Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как качественно подготовиться к ЕГЭ по истории?

 

Введение Единого государственного экзамена стало серьезным испытанием и для учителей истории, и для выпускников. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ содержат широкий круг самых разных вопросов. Для детей, которые из года в год учили отечественную историю не для хорошей оценки, а на основе искреннего интереса к прошлому, которые читали по истории много дополнительной научной и научно-популярной литературы, участвовали в различных исторических конкурсах и состязаниях, сдача ЕГЭ по истории не станет серьезным препятствием на жизненном пути. Но много ли таких учеников? И что делать остальным, которых в сотни и даже тысячи раз больше?

Конечно, они тоже учили, а, точнее, «проходили» историю. Сущность традиционной системы школьного исторического образования заключается в том, что учитель с помощью учебника (и – гораздо реже – других «подсобных средств») старается вложить в головы учеников определенную сумму знаний о прошлом. Среднестатистический ученик заучивает («зазубривает») некоторое количество информации, необходимое для того, чтобы получить приемлемую оценку по предмету, а затем более-менее прочно все забывает. В голове у него остаются только отдельные яркие факты, никак не связанные друг с другом. Такой ученик может, например, на всю жизнь запомнить, что В.И. Ленин писал в тюрьме хлебными шариками с молоком, но при этом он имеет самые туманные представления и о взглядах Ленина, и о других, куда более значимых фактах его биографии.

Есть еще немалая группа плохо успевающих учеников, которые на протяжении многих лет вообще не учат историю. Наконец, даже среди учеников, интересующихся историей и объективно неплохо успевающих по этому предмету, абсолютное большинство составляют те, для кого прошлое продолжает оставаться лишь собранием разных удивительных «историй». Сумбур в головах этих учащихся зачастую столь же велик, как и их амбиции.

И вот в XI классе немалое число представителей этих трех групп учащихся оказывается перед необходимостью сдавать ЕГЭ по истории, а значит – в короткое время освоить колоссальный массив знаний и умений. Причем эти знания и умения для большинства учеников либо абсолютно новые, либо прочно забытые. И начинается бесконечная зубрежка, проклятое «натаскивание»... Кому-то помогает хорошая механическая память, кто-то не по возрасту усидчив. Но ведь есть еще другие предметы, по которым тоже надо сдавать ЕГЭ, и времени не хватает.

Можно ли помочь выпускнику в этой ситуации? Мы уверены – да! Но при этом надо показать не только то, что надо учить (это есть в более-менее приемлемом виде во всех пособиях для поступающих), но, главное, как надо учить. И здесь невозможно не обойтись без ряда важных нововведений.

 

 

1. При традиционном подходе выпускник, готовясь к ЕГЭ, последовательно изучает всю отечественную историю «от Рюрика до Путина». В результате цельное представление о прошлом у него не формируется, а заканчивая подготовку и окунаясь в бурные события ХХ века, он уже слабо помнит, что было не только в начале, но и в середине нашего исторического пути. Между тем и теория и практика однозначно свидетельствуют: эффективность обучения многократно возрастают, если ученик сначала получает общее представление, а лишь затем углубляется в частности. Представьте себе изучение географии без карты мира и глобуса (последовательно: континент за континентом) или химии без таблицы Менделеева (элемент за элементом)! А ведь с историей так и происходит!

На наш взгляд, необходимо прежде всего дать выпускнику общее представление об истории России. Изучение отдельных периодов также начинается с предварительного обобщения. Инструментом обобщения являются блоки, сопровождаемые пояснительными текстами. На блоках с помощью символов отражены наиболее важные события и явления того или иного периода, в текстах эти события раскрываются и кратко комментируются. Обычно на блоках представлено общее (заставное) изображение, отражающее главную особенность и господствующую тенденцию периода; в таком случае работу следует начинать именно с данного изображения.

Знакомство с общей картиной не только является отправной точкой для дальнейшей работы, но и призвано дать ученикам ориентиры при ответе на частные вопросы. В качестве примера приведем тест ЕГЭ по истории, требующий соотнести события (восстания) с веками. Очевидно, что для учащегося, у которого не сформировалась общая картина прошлого, этот вопрос может оказаться затруднительным.

