и по специальным пособиям, разработанным для учащихся данной категории, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому воп­росу принимает учитель.

III.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом.

III.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

- социально-трудовая адаптация.

III.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы учебного плана специально отведенные на индивидуальные и групповые занятия. Продолжительность таких за­нятий не превышает 20-25 мин, наполняемость групп не превосходит 4 — 5 человек.

111.5. Для оказания логопедической помощи в штаты обра­зовательного учреждения с классами коррекционно-развива­ющего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15—20 человек с нарушениями речи.

111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получа­ют логопедическую помощь на специально организуемых ло­гопедических занятиях индивидуально и группами из 4—6 человек, а также в подгруппах из 2—3 человек.

111.7. При проведении уроков социально-бытовой ориентировки (СБО), трудового и профессиональ­ного обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 клас­са.

111.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, со­стояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда.

111.10. Материалы экзаменационных работ для выпускников основной школы составляются общеобразовательным учреждением и утверждаются Департаментом образования.

111.11. на индивидуальное надомное обучение на одного ученика отводится в подготовительном,1-4 классов – 8 часов, в 5-9 классах – 10 часов в неделю.

111.12 Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца (заверенный печатью обучающей организации).

 

IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

IV.I. В классах коррекционно-развивающего обучения ра­ботают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную дефектологическую подготовку.

IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в ре­жиме продленного дня одновременно с воспитателями привле­каются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-ме-дико-педагогическим консилиумом.

IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекают­ся специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие спе­циалисты).

IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное распи­сание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.

IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-раз­вивающего обучения производится доплата за классное руко­водство в полном объеме.

IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается над­бавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии двух и более клас­сов, создавшим необходимые условия для их функциониро­вания, может быть установлен 15% размер надбавки.

IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...