IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
Положение О классах коррекционно-развивающего обучения В общеобразовательных школах Республики Казахстан. I. Общие положения I.1.Настоящее Типовое положение регламентирует деятельность классов для детей с задержкой психического развития, функционирующих в общеобразовательных школах РК. Классы коррекционно-развивающего обучения в своей деятельности руководствуются Законами РК «Об образовании» от 7 июня 1999 г., «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г., Правилами о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования РК от 10 июля 2000 г. № 708, Примечаниями к государственному стандарту образования в отношении детей с задержкой психического развития. I.2.Классы коррекционно-развивающего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей организовывать адекватную помощь детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. I.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного процесса на основе преемственности дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, ПТУ, ПТШ. I.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, развития индивидуальности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования. I.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразовательных школах целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на восполнение недостатков дошкольного развития, пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить, усвоение детьми с трудностями в обучении Государственного образовательного стандарта. Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация. II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения II. 1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждении, а также в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта (вспомогательных школах), располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков. II.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогической консультации (городской, областной, республиканской) о необходимости данного типа обучения.
Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления. II.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно (они могут быть открыты и на этапе предшкольной подготовки). На ступени основного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут быть открыты в дневных школах не позднее 5— 6, а в вечерних— 7 классов. 11.4. Продолжительность обучения в коррекционно-развивающих классах первой ступени может продолжаться до 5 лет (с 0 по 4 класс), в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. 11.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка). Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью учебно-познавательной деятельности.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). 11.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих). 11. 7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия. 11.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9-12 человек. Класс может быть открыт и при меньшей наполняемости, если в школе созданы все необходимые для его функционирования условия. 11.9. В ряде случаев, когда нет возможности организовать в общеобразовательной школе специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями в развитии (например, в сельских школах), в классы коррекционно-развивающего обучения могут приниматься дети, имеющие невыраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, сопровождающиеся задержкой психического развития. При этом общее число учащихся такого класса не должно превышать 9, а число указанных детей - не более одной трети от общего числа детей. Учитель подобного класса должен иметь дефектологическое образование. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи должны получать специальную коррекционную поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции. 11.10. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией дневного сна (до 3 класса включительно), трехразового питания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору). Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней. 11.11. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения и психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директора может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. 11.12. В задачи консилиума входят: — изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи; - выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; — выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в указанном классе); — определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития; — оказание необходимой психолого-педагогической поддержки ученикам, интегрированным в обычный класс; — консультирование учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения на 1 и 2 ступенях; — профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий; — подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию. 11.13. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять кабинеты психолого-педагогической коррекции города, района, коррекционно-образовательные и реабилитационные центры для детей и подростков, психолого-медико-педагогические консультации.
III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса III.I. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом обучения детей с задержкой психического развития, утвержденными для данного вида обучения программами Министерства образования и науки РК. Обучение организуется как по учебникам, рабочим тетрадям, дидактическому материалу массовых школ, так и по специальным пособиям, разработанным для учащихся данной категории, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. III.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. III.3. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: - активизация познавательной деятельности учащихся; - повышение уровня их умственного развития; - нормализация учебной деятельности; -коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; - социально-трудовая адаптация. III.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы учебного плана специально отведенные на индивидуальные и групповые занятия. Продолжительность таких занятий не превышает 20-25 мин, наполняемость групп не превосходит 4 — 5 человек. 111.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность логопеда из расчета не менее 15—20 человек с нарушениями речи. 111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4—6 человек, а также в подгруппах из 2—3 человек. 111.7. При проведении уроков социально-бытовой ориентировки (СБО), трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 класса. 111.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда. 111.10. Материалы экзаменационных работ для выпускников основной школы составляются общеобразовательным учреждением и утверждаются Департаментом образования. 111.11. на индивидуальное надомное обучение на одного ученика отводится в подготовительном,1-4 классов – 8 часов, в 5-9 классах – 10 часов в неделю. 111.12 Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца (заверенный печатью обучающей организации).
IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение IV.I. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную дефектологическую подготовку. IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-ме-дико-педагогическим консилиумом. IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие специалисты). IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др. IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме. IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии двух и более классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15% размер надбавки. IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|