Время непрерывного действия прибора.
10. Из какого материала изготовлен прибор?
Вопросы и задания 1. Используя приведенные тесты, оцените свой общий уровень чтения и вашу скорость чтения. Сделайте для себя необходимые выводы. 2. Какие недостатки традиционного чтения свойственны лично вам? 3. Какими способами чтения вы владеете? 4. Используя интегральный алгоритм чтения, расскажите о недавно прочитанной вами книге. 5. Прочитайте данный текст по дифференциальному алгоритму, тщательно проработав каждый блок.. Сравните полученную вами доминанту с приведенной ниже. Текст Что честность выгоднее всего, это уже старая истина,не требующая доказательств. Людям коммерческим это качество необходимо в такой же степени, как храбрость солдату и человеколюбие христианину. Нигде, может быть, не нужна бывает честность так, как в торговле. Как солдат выказывает доблесть в битвах, так купец может выказать свою честность при коммерческих операциях. Можно, конечно, приобрести иногда выгоду посредством хитрости или обмана, но такой успех будет непрочен и источник его рано или поздно обнаружится. Мошенник, обманывающий нас, вредит больше себе, чем нам: он обманывает свою собственную совесть и, наживши богатство нечестным путем, не будет в состоянии наслаждаться им вполне. Конечно, мы часто видим, что человек высоко честный не наживает состояния быстро, подобно многим негодяям, но на его стороне всегда будет почет, заслуженный не обманом и не хитростью. Честные люди всегда предпочтут богатству спокойную совесть, которая одна может составить счастье: и если человек с высокими нравственными правилами будет энергично продолжать раз начатое дело, то несомненный успех послужит ему наградой.
Каждый должен стараться жить по средствам. Такая привычка составляет существенную черту честности, потому что при неумении жить честно за собственный счет человеку придется уже бесчестно жить за счет кого-нибудь другого. Люди, беспечные относительно своих расходов, обращающие внимание исключительно на собственное удовольствие, не стесняясь никакими соображениями о спокойствии других, вообще узнают действительную цену деньгам тогда лишь, когда уже бывает слишком поздно. Как, по английской пословице, «пустой мешок не может стоять прямо», так же точно не имеет свободы человек, попавший в долги. В этом положении он теряет уважение к самому себе, приходит в зависимость от своих кредиторов и вообще связывает себя во многих отношениях, потому что не может уже тогда ни быть сам себе господином, ни смело смотреть всем в глаза. Находясь в долгах, трудно уже сохранить честность, поэтому-то и говорят, что «ложь сидит на шее у долга». Доминанта текста — «Счастье, благосостояние и спокойствие человека зависят от его честности».
Глава 2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ
. Слушание, которое в методической литературе называют также аудированием, представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов: 1) первичный анализ звукового сигнала и его «механическая» обработка; 2) смысловая интерпретация. На первом этапе осуществляется перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы». Здесь важную роль играет слуховая способность человека. На втором этапе происходит лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, то есть понимание. В соответствии с этим в процессе слушания необходимо различать два аспекта: 1) слух как физиологическую характеристику и 2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случайно в русском языке, как и в других языках, существует два глагола, обозначающие указанные действия, — слушать и слышать (hear — listen, horen — vernehmen; ecouter — entendre и т.п.).Слышать, то есть обладать слуховой способностью, еще не означает умения слушать то, что говорится.
Умение слушать — одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5 — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор расходует свое рабочее время следующим образом: 16% — чтение, 9 — письмо, 45 — слушание, 30% — говорение. Ученые обнаружили существенный разрыв между диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60—70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва? Отчасти такое разделение объясняется тем, что Процесс слушания понимается неправильно. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего теста. Тест Что такое слушание? Прочитайте каждое утверждение из приведенных ниже и скажите, согласны вы с ним или нет. 1. Умение слушать развивается естественно. 2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать. 3. Способность слышать в значительной степени определяет способность слушать. 4. Говорение — более важная часть процесса коммуникации, чем слушание. 5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности. 6. Слушание — это автоматический непроизвольный рефлекс. 7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание. v 8. Слушание — это только понимание слов говорящего. 9. Успех коммуникации зависит главным образом от оратора. 10. Оратор может контролировать процесс слушания в аудитории.
