Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные способы существования, уровни и формы бытия: дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия




Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира:

— мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

— мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.
Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному: от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят на две разновидности:

— объективный дух

— субъективный дух

Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.
Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

— потенциальное бытие, уровень существования в возможности

— актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.
(св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

— протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого;

— однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

— изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений;

— трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

— длительностью; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

— одномерностью;

— необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

— однородностью (равноправие всех его моментов).

Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного, и о них мы будем говорить отдельно на семинаре «Пространство и время».

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту, небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.

Парменид, родоначальник элейской философской школы, впервые поставивший проблему осознания бытия, проводит прямое соответствие между последним и реальностью. Противопоставляя бытию небытие, Парменид отказывает небытию в самой возможности существования. В соответствии с учением элейской школы, небытия не существует, вследствие этого его не возможно помыслить, описать рационально. Развитие философии атомистов, главным образом благодаря Демокриту и Левкиппу, принесло новое восприятие понятия «небытие». Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость. С развитием диалектической философии Платона вновь возникает вопрос о существовании небытия. Поскольку диалектика Платона подразумевала переход объекта в своё иное (тезис о единстве противоположностей), то, следовательно, бытие должно переходить в небытие. Таким образом, был выработан тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия. Христианство проповедует бытие, (вечную жизнь), возможное только в изначально и всегда существовавшем Боге, который всегда имел замысел о мире и в какой-то момент вечности сотворил небытие (ничто). Из этого небытия Бог затем и создал всех ангелов и материальную Вселенную. Согласно данным современной физики, античное материалистико-атомистическое понимание небытия как пустого пространства лишено смысла, поскольку:

1. даже абсолютный вакуум с неизбежностью содержит в себе скалярное поле или океан Хиггса;

2. в силу квантовой неопределённости невозможно со всей определённостью постулировать наличие или отсутствие частицы в любой области пространства без проведения проверки — если же проверка производится, то она сама по себе делает пространство не пустым;

3. пространство само по себе является гравитационным полем, имеющим определённые признаки — например, кривизну, — и подверженным квантовым флюктуациям.

Таким образом, взгляды современной физики на небытие в материальном мире Вселенной близки точке зрения Парменида: «небытия нет», хотя философский взгляд является более широким, рассматривая существование небытия и за пределами наблюдаемой Вселенной.

Ничто́ — категория, фиксирующая отсутствие, небытие определённой сущности, или отсутствие, отрицание бытия вообще, активное начало негации.

«Ничто» предметное относится к сфере относительного небытия (которое может иметь пространственно-временную локализацию), «ничто» беспредметное относится к сфере абсолютного небытия (которая бесконечна). В переносном смысле слово «ничто» используется как гипербола умаления значения объекта или явления. В физике следует разделять понятия вакуума, абсолютной пустоты и абсолютного «ничто». Вакуум — отсутствие в пространстве какого бы то ни было вещества, тем не менее в вакууме могут существовать различные поля. Если вообразить, что в некотором пространстве нет вещества и энергии (что практически невозможно) оно всё равно будет оставаться местом, куда можно поместить что угодно. Тем не менее в физике есть принцип суперпозиции, согласно которому одно поле, например, гравитационное поле материи, накладывается на другое поле, например, пустоты как пространства с нулевым воздействием, не зависящим от размеров этого пространства (то есть всегда нулевым воздействием).

Доказать существование пустоты путем проведения эксперимента невозможно. В противном случае то, что было бы обнаружено, не являлось бы пустотой, так как любое наблюдение связано с материальным взаимодействием, а пустота по определению нематериальна. Опровергнуть существование пустоты также невозможно, так как она — ненаблюдаема. Таким образом, гипотеза о существовании пустоты не является ни верифицируемой, ни фальсифицируемой и по общепринятым критериям является ненаучной, хотя с позиций других методов познания (например, индуктивизма) может считаться состоятельной.

«Ничто» — знаковое выражение, языковое представление того, что мнится как отсутствие не только материи, но и пространства, отсутствие всего вообще. «Ничто» не существует, для него нет позитивного определения, это — символ, образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было.

