Виды административно-правовых отношений
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда - возможность их видовой классификации поопределенным критериям, выработанным наукой административного права. Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т. д. По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь наохранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить наотношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами. По направлению деятельности выделяются: . административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик - субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);
. административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; . административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данногооргана и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении. Наконец, административно-правовые отношения подразделяются наотношения по вертикали и по горизонтали. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия поотношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административногоакта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения). Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся наодинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). Если один из субъектов горизонтальных правоотношений - гражданин, тоон, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны признавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать.
В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления. В 80-х гг. активнообсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения - такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия поотношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, ноони используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.
Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления). Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. Таким образом, классификация административно-правовых отношений осуществляется по различным критериям, таким как цели отношений, направление деятельности, отношения по горизонтали и вертикали. Подведем итог данной главы: административно-правовые отношения - этообщественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий. Административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда - возможность их видовой классификации поопределенным критериям, выработанным наукой административного права.
Заключение Теперь, в соответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общих выводов по данной работе. Административное право это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Административно-правовая норма - это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию. Административно-правовых нормыделятся на материальные и процессуальные. Также существует классификация административно-правовых норм в зависимости от формы предписания, масштабов применения, по объему и по действию во времени.
Реализация административно-правовых норм - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей. Административно-правовые отношения - этообщественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти и урегулированные нормами административного права. Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т. д. Список использованной литературы Нормативно-правовые акты . Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. . Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012): принят Гос. Думой 4 июня 2004г.; одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 г. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485. . Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012): принят Гос. Думой 15 нояб. 2005 г.; одобрен Советом Федерации 20 нояб. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995.- № 50. - Ст. 4873. . Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011): принят Гос. Думой 25 апр. 2003 г.; одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст.2063. Научная и учебная литература . Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов.- 3-е изд., пересмотр, и доп. / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2007. - 800 с. . Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - № 5. - С. 108.
. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.А.Полянский, Е.В.Трофимов.-Ростов н/Д.:Феникс, 2008. - 461 с. . Иванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования // Советское государство и право. -1975. - № 11. - С. 108. . Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М.Козлов - М.: Юристъ, 1999. - 320 с. . Коренев А.П. Административное право России: учебник в 3-х частях. / А.П.Коренев. - M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. -Ч.1. - 280 с. . Макарейко Н.В. Административное право: пособие для подготовки к экзаменам / Н.В.Макарейко. - М.:Юрайт-Издат,2003. - 223 с. . Попов Л.Л. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Л.Попов,Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Проспект, 2010 г. - 752 с. . Попов Л.Л. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с. . Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 2 т. / Ю.Н.Старилов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - 711 с. . Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. - М.: Юринформцентр, 1998 - 795с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|