Природные ресурсы и их классификация.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Список литературы Основная литература 1. Степановских А.С.Охрана окружающей среды. - Москва.: 2000 г. 2. Нуркеев С.С., Мусина У.Ш. Экология: Учебное пособие для технических вузов.- Алматы, 2005. 3. Буторина М.В., Воробьев П.В., Дмитриева А.П. и др.Инженерная экология и экологический менеджмент. Учебник. Под ред. Н.И.Иванова, И.М. Фадина. – М.:Логос, 2002 4. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е.Экология. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 5. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология: Учебное пособие для вузов,- М.: Академический проспект: Традиция, 2005. 6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-560 с. 7. Экологический кодекс РК. Астана, 2007. Дополнительная литература 1. Хван Т.А. Промышленная экология. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:Феникс,2003. 2. Коробкин В.И. Экология: конспект лекций / Коробкин В.И., Передельский Л.В. – Изд.3-е. – Ростов н/Д:Феникс,2006. 3. Промышленная экология. Методические указания к практическим занятиям по охране окружающей среды. Составитель: У.Ш.Мусина. Алматы, КазНТУ, 2003. 4. "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий". ОНД-86 – Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 5. Установление класса опасности промышленных отходов. Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Промышленная экология» и «Промышленная токсикология». Составители: И.З.Лапшина, Г.Р.Ахмедова, С.С. Нуркеев. Алматы, КазНТУ, 1999. Перечень вопросов по модулям и промежуточной аттестации Вопросы для проведения контроля по 1 модулю: 1. Предмет и структура экологии. 2. Этапы исторического развития экологии как науки.
3. Задачи, объекты экологии и методы экологии. 4. Популяция, ее структура и динамика. 5. Биоценоз, биотоп и биогеоценоз. 6. Экологическая ниша вида. 7. Экологические пирамиды. 8. Понятие экосистемы. 9. Классификация экосистем. 10. Биогеоценоз и экосистема – сходство и различия. 11. Законы минимума и толерантности. 12. Лимитирующие факторы. 13. Экологические факторы и их действия 14. Трофическая структура экосистем. 15. Пищевые цепи. Вопросы для проведения контроля по 2 модулю: 1. Загрязнение гидросферы. 2. Контроль и управление качеством воды в водных объектах. 3. Загрязнение мирового океана. 4. Основные направления рационального использования водных ресурсов. 5. Источники, причины загрязнения литосферы и истощения земельных ресурсов. 6. Воздействия на почвы. 7. Мероприятия по защите земель. Рекультивация земель. 8. Охрана окружающей природной среды от отходов производства и потребления. 9. Классификация отходов. 10. Обезвреживание, переработка и захоронение токсичных и радиоактивных отходов. 11. Сбор, переработка, утилизация и обезвреживание ТБО. 12. Экологический мониторинг. 13. Экологическая экспертиза. 14. Система экологическая стандартов качества окружающей среды. 15. Основные направления охраны окружающей среды от промышленных выбросов. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации 1. Учение В.И.Вернадского о биосфере. 2. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. 3. Границы биосферы. 4. Фотосинтез. 5. Биогеохимические круговороты 6. Научно-техническая революция и экологический кризис. 7. Проблемы загрязнения природной среды. 8. Понятие о качестве окружающей природной среды. 9. Природные ресурсы и их классификация. 10. Источники загрязнения атмосферного воздуха и их влияние на окружающую природную среду. 11. Парниковый эффект. 12. Кислотные дожди. 13. Истощение озонового слоя. 14. Фотохимический смог и причины его образования.
15. Международные конференции ООН (Стокгольм, Рио-де-Жанейро) и их решения.
Тема лекции 1 – Введение. Предмет «Экология», понятие, определение, становление и развитие экологии как науки. Цель и задачи, методы экологии. Разделы экологии: аутэкология, синэкология и демэкология. Популяция, понятие, определение. Трофические связи. Продуценты, консументы и редуценты. Экология (от греч. ойкос – дом, жилище и логос – учение) – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин экология был предложен в 1866 году немецким зоологом Эрнестом Геккелем (1834-1919). Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биоценологический уровень), и биосферы в целом (биосферный уровень). Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо). В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы: ‒ аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой; ‒ популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии; ‒ синэкологию (биоценологию) – изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой. Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства – изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т. д.
