Ощущения и восприятия тесно связаны с эмоциями.
Познавательные процессы: ощущение и восприятие
Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни. У опытного медицинского работника большой тонкости достигает тактильное ощущение, используемое им при пальпации, при производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения. Восприятие и ощущение являются процессами сознательными, осмысленными. В обеспечении их смысловой стороны важную роль играют мышление и речь, органически входящие в ощущение и восприятие человека. Опытный и думающий медицинский работник воспринимает симптомы болезни и в то же время осмысливает их значение в данном случае, их отличие от сходных симптомов другой болезни и т.д. Ощущения Ощущение и восприятие — это источник наших познаний о внешнем мире и собственном «я», а также основа для построения общих представлений и понятий. Ощущение—это отражение отдельных свойств предметов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Ощущение — это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Ощущение — это активный психический процесс, в нем отражаются качества объектов. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной, а процесс приема и ее первичной обработки — сенсорной деятельностью.
Органические ощущения возникают вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, и являются следствием первичных органических потребностей. Как правило, к органическим ощущениям относят чувство голода, жажды, насыщения, болевые ощущения и половое чувство. Тактильные ощущения — один из видов кожной чувствительности, включает ощущение прикосновения, давления, вибрации, фактурности, отражение площади механического раздражителя. Физиологической основой ощущений является работа анализаторов. Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия — раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, — возбуждением. Как известно, анализатор представляет собой сложную анатомо-физиологическую систему рецепторов, т.е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части. Каждый орган чувств специализирован на переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств — окончание чувствующего нерва — рецептор. Он превращает энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом. Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, проводящим путем — зрительные нервы, соединяющие сетчатки с корой головного мозга, центральной частью — скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга. Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого анализатора, через которые осуществляется связь анализаторов друг с другом. Функции анализаторов состоят, прежде всего, в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов — оптических, акустических и т.д. Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях — низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществляется рецепторами и имеет безусловно-рефлекторную природу. Рецепторы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга — таковы три составные части анализатора.
Виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кинестетический, температурный, вестибулярный. Совокупность деятельности всех анализаторов называется сенсорной сферой психики. Глаза новорожденного сразу после рождения реагируют на свет (зрачковый рефлекс); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем уровне обеспечивается деятельностью коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т.е. имеет условно-рефлекторную природу. Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом. Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь). От коры — в ответ на раздражение после новой переработки. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстерорецепторы, интерорецепторы и проприорецепторы. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. Ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные. Это экстероцептивные ощущения. Интероцептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах — органические ощущения. Проприоцептивные ощущения. Кинестетические, то есть двигательные и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярномаппарате. Это ощущения собственных движений и пространственного положения тела.
Различают экстерорецепторы двух видов: дистанционные, т.е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздражение, например, прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство и др.). В зависимости от разновидности анализатора различают ощущения: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестетические, статические, вибрационные, органические, болевые. Ощущения подразделяются на дистантные, то есть отражение свойств удаленных объектов, и контактные. Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности. Качествами зрительных ощущений являются цвета, слуховых — звуки. Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества, иначе говоря, неясные ощущения при нарастании интенсивности становятся более четкими, рельефными. Длительность ощущения — это время, в течение которого сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения не совпадает с дли- у тельностью реального раздражения. Действие раздражи-. теля уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается. Всякое ощущение сопровождается той или другой (положительной или отрицательной) эмоциональной реакцией. Этот процесс определяется индивидуальными свойствами организма. К органическим ощущениям относят: ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов: ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как неопределенные состояния организма вообще. Однако для того, чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира были осознаны, мало знания одного свойства или качества предмета—нужен комплекс ощущений.