Если вы согласны хотя бы с одним из приведенных утверждений, вам необходимо внимательно изучить данную главу, так как все приведенные утверждения — ложные. Слушание — это такой элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание. Между тем большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания: 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами); 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи; 3) аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности. Для проверки способности слушать и анализировать услышанное предлагается следующий тест. Тест Проверьте свою способность слушать и анализировать Прослушайте короткий текст один раз и как можно быстрее оцените следующие за ним утверждения как истинные или ложные. Текст Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно. 1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине. 2. Грабитель не требовал денег. 3. Владелец магазина собрал содержимое кассы. 4. В кассе были деньги, но не сказано, сколько. 5.В событиях принимал участие полицейский. Ответы см. па с. 94 . Факторы, определяющие эффективность Слухового восприятия Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов. I. Объективные факторы: 1) шумы и помехи; 2) акустические характеристики помещения; 3) микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.). II. Субъективные факторы: 1) пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями); 2) тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);
3) интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы: основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию); дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов); вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры). Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: 1) слуховая способность; 2) внимательность; 3) способность к пониманию; 4) способность к запоминанию. Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей. Слуховая способность человека, как уже говорилось, является физиологической характеристикой. У молодых людей, как правило, слух лучше, чем у пожилых. Вообще с возрастом слуховая способность ухудшается. Часто тугоухие люди пытаются компенсировать недостаток слуховой информации с помощью зрительной: во время слушания они стремятся видеть говорящего, чтобы зрительно уловить его артикуляцию, мимику, жесты. Ученые доказали, что в этом случае эффективность слухового восприятия действительно повышается. Многие люди с нормальным слухом также предпочитают садиться так, чтобы им было хорошо видно говорящего. О развитии внимания, способности к запоминанию и смысловому прогнозированию уже говорилось в предыдущей главе. Упражнения, которые там предложены, могут с успехом быть использованы и при развитии навыков слушания. Ведь уже отмечалось, что развитие навыков чтения является залогом развития навыков других видов речевой деятельности. Можно предложить еще одно упражнение, позволяющее проверить и развить слуховую память. Упражнение для проверки и развития слуховой памяти· Пусть для вас прочтут 10 различных слов под порядковыми номерами со скоростью 1 слово за 2 секунды. Затем запишите запомнившиеся слова с их номерами. Если порядковый номер и слово совпадают, оцените такой ответ в 10 баллов. Если слово вспомнилось, а порядковый номер перепутан - 5 баллов. Суммируйте набранные баллы и вы получите примерный процент эффективности вашей слуховой памяти в соответствии со следующей таблицей: Количество баллов Эффективность слуховой памяти 90—100 отлично 70—90 очень хорошо 50—70 хорошо 30—50 удовлетворительно 10—30 плохо О—10 очень плохо Слушание публичного выступления
Всех слушателей можно разделить на четыре группы: 1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.
2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом. 3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом. 4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи. Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы. Для того чтобы развить в себе эти навыки, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы: 1) Для чего необходимо слушать? 2) Каковы принципы эффективного слушания? 3) Как слушать?