В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей природной средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса. Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук. Например, на стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т. д. Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа», и ее часть – экология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром. С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Исходя, из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологии весьма многообразны. В общетеоретическом плане к ним относятся: ‒ разработка общей теории устойчивости экологических систем; ‒ изучение экологических механизмов адаптации к среде; ‒ исследование регуляции численности популяций; ‒ изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания; ‒ исследование продукционных процессов; ‒ исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости; ‒ моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов; ‒ экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта, в том числе индикация загрязнения природных сред; ‒ сохранение (консервация) эталонных участков биосферы. Однако задачи экологии как учебной дисциплины в техническом ВУЗе иные. Основные прикладные задачи экологии применительно к деятельности инженера промышленного производства могут быть сформулированы следующим образом: ‒ оптимизация технологических, инженерных и проектно-конструкторских решений, исходящих из минимального ущерба окружающей среде и здоровью человека; ‒ прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий действующих и проектируемых предприятий (технологических процессов) для окружающей среды, человека, животных, растений, сельского, лесного и рыбного хозяйства; ‒ улучшение качества окружающей природной среды; ‒ своевременное выявление и корректировка конкретных технологических процессов, наносящих ущерб окружающей среде, угрожающих здоровью человека. Итак, именно экология является научной базой охраны окружающей среды. Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы. Решение поставленных задач позволит достигнуть ощутимых результатов в ближайшей перспективе и, в конечном счете, главнейшей цели – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. Экология изучает уровни биологической организации от организма до экосистем.
Ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество (биоценоз) – главные уровни организации жизни, которые являются биотическими компонентами биосистем, которые вместе с абиотическими компонентами образуют среду обитания организмов. Абиотическая среда («неживая», bios – жизнь, а – отрицание) состоит из отдельных неорганических частей (воздух, вода и др.) и факторов (температура и др.), которые и называют абиотическими компонентами, в отличие от биотической среды и биотических компонентов, представленных живым веществом. Экология изучает биотические системы с организменного уровня и выше, т. е системы организмов (организм + абиотическая среда), популяционные системы (популяция + абиотическая среда) и экосистемы (биоценоз + биотоп). Так образуются уровни биологической организации биологических систем, которые различаются по принципам организации и масштабам явлений. В экологии организм рассматривается как целостная система, взаимодействующая с внешней средой, как абиотической, так и биотической. В этом случае речь должна идти о совокупности, определяемой как биологический вид, состоящий из сходных особей, но как индивидуумы отличающихся друг от друга. Однако всех их объединяет единый генофонд, обеспечивающий способность к размножению в пределах вида (не может быть потомства от особей различных видов). Вид – это биологически целостная группа – видовая популяция. Популяция в самом общем виде – это совокупность особей одного вида, способная к самовоспроизведению и обладающая некоторой изолированностью в пространстве (Гиляров, 1990). Популяция как биологическая единица обладает определенной структурой и функцией. Ей свойствен рост, развитие, способность поддерживать существование в постоянно меняющихся условиях. В популяции постоянно возникают наследственные изменения. В популяции происходят борьба за существование, а также естественный отбор, благодаря которым выживают и дают потомство лишь особи с полезными в данных условиях свойствами. Популяция обладает многими признаками, которые характеризуют группу как целое. Основными характеристиками популяции являются плотность, численность, рождаемость, смертность, возрастной состав, характер распределения на территории. Плотность популяции определяется числом особей, приходящихся на единицу площади или объема. Каждому виду присуща определенная оптимальная плотность популяции, отклонения от которой в ту или другую сторону отрицательно сказываются на темпах воспроизводства и жизнедеятельности особей. Численность популяции различна у разных видов, но она не может быть ниже некоторых пределов. Падение численности за эти пределы может привести к исчезновению популяции. Численность популяции может резко меняться по сезонам и годам. Возрастной состав популяции имеет большое значение для ее существования и процветания. При благоприятных