Закономерности ощущений. Пороги чувствительности: • нижний порог абсолютной чувствительности — минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений, • верхний порог абсолютной чувствительности — максимальная величина доболевой интенсивности воздействия, • разностный порог — минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения. Закономерности изменения чувствительности: • адаптация, то есть изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя, •сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних психических факторов, • десенсибилизация — сильное возбуждение одних анализаторов, всегда понижает чувствительность других, • контраст — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности, • синестезия — ассоциативное иномодальное ощущение, соответствующее реальному, например — вид лимона — вызывает ощущение кислого. Индивидуально типологические особенности: • сензитивность — природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов, • сенсибилизированность — повышение чувствительности под влиянием опыта и профессиональной деятельности, • сенсорная организация — комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, интенсивности эмоционального тона. Нарушения ощущений Нарушения ощущений могут возникать, например, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации. Например. Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощущения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания и др. Эти нарушения называют синестопатиями. Кожный зуд, являющийся предвестником и спутником многих заболеваний (неврозы, органические поражения центральной и периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и деятельности эндокринных органов, болезни почек и крови, реакция на прием медикаментов, пищи и др.), также можно отнести к синестопатиям. Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.
Вообще, нарушения ощущений многообразны. В числе прочих это такие нарушения, как: Гиперэстезия — повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов, являющихся для них адекватными. Гиперпатия — болезненное повышение чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и другие неприятные ощущения, такие как зуд, тяжесть и т.д. Гипостезия (пониженная чувствительность). Анестезии (отсутствие чувствительности). Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствие чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы. Анестезия может поразить все тело (общая анестезия) или какую-либо часть его (местная анестезия).. Парестезии (жжение, покалывание, стягивание и т. д.). Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на органы чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Своеобразные формы синестезии встречаются в патологии, например — визуализация слышимого. «Фантом конечности». После ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощущать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, даже забывая, что она удалена. Иногда эти ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь, или же характер их может меняться. Боль Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль. Боль — психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов важно, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. Следует отметить, что адаптация к боли практически не наступает. С точки зрения эмоционального переживания болевое ощущение имеет гнетущий и тягостный характер, подчас характер страдания, служит стимулом для разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших возникновение этого ощущения. Болевые ощущения формируются в центральной нервной системе в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторных образованиях, заложенных в коже или внутренних органах, импульсы от которых по специальным проводящим путям попадают в подкорковые системы мозга, вступающие в динамическое взаимодействие с процессами коры его больших полушарий. В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной. Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры и зависящих от таких личностных особенностей, как направленность, убеждение, ценностные ориентации и др. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях. Боль обычно появляется с возникновением заболевания, активизацией или пропрессированием патологического процесса. Отношение больного различно к острой и хронической боли. Например. При острой зубной боли все внимание человека сосредоточено на объекте боли, он любыми средствами ищет способов избавиться от боли (прием различных препаратов, оперативное вмешательство, любые процедуры, только бы снять боль). Особенно тяжело переживаются приступообразные боли при хронических заболеваниях, часто реакция на них с течением времени усиливается. Больные ожидают их со страхом, появляется чувство безнадежности, бесперспективности, отчаяния. Боль в таких случаях может быть настолько мучительной, что человек ждет смерти как избавления от мучений. При хронических болях может наблюдаться также некоторая адаптация к ощущениям боли и к переживаниям, связанным с ней. Некоторые врачи выделяют так называемые органические и психогенные боли. Противопоставление болей недостаточно обосновано, так как всем врачам хорошо известно, что в психогенной ситуации, как правило, наблюдается усиление болей, имеющих органическую природу. Сигнальное значение боли — предупреждение о грозящей опасности. Сильная боль способна целиком овладеть мыслями и чувствами человека, сосредоточить на себе все его внимание. Она может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям. Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства. Восприятие Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие. В процессе развития совершенствование и дифференциация восприятий происходят автоматически. Только у детей в самом начале познавательной деятельности сложный процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений. Интересно отметить, что в силу несовершенства центральной нервной системы новорожденный видит мир перевернутым (как в фотоаппарате). Но с первых же дней жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательным анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего. Активность и избирательность имеют определенные особенности у каждой личности, что обосновывается ее предыдущими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами нервной системы. Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности, в степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр. Физиология восприятия. По сравнению с ощущением, восприятие относится к более высокому уровню чувственного познания мира. Восприятие можно рассматривать не только как один из процессов непосредственного отражения объектов внешнего мира, но и как особый вид умственной деятельности (перцептивная деятельность). В тех случаях, когда нам надо рассмотреть какой-либо объект, прислушаться к чему-либо, исследовать предмет на ощупь, определить его запах, цвет, температуру, наше восприятие становится целенаправленным актом и включает в себя несколько отдельных действий, называемых перцептивными. Восприятие, как и ощущение, имеет рефлекторную природу и осуществляется посредством деятельности анализаторов, но физиологическая основа его значительно сложнее. Сложными являются как раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии, так и самый процесс образования этих рефлексов. Раздражители, на которые образуются условные рефлексы при восприятии,— не простые, как при ощущениях, а комплексные. Любой предмет, воспринимаемый человеком, является комплексным раздражителем. Он состоит из нескольких элементарных — светового, звукового, температурного, механического и др. Особенностью комплексных раздражителей является взаимосвязь между членами комплекса. Различные комбинации одних и тех же простых раздражителей (компонентов комплекса) имеют разное сигнальное значение. Например, четыре равные прямые линии ограничивают разные по форме площади в зависимости от взаимного положения: при одном положении получится квадрат, при другом —ромб. Образование условных рефлексов на комплексные раздражители возможно лишь при взаимодействии нескольких анализаторов. При восприятии в коре полушарий головного мозга возникают устойчивые внутрианализаторные и межанализаторные связи. Например, физиологической основой восприятия величины и формы предметов является устойчивая условная связь, сформированная при взаимодействии зрительного, двигательного и кожного анализаторов. Процесс восприятия физиологически означает анализ и синтез внешних раздражителей на основе ранее приобретенных нервных связей. Наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность протекает в корковых ядрах анализаторов. Разрушение ядер влечет за собой распад восприятия как целостного акта, хотя отдельные ощущения при этом сохраняются. Различают восприятие: По форме психической активности: преднамеренное, непреднамеренное. По анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. По специфичности отражаемой формы существования материи — восприятие пространства и времени. По структуре: симультанное — одноактное, суцессивное — поэтапное, последовательное. Свойства восприятия. Осмысленность и обобщенность восприятия. Благодаря этим свойствам мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Минимум признаков для опознания объектов называется порогом восприятия. Предметность восприятия. Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Это отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Целостность восприятия. Целостностью называют отражение предмета в качестве устойчивой системы целостности. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Структурность восприятия. Благодаря структурности восприятия мы узнаем различные предметы и объекты вследствие устойчивой структуры их признаков. Избирательность. Избирательная направленность восприятия. Это преимущественное выделение объекта из фона. Выделение одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция. Так называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Константность восприятия. Это независимость отражения объективных качеств предметов, то есть величины, формы, цвета и тому подобное, от измененных условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения. Восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.д. При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривация). Например, при слепоте и глухоте чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация (слуховая, зрительная) наступила в раннем возрасте и молодой организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся у них на пути. У глухонемых доминируют вестибулярный, мышечно-суставной и особенно зрительный анализаторы. Они тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по мимическим сокращениям губ («считывают с губ»). Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы инструментального «осязания» и «ощупывания», например, «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенном вливании. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность к устойчивому и эффективному, активному, планомерному и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью Для медицинского работника имеет значение развитие наблюдательности за болезненными проявлениями. Ощущения и восприятия тесно связаны с эмоциями. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать средний медицинский работник при беседе с больным, при выполнении различных манипуляций, предписанных врачом. Представление — оживление в нашем сознании образов, воспринимаемых когда-то в прошлом. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия далеко не копия его. Представления носят обобщенный характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются ин-теллектуально-мнестическими особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроизведению в представлениях ранее бывшего восприятия. Этот феномен называется эйдетизм и встречается чаще в детском возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др. В психологии восприятие исследуется при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагается дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках. Однако, значение имеет не только инструментальное или тестовое исследование, а беседа с больным, собирание жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия. Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается скрыть их (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате. В тех случаях, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используются специальные тесты и приемы исследования. Нарушения восприятия При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, акт восприятия может нарушаться. Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве. Существуют различные формы нарушения восприятия пространства. 1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве. 2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия). 3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала. 4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия). 5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки. 6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов. Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 2) тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия; 3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха. Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов. У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику. Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д. Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет. При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д. При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом боль-. ные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией. Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях. Существуют и другие термины, описывающие нарушение акта восприятия. Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия. Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д. К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п. Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует. Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками. Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|