Физиками рассматриваются теории образования Вселенной «из ничего», однако пустота или ничто не является корректным физическим понятием. Поскольку всякое сущее есть единство двух аспектов — бытия и сущности, постольку «ничто» как отрицание аспекта определённости, сущности есть одновременно и отрицание бытия. Как чистое отрицание «ничто» удерживается только в языке. Все, что существует, имеет определённость, и поэтому «ничто» не существует, его нет, но мы способны отнестись к любой определенности со стороны отрицания и удерживать эту позицию. Таким образом, «ничто» в этом мире существует благодаря нам, нашей способности негации, как нигилизм есть отрицание ценности мира.

Платон и неоплатоники, Гегель и другие признавали «ничто» как ключевую категорию онтологии, отрицая принцип из ничего ничто не возникает (ex nihilo nihil fit).

В другом подходе, восходящем к элейской школе древнегреческой философии, «ничто» происходит из формального отрицания и определяется как формально-логическое понятие. Некоторые философы заявляют, что пустота возможна лишь как понятие в сознании человека: природа не терпит пустоты (natura abhorret a vacuo) — Аристотель.

В рамках материалистической философии понятие «ничто» не является философской категорией, так как подобная категория противоречит постулатам неуничтожимости материального мира. Согласно христианской религии из ничего и были сотворены и ангелы, и видимая Вселенная (2Мак.7:28). В расширенном понимании под «ничто» иногда принимается: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).

Многие религии (ислам, индуизм, христианство) рассматривают Бога как нечто вездесущее, (существующее абсолютно везде) утверждается, что он пронизывает всё что ни есть в пространстве и своею силой удерживает в бытии любое тело, подобные рассуждения для пантеистических теорий обосновывают обожествление всех вещей, отвергаемое православием.

Бог сотворил мир «из (абсолютного) ничего», при этом сам вопрос о существовании чего-либо вне Бога до сотворения мира в христианской традиции считается абсурдным, так как время (до) и пространство (вне) являются формами существования мира. Абсолютное «ничто», логически рассуждая, не может быть пронизанным богом, иначе оно перестанет быть «ничем», соответственно божественное вездесущие на него не распространяется. В некоторых религиях (например, индуизме) непостижимое предвечное «ничто» связывается с абсолютом, существовавшим «когда не было ни существующего, ни несуществующего». Так же Ничто называют зеркалом абсолюта.

Инобытие́ (нем. Anderssein, Andersheit, Anderheit) — в самом широком смысле бытие одной сущности в другой и через другое. Например, инобытие одного предмета есть его субъективное бытие в знании или в другом предмете, и, наоборот, инобытие идеи есть ее воплощение в материи, в природе. Термин введен Гегелем. В диалектической логике это определение совпадает с определением идеального, являясь, таким образом, сугубо диалектичным. Это то, чего нет и вместе с тем — есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели.

Именно в этом смысле идеальное бытие (инобытие) вещи и отличается от ее реального бытия. Но столь же принципиально оно отличается от тех телесно-вещественных структур мозга и языка, посредством которых эта вещь существует внутри субъекта. От структур мозга и языка идеальный образ предмета принципиально отличается тем, что это — форма внешнего предмета, а не форма мозга или языка.

От внешнего же предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществе природы, а в органическом теле человека и в теле языка, как субъективный образ.

Инобытие (нем. Anderssein — бытие в ином, бытие в другом) — категория диалектики Гегеля, в которой фиксируется один из моментов движения понятия в его саморазличении. Инобытие — свое другое, противоположность бытия (понятия) в нем самом, создающая возможность его развития, выхода за свои пределы.

Понятие инобытия предвосхищено, по мнению Гегеля, в диалектике Платона. Согласно Платону, одна и та же вещь может быть иной и неиной, будучи причастна категориям (или родам бытия) иного и тождественного. Однако, сами эти роды бытия — тождественное и иное — не могут смешиваться. Гегель подходит к диалектике категорий иначе. Категории для него — ступени самодвижения духа, взаимосвязь их предстает как переход одной категории в другую. Иное понимается не просто как отличное от «нечто», но как противоположность, содержащаяся в нем самом. Иное у Гегеля — момент движения понятия, которое выходит из своей начальной самотождественности — в-себе-бытия, полагает себя вовне, т. е. различает себя внутри себя, отчуждает себя в свое другое — инобытие, становится для-себя-бытием, чтобы затем вернуться к себе, став в-себе-и-для-себя-бытием.