условиях в популяции присутствуют все возрастные группы, и поддерживается более или менее стабильный возрастной состав. Возрастной состав популяции зависит от продолжительности жизни особей, периода достижения ими половой зрелости, числа генераций. Характер распределения особей популяции в пространстве может быть равномерным, случайным и скученным. Примеры популяций: у людей – национальности, расы, у животных – породы. На уровне популяций экология решает вопросы, связанные с количеством отдельных видов, изменениями и колебаниями численности отдельных популяций. Особое значение для выделения экосистем имеют трофические, т. е. пищевые взаимоотношения организмов, которые по своему трофическому статусу в биотических сообществах подразделяются на автотрофов и гетеротрофов. По своим функциям, которые организмы выполняют в сообществах, все организмы подразделяются на продуценты, консументы и редуценты. Продуценты – производители продукции, которой потом питаются все организмы – это автотрофы, создающие органические вещества из неорганических. Консументы – потребители органических веществ: травоядные животные, питающиеся продуцентами; плотоядные (хищники) – питающиеся только мясом других животных; всеядные – употребляющие и мясную и растительную пищу (человек, медведь). Редуценты (деструкторы) – восстановители, возвращающие вещества из отмерших организмов снова в неживую природу, разлагая органику до простых неорганических соединений (микроорганизмы и грибы). Взаимосвязи организмов в экосистемах весьма многообразны. Наиболее важное значение имеют пищевые, или трофические (греч. trophe – питание) взаимосвязи: один организм поедается другим, тот третьим и т. д. Ряд таких звеньев называется пищевой (трофической) цепью. Энергия передается от организма к организму, создающих пищевую, или трофическую цепь: от автотрофов, продуцентов (создателей) к гетеротрофам, консументам (пожирателям) и так четыре-шесть разс одного трофического уровня на другой. Трофический уровень – это место каждого звена в пищевой цепи. Первый трофический уровень – это продуценты, все остальные – консументы. Второй трофический уровень – это растительноядные консументы; третий –плотоядные консументы, питающиеся растительноядными формами; четвертый – консументы, потребляющие других плотоядных и т. д. Следовательно, можно и консументов разделить по уровням: консументы первого, второго, третьего и т. д. порядков. В природе пищевые цепи редко изолированы друг от друга; в основном они взаимосвязаны и образуют сложную пищевую сеть. Несмотря на многообразие возможных пищевых цепей и сложность пищевых сетей все они соответствуют простой общей схеме: организмы последующего звена поедают организмы предыдущего, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переходе от звена к звену теряется большая часть (до 90%) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев в цепи ограниченно и не превышает 4-5.
Тема лекции 2 – Устойчивость экосистем и их изменение. Понятия: Сообщество. Биоценоз. Экосистема, биогеоценоз. Экологическая пирамида. Экологические факторы среды, их классификация. Закон минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда. Изменение экосистем – сукцессия. Биоценоз – (от греч. bios – жизнь, koinos – вместе) включает все популяции разных видов, характеризующихся определенными отношениями, как между собой, так и неорганической средой на определенной территории, называемой биотопом (например, сообщества озера, рощи и т. д.). Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих участок среды с более или менее однородными условиями существования, который образовался естественно или под влиянием человека. Биогеоценозы (от греч. bios – жизнь, gео – земля, koinos – вместе) – экологические системы или экосистемы – самые сложные естественные (природные) системы. Экосистема – любая совокупность взаимодействующих живых организмов, условий среды, функционирующих как единое целое за счет обмена веществом, энергией и информацией. Термин "Экосистема" введен в экологию английским ботаником А. Тенсли (1935 г.), а "биогеоценоз" – русским ученым В. Н. Сукачевым (1942 г.). Экосистема – это взаимосвязанный комплекс живых и неживых компонентов Земли. Живыми компонентами экосистемы являются растения, животные, грибы, большинство бактерий и вирусы (биоценоз экосистемы); неживыми компонентами экосистемы являются атмосфера, солнечная энергия, вода, почва (биотоп экосистемы). Экосистемы не изолированы друг от друга: процессы в одной экосистеме неизбежно затрагивают и другую, соседнюю экосистему. Так, частицы почвы и элементы питания, вымываемые водой из почвы, могут влиять на жизнь в водоемах. Все экосистемы взаимосвязаны и взаимозависимы. Ю. Одум выделяет три группы природных экосистем: наземные, пресноводные и морские. Наземные экосистемы – это тундра, пустыня, лесостепи и т. д. Пресноводные экосистемы включают стоячие воды, текущие воды, заболоченные угодья; морские экосистемы включают: открытый океан, прибрежные воды, глубоководные зоны и т. д. Экосистемы – основной объект изучения экологии (синэкология). Синэкология рассматривает состав и структуру сообществ, а также закономерности их функционирования. Главная теоретическая и практическая задача синэкологии заключается в том, чтобы не только вскрыть закономерности функционирования экосистем, но и научиться управлять ими в условиях все возрастающего влияния человека на окружающую природную среду. Экологические пирамиды. Функциональные взаимосвязи, т. е. трофическую структуру, можно изобразить графически, в виде так называемых экологических пирамид. