Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения.

Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Отклоняющееся поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормой психического здоровья, права, культуры и морали [14].

Отклоняющееся поведение подразделяется на две большие категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно, правовые. Когда такие проступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказуемы в уголовном порядке – преступлениями.

Так же говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Потому что:

1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции».

2. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля – детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли;

3. ограниченность и неопределенность социального положения юношества.

Все эти особенности находят свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах.

Совершению правонарушений и преступлений среди подростков способствует ряд причин:

1. разрушение института семьи, растет число неблагополучных семей, неполных семей;

2. социально-экономический кризис;

3. отсутствие жизненных перспектив, нет возможности трудоустроить подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

4. плохая организация досуга среди детей и подростков.

И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать все условия для организации досуговой деятельности подростков. Потому что именно досуг играет особо важную роль в социализации личности подростков.

Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Об этом свидетельствует рост преступности. Так, за период 1997-98 гг. взрослая преступность возросла в 5,5 раз, а подростковая в 2 раза. Что касается нашей Республики, то по числу преступлений на 1000 жителей в 1996-97 гг. Бурятия занимала четвертое место среди регионов Российской Федерации и третье место по подростковой преступности после Чукотки и Магаданского края.

Крайне тяжелое положение сложилось в поселке Загорск. Большая часть жителей, проживающих в нем, работает на авиазаводе, который находится сегодня в трудном экономическом положении.

Длительное время рабочие находятся в административных отпусках, подолгу не получая заработную плату. Многие родители, пытаясь уйти от проблем, находят выход в пьянстве, отсюда возрастает число асоциальных семей, а страдают, прежде всего, дети. Материальная бедность, отсутствие контроля со стороны родителей толкают детей на улицу. Такие семьи нередко являются поставщиками детей с асоциальным поведением.

Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга вызывает усиление асоциальной и противоправной форм поведения. Идет коммерциализация досуга. Многие кружки, секции становятся платными, а поэтому недоступными для многих. Сократилось число детских клубов и внешкольных учреждений по месту жительства, и причинами этому являются отсутствие финансирования и нехватка специалистов в данной деятельности.

Нами было проведено социологическое исследование. Цель данного исследования – выявить спектр интересов, потребностей и установок подростков.

В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 23% - девушки от 15 до 17 лет, 27% - мальчики от 14 до 18 лет, которые обучаются в общеобразовательной средней сменной школе №2 поселка Загорск. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 56%, 32% - посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, – нет четкой цели этого мероприятия; организация подобной формы – создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% - предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не посещает досуговых учреждений.

В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. Так:

54% подростков смотрят боевики,

28% - триллеры,

3% - фильмы с элементами эротики,

8% - комедии.

На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» – 67%.

При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:

13% - не курю,

15% - не употребляю спиртные напитки, и только 6% из них занимаются спортом.

А на вопрос «нет»

а) не занимаюсь спортом – 19%

б) употребляю спиртные напитки – 49%

в) курю – 10%.

Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта:

первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.

В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы.

Употребление спиртных напитков:

50% - в компании друзей,

36% - из любопытства,

14% - просто так от нечего делать.

Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:

   26% - из любопытства;

18% - пример родителей;

14% - влияние друзей;

10% - мода;

11% - желание почувствовать себя взрослей;

Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных - 67% ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.

Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями – 52%, 26% - с родителями, 22% - не делится ни с кем.

Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненные ценности ценят подростки, дал нам следующий результат:

44% - счастье в семье,

26% - любовь,

27% - материальная обеспеченность,

26% - здоровье,

21% - образование.

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения и, конечно же, никакой организации досуга. Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

И поэтому наша задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем социально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, который будет создан при центре социальной помощи семье и детям поселка Загорск. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.

Клуб привлечет в свои стены подростков от 12 до 17 лет общеобразовательной средней сменной школы №2 поселка Загорск при абсолютном учете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретные взаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями.

Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями:

Ø систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;

Ø добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;

Ø возможность выбора занятий по интересам;

Ø дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.

Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.

Задачи:

· вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;

· создание условий для их самовыражения, саморазвития;

· создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;

· совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи поселка Загорск, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.

Деятельность клуба будет вестись по следующим направлениям:

- спортивно-оздоровительная;

- профессиональная ориентация;

- художественное творчество;

- техническое творчество;

- краеведческая.

Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае мы использовали принцип доминирования.

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:

· создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;

· посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях – демонстрация диапазона профессионального выбора;

· конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;

· организация интересных встреч с представителями различных профессий.

Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания:

Целью создания краеведческого кружка «Мой поселок» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

Ø устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;

Ø проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».

Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планируется:

Ø организовать школу самозащиты, рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;

Ø открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий;

Ø проведение дня здоровья (ежемесячно).

Цель данного воспитания – физическое развитие, закалки организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:

Ø участие в движение «Социальная инициатива» – помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;

Ø организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям пос. Загорск);

Ø воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».

Эстетическое развитие подростков будет происходить:

I. Через участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель – формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:

- духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;

- рост творческой активности;

- физическое оздоровление.

Работа секции включает в себя следующие направления:

1) группа шейпинга;

2) психологические тренинги;

3) цикл бесед «Уроки Афродиты» – теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);

4) обучение танцам и специальной пластике;

II. Посещение театров, музеев, выставок.

III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».

Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:

1) кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол

2) кружок «Игра на гитаре».

Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.

Исполнители программы:

- профессиональные педагоги;

- профессиональные режиссеры;

- специалисты по эстетическим вопросам;

- комиссия по делам несовершеннолетних.

Финансирование:

Министерство культуры Республики Бурятия, Городское управление образования, спонсорская поддержка, Администрация Железнодорожного района.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  

1 Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское, 1989 г.
2 Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России,1994 г.
3 Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.
4 Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988 г.
5 Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988
6 Воловик А. Введение в интерес. М.,1983
7 Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование №1, 1997
8 Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 1994
9 Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986
10 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998
11 Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995
13 Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997
14 Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
15 Краковский А.П. О подростках. М.: Просвещение, 1970
16 Краткий психологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В. Петровского. М., 1985
17 Крестьянов В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980
18 Крутецкий В.А. Психология подростка, 1965
19 Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999
20 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988
21 Масалев Б.Г. Досуг: методология и методика. М., 1995
22 Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Рига, 1996
23 Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Ленинград, 1986
24 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
25 Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996
26 Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998
27 Потанин Г.М. психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995
28 Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование - №1, 1997
29 Проблемы эстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова. М., 1987
30 Психологический словарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996
31 Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999
32 Санхядова А.К. Вестник социального работника. Бурятское отделение межрегиональной ассоциации работников, Вып. 1, 1998
33 Социальная работа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1997
34 Социально-психологические особенности формирования любительских объединений (методические рекомендации) М., 1986
35 Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 1979
36 Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. Л., 1987
37 Теория и методика социальной работы, Часть II, М., 1994
38 Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996
39 Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
40 Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982
41 Харчева В. Основы социологии. М., 1997
42 Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1, 1998
43 Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1967

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

 

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследование – выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Вопросник состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя. В случае, если в анкете нет того ответа на вопрос, который Вы считаете правильным, Вы сможете написать свой собственный вариант ответа в пункте «другое».

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол:

Возраст:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...