Для передачи смысловых оттенков категории инобытия в философии Гегеля используются понятия отрицания, границы, «овнешнения», отчуждения.

Некоторые законы развития

Вопрос о законах исторического развития может рассматриваться как таковой лишь при условии признания существования подобных законов. Это признается далеко не всеми. Иногда для смягчения противоречий сторонников разных концепций вместо слова закон употребляют слово закономерность.

Если мы признаем, что в историческом развитии существуют определенные закономерности, то мы можем познакомиться с целым спектром разнообразных концепций, разрабатывающих эту тему. Однако, из всех концепций развития мы выделим одну — диалектическую — прошедшую длительное испытание временем. Диалектическая концепция была сформирована, в основном, в немецкой классической философии и связана с именами Фихте, Гегеля, Шеллинга. Позднее Ф. Энгельсом была разработана на этой основе диалектико-материалистическая концепция.

Обычно с этой концепцией связывают три основных закона развития:

1. Закон отрицания отрицания — или закон диалектического синтеза.

2. Закон перехода количества в качество.

3. Закон борьбы и единства противоположностей или закон диалектической противоречивости.

Рассмотрим каждый из законов подробнее.

1.Закон отрицания отрицания: из этого закона следует, что развитие, как переход от одних качеств к другим, невозможно без отрицания. Но само отрицание при этом может пониматься по-разному. Мы можем рассматривать отрицание в пределах следующих шкал:

По степени действия:

Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития. По характеру действия. Абсолютизация момента преемственностив в развитии

По характеру действия отрицания

Конструктивное Деструктивное
Определяется внутренними факторами, внутренними противоречиями, то есть в системе содержится самоотрицание как необходимый момент развития, обеспечивающий связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного. Разрушает систему, ведет к ее ликвидации. Обычно определяется внешними факторами.

 

В диалектике обычно выделяют три вида конструктивных отрицаний:

— отрицание-трансформация,

— отрицание-снятие,

— отрицание-синтез.

При отрицании-трансформации происходит преобразование внутренней структуры объекта (количественное изменение).

Отрицание-снятие охватывает и стадию перехода от одного качества к другому (скачок) и основную стадию утверждения нового качества.

Отрицание-синтез аккумулирует все положительное в предыдущем развитии — синтезируя два предшествующих отрицания-снятия.

Таким образом, основой диалектического метода развития в НКФ стало движение:

тезис — антитезис — синтез.

Такое развитие подчиняется принципу троичности или триады.
(Я — не-Я — семья).

Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, чем это имелось в тезисе и антитезисе; здесь не простое сложение, а получение нового результата через преодоление противоречий предшествующих этапов развития. То есть это можно назвать суммированным отрицанием, когда в процессе синтеза образуется «и-то-и-другое». Это очень ценный момент развития — через отрицание, и главное в нем — осуществление диалектического синтеза.

Формулировка закона: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предшествующих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Повтор на высшей ступени внутренней структуры исходной ступени обусловливает особую форму развития — спиралевидную. Преимущество спирали в том, что она, как форма, более противоречива, чем прямая восходящая лини или замкнутый круг, и наглядно демонстрирует противоречивость развития. Но следует помнить, что спиралевидная форма развития — только одна из возможных.

 

2. Закон перехода количества в качество.

 

Сначала определимся в терминологии.

Количество (сколько?) — это совокупность таких изменений свойств в системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
Качество (какой?) — это совокупность важнейших необходимых свойств системы, теряя которые, она существенно меняется.

Закон гласит о том, что количественные изменения на определенном этапе развития систем приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Примеры: нагрев воды — кипение; постепенный износ механизма — поломка.
Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход — качества в количество: новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств», определяет характер и направление количественных изменений, влияет на скорость протекания количественных изменений.

 

3. Закон борьбы и единства противоположностей (диалектической противоречивости).

 

Закон гласит о том, что борьба является сущностью и основой процесса диалектического движения: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю борьбу противоположностей и их снятие. В мире практически для всего — можно выделить его противоположность, поэтому принято выделять пары противоположностей положительное-отрицательное, добро-зло, темнота-свет, мужское-женское, земля-небо и т. д. Элементы этих пар находятся в состоянии противостояния, но в то же время не могут существовать и развиваться друг без друга. В результате борьбы и достижения единства они переходят на более высокую ступень развития.

 

Законы диалектики

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...