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину пирамиды. Известны три основных типа экологических пирамид: 1) пирамида чисел, отражающая численность организмов на каждом уровне (пирамида Элтона); 2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества – общий сухой вес, калорийность и т. д.; 3) пирамида продукции (или энергии), имеющая универсальный характер, показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последовательных трофических уровнях. Пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Ч. Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам, неуклонно уменьшается (рис. 2.1). В основе этой закономерности лежит, во-первых, тот факт, что для уравновешивания массы большого тела необходимо много маленьких тел; во-вторых, от низших трофических уровней к высшим теряется количество энергии (от каждого уровня до предыдущего доходит лишь 10% энергии) и в-третьих – обратная зависимость метаболизма от размера особей (чем мельче организм, тем интенсивнее обмен веществ, тем выше скорость роста их численности и биомассы). Однако пирамиды численности будут сильно различаться по форме в разных экосистемах, поэтому численность лучше приводить в табличной форме, а вот биомассу – в графической. Она четко указывает на количество всего живого вещества на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади – г/м2 или на объем – г/м3 и т. д.
Рис. 2.1. Упрощенная схема пирамиды Элтона (по Г. А. Новикову, 1979) Все три правила пирамид отражают энергетические отношения в экосистеме, а пирамида продукции (энергии) имеет универсальный характер. В природе, в стабильных системах, биомасса изменяется незначительно, т. е. природа стремится использовать полностью валовую продукцию. Знание энергетики экосистемы и количественные ее показатели позволяют точно учесть возможность изъятия из природной экосистемы того или иного количества растительной и животной биомассы без подрыва ее продуктивности. В природных экосистемах энергетические потоки также изменяются по своей интенсивности и характеру, но этот процесс регулируется действием экологических факторов, что проявляется в динамике экосистемы в целом. Экологические факторы – любое условие среды, на которое живой организм реагирует приспособительными реакциями. Среди них различают три разные по своей природе группы факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы подразделяются на климатические, эдафические и антропогенные. К климатическим факторам относятся: 1. Поступающая от Солнца энергия и периодическая – по времени суток и года – смена освещенности (фотопериодизм). Видимый спектр солнечных лучей (длина волны 0,4-0,76 мкм) нас освещает, инфракрасный (длина волны 0,75 мкм-103 м) – согревает, а ультрафиолетовый (0,4-0,3 мкм) – кормит, участвуя в фотосинтезе, и, в небольших дозах, оздоровляет. Однако ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,3 мкм крайне вредны и даже смертельны для живых организмов. 2. Влажность атмосферного воздуха и количество осадков. 3. Газовый состав атмосферы, в норме состоящий из смеси азота (78,09%), кислорода (20,05%), углекислого газа (0,03%) и других газов, включая озон в верхних слоях. Азот участвует в создании белков, образующих массу тела живых организмов, в которые он попадает в результате деятельности микроорганизмов, способных его усваивать из воздуха и передавать почве и растениям. Кислород входит в состав белков, жиров и углеводов, обеспечивая окисление питательных веществ в клетках, что является источником энергии живых организмов. Углекислый газ участвует в фотосинтезе растений, а также является регулятором солнечного и ответного земного излучения тепловых лучей. Озон является «зонтиком», задерживающим ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,3 мкм, смертельные для жизни. 4. Температура. 5. Ветер и атмосферное давление. К эдафическим факторам относятся почвы различной плодородности, формирующиеся в результате взаимодействия климата, растений, животных и микроорганизмов, и вода различной степени прозрачности, кислотности и наличия растворенных газов, особенно кислорода. Антропогенные факторы – порождены деятельностью человека (изъятие природных ресурсов, изменение ландшафтов, загрязнение природной среды, техногенные и нетехногенные факторы). Преобладающая часть антропогенных факторов, связанная с производством, с применением техники, машин, строительства, носит название техногенных факторов. К биотическим факторам относится вся совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (таблица 2.1). Таблица 2.1 Взаимодействие между видами
