Политическое сознание: понятие, уровни, функции.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.). Уровни политического сознания: · Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. “Государственное” сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. · Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); б) определять средства и методы их достижения; в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем; г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; д) корректировать политику с учетом данных практического опыта. 3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. 4. Обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейшие функции: · когнитивную, т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов; · коммуникативную, т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти; · идейную, т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира. Другие функции: · Регулятивная функция. · Познавательно-информационная функция · Прогностическая функция · Оценочная функция · Интегрирующая функция · Мобилизующая функция
Политическая идеология: понятие, функции, классификация. Политическая идеология - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношения к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. Виды политических идеологий: · Либеральная идеология - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека; · Консервативная идеология - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. · Социалистическая идеология - это система идей, взглядов, моральных норм, принципов поведения и целей, дающая научное обоснование исторической миссии рабочего класса. · Фашистская идеология - форма движений и политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину
Политическая идеология выполняет следующие основные функции: • формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции; • обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей; • является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей; • обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политической культуры граждан. Итак, политическая идеология, будучи целостной системой воззрений и концепций в отношении окружающей действительности, в то же время представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.
Политический процесс и его особенности в современной России. Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Политический конфликт Политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Структура конфликта понимается нами как анализ («детализация») конфликта в его статическом представлении (структурная модель описания конфликта). С нашей точки зрения, описательная статичная структура социально-политического конфликта как «идеальный тип» явления (по М. Веберу) включает следующие элементы: § две и более противоборствующие стороны (субъекты) конфликта;
§ объект (предмет) конфликта; § косвенные стороны конфликта (как вероятностный элемент структуры); § третья сторона (как вероятностный элемент структуры); § окружающая социальная среда (социальное и политическое поле). Каждый из названных элементов структуры социально-политического конфликта, в свою очередь, может представлять собой сложную систему, включающую множество составляющих. Противоборствующая сторона, как сложная структура, может включать следующие элементы: § субъект (субъекты); § участники; § «жертва» и др
Типы политических конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные; 2) по интенсивности: слабые или сильные; 3) по масштабам действия: локальные или региональные; 4) по формам проявления: мирные и немирные; 5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; 6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; 7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные; 8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные; 9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера; 10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические; 11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; 12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.
Основными путями их урегулирования являются: - отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (например, замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году); - применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам: - урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие; - дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной стороны; - перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин; - осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт, его упредить; - достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок - уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|