Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как формируется речь. Динамика формирования речи в онтогенезе. Признаки благополучного развития речи у ребенка. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка




Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0, 8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе

Форма речи Примерный возраст появления
1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1, 5-З мес.
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч. ) 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т. п. ) 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
7. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. ) 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
8. Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.
9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес. — 1, 5 мес.
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай! », а девочка тихо канючить: «Мячик! ». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Признаки благополучного развития речи у ребенка

§ Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

§ У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

§ Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

§ Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

§ Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

§ Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

§ Ребенок развивается с задержкой.

§ Ребенок перенес тяжелые заболевания.

§ У ребенка есть неврологические заболевания.

§ Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

§ Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

§ Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, необращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

§ Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

§ Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

§ Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...