Воздействие происходит как внутри видов через половозрастные отношения, совместную охоту и защиту от врагов или, наоборот, борьбу за пищу и территорию, так и между видами. Все перечисленные факторы действуют на живые организмы экосистемы одновременно. При этом организму нужно для нормального существования не просто наличие какого-либо условия, например температуры, минеральных солей, а строго определенных его максимальных и минимальных значений. Однако разные организмы обладают разной толерантностью, т. е. степенью устойчивости, величиной выносливости к изменениям тех или иных факторов. Одни гибнут при температуре выше 50°С, а другие выдерживают кипячение. Кроме того, что для нормального развития организмов необходимо наличие различных факторов строго определенного качества, каждый из них должен быть еще и в определенном количестве. В соответствии с законом толерантности (закон толерантности Шелфорда) избыток какого-либо вещества может быть так же вреден, как и его недостаток, т. е. все хорошо в меру. Например, урожай может погибнуть как при засушливом, так и при слишком дождливом лете. При этом по закону минимума, (Закон минимума Ю.Либиха, 1840 г.) недостаток какого-либо одного вещества не компенсируется избытком всех остальных. Если в почве много азота, калия и других питательных веществ, но не хватает фосфора (или наоборот), растения будут нормально развиваться только до тех пор, пока не усвоят весь фосфор. Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими. Пренебрежение законами «лимитирующего фактора» (законом минимума и законом толерантности) ведет к двойным потерям – экологическим и экономическим. Еще более серьезные последствия может иметь превышение максимально допустимых величин некоторых веществ, так называемых ПДК, в окружающей среде, что ведет к росту заболеваний и даже гибели людей и других организмов. Крайние границы выживаемости определяются толерантностью, но внутри них каждый вид лучше всего развивается в тех условиях, к которым он адаптирован. Адаптация означает приспособление строения и функционирования организма к большему или меньшему воздействию тех или иных экологических факторов. Соответственно этому отдельные виды расселяются в лесах или полях, в воде или на суше, на юге или на севере. Вся совокупность жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе представляют собой экологическую нишу. Каждый вид занимает свою собственную нишу, отвоеванную у других в ходе конкурентной борьбы. В случае исчезновения вида по каким-либо причинам, его экологическую нишу рано или поздно занимает другой вид, способный выполнять те же обязанности (функции) в сообществе, что и исчезнувший вид, т. е. происходит экологическое дублирование. Одна из причин, позволяющих экосистемам длительное время сохранять постоянный видовой состав, заключается в том, что отношения между всеми их компонентами находятся в динамическом равновесии. Равновесие экосистемы – это равновесие популяций. Стабильность экосистемы предполагает, что численность популяции каждого входящего в нее вида остается более или менее неизменной. Устойчивое увеличение или уменьшение популяции приводит к изменению экосистемы. Стабильность популяции означает, что рождаемость и смертность находятся в равновесии, а они зависят от биотического потенциала и сопротивления среды. Видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистемы. Высокая плотность одного вида повышает вероятность гибели значительного числа его особей при вспышке численности вредителей, что может привести к гибели экосистемы. Отсюда следует, что наиболее устойчивой будет экосистема со многими относительно малочисленными видами. Изменение условий воздействует на некоторые виды неблагоприятно: они снижают численность, а иногда и вовсе исчезают из экосистемы. Другие виды от этого могут выиграть, и их численность увеличивается. Изменившиеся условия могут позволить включиться в экосистему новым видам. Процесс вытеснения одних видов другими называется сукцессией. В результате сукцессии происходит постепенное превращение одних экосистем в другие. Различают первичную и вторичную сукцессии. Первичная сукцессия – процесс развития и смены экосистем на незаселенных ранее участках, начинающийся с их колонизации (пример: обрастание голой скалы мхом и впоследствии – развитие на ней леса). Вторичная сукцессия – восстановление экосистемы, когда-то уже существовавшей на данной территории (например, восстановление экосистемы после пожара). Климаксовая экосистема. Сукцессия завершается стадией, когда все виды экосистемы сохраняют относительно постоянную численность и дальнейшей смены ее состава не происходит. Такое равновесное состояние называется климаксом, а экосистема – климаксовой (пример – Ясеневая роща в Казахстане). Основные биомы Земли – климаксовые экосистемы. Экологические нарушения возникают при вторжении в экосистему новых, интродуцированных видов (например, при интродукции кролика в Австралию) или непродуманном воздействии человека на природу (например, сброс биогенов в водоем). Изменения экосистемы могут быть такими резкими, что практически ни один ее исходный компонент не сохраняется. Тогда говорят о гибели данной экосистемы (Аральское море). Сокращение видового разнообразия и ускоряющееся резкое изменение окружающей среды снижают устойчивость биосферы.