В папке «0-Обобщающий блок и текст» даны блок по всей истории России, сопроводительный текст и задания к ним. В каждой тематической папке – блок по периоду с сопроводительным текстом.

 

2. Для каждого периода отечественной истории предусматривается тренинг (файлы «Тренинг-Название темы-2017» в папках «Тренинг и контроль» по темам). Он включает упражнения по работе:

— с хронологией;

— с персоналиями (проверка знания фактов биографии исторических деятелей);

— с картой;

— со схемой, графиком;

— с понятиями и терминами;

— с историческими источниками;

— с суждениями историков (не всегда);

— с изображениями (не всегда).

Все эти упражнения учащиеся выполняют, используя прежде всего тот материал, который содержится в пояснительном тексте к блоку. Они также могут использовать любые пособия для поступающих в вузы (рекомендуется справочник по истории Л.А. Кацва), школьные учебники и атласы по соответствующему периоду, Интернет-ресурсы (не Википедия, а энциклопедия «Кругосвет»). Краткий список рекомендованной литературы есть в папке «Доп-материалы».

 

3. Дополнительные тексты и схемы позволяют отдельно проработать наиболее сложные вопросы (при желании и необходимости). Они есть в папках «Название темы – наиболее важные вопросы» по темам.

 

4. Изучение каждого периода отечественной истории завершается Проверочным контролем. С точки зрения формы он в основном повторяет части 1 ЕГЭ по истории, т.е. содержит такие же типы вопросов и их формулировки (только вопросы посвящены не всей истории в целом, а охватывают отдельный период). Прохождение учеником Проверочного контроля не меньше, чем на 70-80%, означает, что материал достаточно прочно усвоен.

Вместе с тем следует учитывать, что проверка здесь является элементом не только контроля, но и обучения. Для этого в Проверочный контроль намеренно включены отдельные вопросы повышенной сложности. В том случае, если они вызовут затруднения (а, как правило, это и происходит), их необходимо разобрать с учениками.

Контроль представлен в файлах «Аналог демоверсии по теме...». Дополнительно в отдельных файлах есть контроль по теме в формате бывшей части А. Также в некоторых темах дан укороченный контроль по четырем вариантам (по одному на каждой странице) – его можно использовать в школе и на подготовительных курсах.

 

5. Отдельный файл в каждой теме (кроме небольших по объему) посвящен заданиям части 2 (бывшая часть С). В отличие от тренинга, а также заданий части 2 они даны с ответами (кроме заданий 25). Дополнительно предлагаются задания С7 версии ЕГЭ 2011 г. (задания на сравнение). По опыту многих преподавателей эти задания существенно помогают при подготовке к ЕГЭ.

 

В целом алгоритм работы с диском видится нам следующим. На первом этапе ученик под руководством учителя (родителя, репетитора) или самостоятельно знакомится с блоком и его символикой. На втором этапе ученик самостоятельно выполняет задания тренинга, которые затем проверяются преподавателем. На третьем этапе учащийся проходит Проверочный контроль. На четвертом этапе выполняются задания части 2.

Также в отдельной папке дан большой пакет разнообразных дополнительных материалов (инструкция по выполнению части 2 для учащихся и отдельно инструкция по написанию исторического сочинения, опорные конспекты по культуре, задание по терминам, схемы по социальному строю, контрольные задания по большим периодам и всей истории с древнейших времен до конца XVIII в., таблица проверяемых событий по всемирной истории и задание к ней), и др.

 

Авторы на протяжении нескольких лет успешно апробировали предлагаемые материалы при подготовке к ЕГЭ и к Дополнительному вступительному испытанию по истории в некоторые ведущие вузы Москвы (МГИМО, МГУ и др.). Частично блоки и задания были опубликованы в ряде номеров журнала «Преподавание истории в школе» (под псевдонимом С.А. Фомин) и встретили самую благожелательную оценку учителей. Более того, некоторые преподаватели стали использовать данные материалы непосредственно в учебном процессе не только в старшей, но и в основной школе (соответствующие методические рекомендации также публиковались в журнале).

В случае возникновения вопросов можно обращаться к автору:

[email protected] электронная почта Александра Морозова

http://vk.com/id40614160 Александр Морозов В контакте

https://www.facebook.com/profile.php?id=100004188811429 Александр Морозов в Фейсбуке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...