Для чего необходимо слушать? Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. 1. Получение информации. Среднестатистический гражданин узнает новости, главным образом слушая радио, телевизор, беседуя с близкими. Особую роль играет слушание в работе ученых (например, опросы населения), деловых людей, журналистов (различного рода интервью). 2. Развлечение. Развлечение, получение удовольствия — это одно из основных желаний человека, помогающее ему отвлечься от забот повседневной жизни. Эта потребность и составляет один из мотивов слушания. 3. Воодушевление. Часто мы слушаем не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это одна из потребностей человека. Именно поэтому хорошо продуманные речи начинаются с высказываний, поднимающих настроение и воодушевляющих слушателей. 4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет 120—150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту. Хороший слушатель должен использовать эту разницу, чтобы анализировать факты и идеи говорящего. 5. Улучшение собственной речи. Наблюдение при слушании за речью хорошего диктора помогает улучшить навыки собственной речи. Чтобы слушать эффективно, надо иметь план анализа речи выступающего: в какой степени его речь соответствует стандартам, как он адаптирует свою речь к аудитории, как компонует свой материал и аргументирует свои идеи, как он координирует вербальные и невербальные средства для достижения желаемого эффекта. При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. Каковы принципы эффективного слушания? Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов: 1) отношение слушателей; 2) интерес слушателей; 3) мотивации слушателей; 4) эмоциональное состояние слушателей. Рассмотрим подробно каждый из перечисленных факторов. Отношение слушателей. Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. В силу собственной предубежденности они не хотят выслушать противоположное мнение. Один и тот же человек может быть объективен в одном вопросе и субъективен в другом. Многие с трудом остаются объективными, если в речи затронуты их личные интересы. Мы становимся необучаемыми, когда думаем, что знаем окончательный ответ на любой вопрос, и теряем интерес к речи. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, так как у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Им трудно понимать речь, они перестают слушать или слушают наполовину. Профессора Андерш, Стаатс, Востром подчеркивают, что слушатель должен хотеть слушать: «Несмотря на наши чувства по отношению к диктору и его предмету, мы должны настроить наш ум на реконструкцию его сообщения, иначе наше присутствие в коммуникативной ситуации будет обманом. Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении. Даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глупым, он должен стараться понять и отказаться от критики недостатков выступающего»·. Человек, который хочет слушать эффективно, никогда сразу не должен соглашаться с оратором или критиковать его в самом начале речи. У него скорее возникает проблемное, творческое отношение. Он сдерживает окончательное суждение, пока диктор развивает свою мысль. Интересы. Интересы у людей могут быть первичными, вторичными и сиюминутными. Первичный интерес существует тогда, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Например, бизнесмена вообще интересует вопрос о налогообложении, но он становится крайне заинтересованным, когда собеседник говорит об увеличении налога на его бизнес. Вторичные интересы — это общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества (законы, программы и т.п.). Сиюминутный интерес — это интерес в данный момент времени. Например, интерес к футбольному матчу, когда игрок команды сильно травмирован, больше, чем если в команде все в порядке. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются конструктивными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия. Мотивация. Человек слушает охотно, когда оратор задевает его основные желания и нужды (деньги, повышение престижа, авторитета, сохранение дорогих для человека вещей и т.п.). Предлагается следующая понятийная классификация мотивов·: 1. Самосохранение — главный из всех мотивов. У человека желание выжить включает необходимость добывать пищу и кров, сохранять здоровье и комфорт, ум и тело. Это основной закон природы. 2. Собственность. Желание владеть материальными благами играет важную роль в жизни большинства людей. На этом часто основывается реклама. Это желание является неотъемлемой частью системы свободного предпринимательства. Оно заставляет людей искать более эффективные пути для увеличения прибыли. Если говорящий сможет показать слушателям, как увеличить прибыль, как сохранить деньги или увеличить материальную собственность, он заставит их захотеть слушать. 3. Власть. Авторитет и влияние — сильные факторы для некоторых людей. Многие хотят улучшить себя, чтобы расширить свое влияние. 4. Репутация. Стремление к всеобщему признанию и восхищению — это универсальный подчиняющий мотив. Большинство людей стремится к общественному одобрению, чтобы быть уважаемыми в своем окружении. Говорящий может достичь признания своих идей, если он покажет, как он ценит репутацию своих слушателей. 