Тема лекции 3 – Основные принципы функционирования природных экосистем. Характеристика большого и малого круговоротов. Биогеохимические круговороты основных химических элементов: воды, углерода, азота, кислорода и фосфора. Характеристика большого и малого круговоротов. Все вещества на нашей планете находятся в процессе круговорота. Солнечная энергия вызывает на Земле два круговорота веществ: - большой (геологический или абиотический); - малый (биотический, биогенный или биологический). Круговороты веществ и потоки космической энергии создают устойчивость биосферы. Круговорот твердого вещества и воды, происходящий в результате действия абиотических факторов (неживой природы), называют большим геологическим круговоротом. При большом геологическом круговороте (протекает миллионы лет) горные породы разрушаются, выветриваются, вещества растворяются и попадают в Мировой океан; протекают геотектонические изменения, опускание материков, поднятие морского дна. Именно большой круговорот поставляет живым организмам элементы питания и во многом определяет условия их существования. Малый, биогенный или биологический круговорот веществ происходит в твердой, жидкой и газообразных фазах при участии живых организмов. Биологический круговорот в противоположность геологическому требует меньших затрат энергии. Малый круговорот является частью большого, происходит на уровне биогеоценозов (внутри экосистем) и заключается в том, что питательные вещества почвы, вода, углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела. Продукты распада органического вещества разлагаются до минеральных компонентов. Малый круговорот незамкнут, что связано с поступлением веществ и энергии в экосистему извне и с выходом части их в биосферный круговорот. В большом и малом круговоротах участвует множество химических элементов и их соединений, но важнейшими из них являются те, которые определяют современный этап развития биосферы, связанный с хозяйственной деятельностью человека. К ним относятся круговороты углерода, серы и азота (их оксиды – главнейшие загрязнители атмосферы), а также фосфора (фосфаты – главный загрязнитель материковых вод). Практически все загрязняющие вещества выступают как вредные, и их относят к группе ксенобиотиков. Биологический круговорот происходит при участии живых организмов и заключается в воспроизводстве органического вещества из неорганического и разложении этого органического до неорганического посредством пищевой трофической цепи. Природные экосистемы функционируют в соответствии с тремя основными принципами: Первый принцип функционирования природных экосистем – получение ресурсов и избавление от отходов происходит в рамках круговорота всех элементов (гармонирует с законом сохранения массы). Круговорот биогенных элементов, обусловленный синтезом и распадом органических веществ в экосистеме, в основе которого лежит реакция фотосинтеза, называют биотическим круговоротом веществ. Кроме биогенных элементов в биотический круговорот вовлечены важнейшие для биоты минеральные элементы и множество различных соединений. Поэтому весь циклический процесс химических превращений, обусловленных биотой, называют еще биогеохимическим круговоротом. Круговорот углерода. Углерод является главным участником биотического круговорота как основа органического вещества. На рис. 3.1 представлена схема круговорота углерода в природе.
Рисунок 3.1 Круговорот углерода Молекулы углекислого газа из воздуха и воды поставляют углерод для образования в ходе фотосинтеза глюкозы и других органических веществ, из которых построены все ткани продуцентов. Процесс фотосинтеза можно схематично представить уравнением: 6СО2 + 6Н2О → С6 Н12 О6 + 6О2. В дальнейшем эти органические вещества переносятся по пищевым цепям и образуют ткани всех остальных живых организмов экосистемы. Возвращаются в атмосферу атомы углерода в процессе клеточного дыхания: С6 Н12 О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + Q При этом выделяется энергия (Q), которая используется живым организмом для синтеза необходимых ему веществ и выполнения жизненных функций. Особенность круговорота углерода состоит в том, что в далекие геологические эпохи (сотни миллионов лет назад) значительная часть фотосинтезируемого органического вещества не использовалась фитофагами, а постепенно погребалась под различными минеральными осадками. Находясь в земле миллионы лет, этот детрит под действием высоких температур и давления превратился в нефть, природный газ, уголь в зависимости от условий и про
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|