5. Привязанность. Любовь семьи, друзей, всей страны составляет сильный мотив. Любовь семьи — наиболее важный мотив. На этом основывается система страхования. Любовь страны заставляет людей идти на войну. Этические стандарты сотрудничества, личной чести, уважения к другим людям определяются главным образом любовью и привязанностью. Оратор, который:. апеллирует к любви, заставляет аудиторию слушать. 6. Сентиментальность. Сентиментальность определяет наше чувство верности и патриотизма. Организация музеев, восстановление исторических зданий, сохранение исторических документов осуществляются из сентиментальных причин. Оратор, который взывает к чувствам, дает аудитории дополнительный повод слушать. 7. Вкус. Не все действия мотивируются практическими решениями, некоторые вытекают из эстетической оценки, из чувства красоты и гармонии. Оратор, который учитывает эстетическую оценку аудитории, заставляет ее слушать. Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его антагонистического отношения к оратору, его возражений по отношению к утверждениям оратора. Человек слушает то, что доставляет ему удовольствие. Р. Николе и Л.Стивене писали: «В различной степени и различными путями способность слушать во всех нас управляется нашими эмоциями. Как озабоченный студент колледжа, мы часто «выключаемся», когда не хотим слушать. Или, с другой стороны, когда мы особенно хотим слушать, мы широко раскрываем наши уши, принимая все — правду, полуправду или ложь. Можно сказать тогда, что наши эмоции действуют как фильтр того, что мы слышим. Иногда они действительно вызывают глухоту, а иногда могут существенно облегчить слушание. Когда эмоции вызывают глухоту, это происходит следующим образом. Если мы слышим что-то, что противоречит нашим глубоким убеждениям, понятиям, суждениям и т.д., наш мозг, вероятно, становится сверхнагруженным, но не в том направлении, которое ведет к эффективному слушанию. Мы мысленно планируем опровержение тому, что услышали. Или иногда мы формулируем вопрос, чтобы смутить говорящего. Или, возможно, мы просто предаемся мыслям, которые поддерживают наши собственные чувства по данному предмету. Когда эмоции облегчают слушание, это обычно следствие того, что мы слушаем нечто, что подтверждает наши глубокие внутренние чувства. Когда мы слышим такое подтверждение, наш ментальный барьер рушится и все становится желанным. Мы не задаем вопросов о том, что слышим, наши способности вознаграждаются нашими эмоциями»*. Оратор должен понимать, что аудитория слушает лучше, когда она свободна от эмоционального дискомфорта. Как слушать? Для того чтобы ответить на вопрос «Как слушать?» и понять, как можно улучшить навыки слушания, необходимо рассмотреть, чем слушание отличается от чтения. Читающий зависит исключительно от напечатанного, слушатель же получает впечатления не только от того, что говорит оратор, но также от того, как он говорит. Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми, как и содержание речи. Читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать идеи, не понятые им при первом прочтении. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понимать. Он либо получает информацию сразу, либо теряет ее. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие: 1) умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 3) умение слушать критически; 4) умение конспектировать . Рассмотрим подробно перечисленные умения.
Умение концентрироваться. Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Процесс концентрации складывается из следующих стадий: 1.Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему . 2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете. 3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить. 4. Постарайтесь предугадать события. 5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам. 6. Создайте интерес к предмету речи. 7. Выключите свои эмоциональные блоки. Концентрация требует определенных усилий. Как уже говорилось, слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом,.мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Этот факт может объясняться разными причинами: • отвлекающим влиянием (внешний шум, опоздавшие к началу выступления и т.д.); • странностями в манере выступающего говорить или представлять материал; • неудобным положением (местом); • отсутствием интереса к теме. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Следовательно, концентрация _ это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий. Умение анализировать содержание. Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания. Перечислим некоторые приемы, которыми необходимо пользоваться, чтобы научиться слушать рационально. Определить цель речи. О цели своей речи может сказать сам оратор во вступлении. Как правило, выделяются три основных вида речей в зависимости от цели: • убеждающая — речь, которая требует адекватного доказательства и логического рассуждения; • информационная — речь, которая должна содержать зрелые суждения и точные факты; • р азвлекательная — речь, включающая юмор и отличающаяся хорошим вкусом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|