Задание 3. Запомнить приведенные в задании 2 географические объекты. Уметь их показывать по физической карте мира (использовать при этом рекомендованные приемы изучения географической номенклатуры)
ЗАДАНИЯ Задание 1. Переписать в тетрадь «Правила работы на контурных картах» Правила работы на контурных картах 1. Работать на карте цветными карандашами 2. Использовать традиционных для географической карты цвета: а) политические и административные границы – красный и черный б) гидрология – надписи синий, реже черный в) горные хребты – черный, коричневый, обозначаются в виде линии г) возвышенности и плоскогорья - черный, коричневый, обозначаются в виде линии д) города - черный, пунсоны городов не обводят 3. Надписи: а) производить чернилами, б) по возможности мелко, но четко, в) размер надписи должен соответствовать величине и важности объекта; г) географические объекты одного ряда, близкие по размерам подписывают одинаковым шрифтом; д) надписи не должны перекрывать контуров и других обозначений, их нужно помещать в свободных местах карты е) названия рек параллельно извилинам реки, если реки длинные надписи повторяют два-три раза (вблизи истока, устья, в среднем течении) ж) горные хребты, возвышенности и моря по направлению в котором они вытянуты з) надписи городов, стран, островов, полуостровов, озер, занимающих на карте малую площадь, по параллелям; начало надписей этих объектов (или их конец) должно находиться вблизи объекта и) названия объектов, занимающие на карте большую площадь (моря, океаны, государства), надписывают внутри изображения, так чтобы надпись повторяла форму объекта к) названия точечных (небольших) объектов, например городов, вулканов, горных вершин, по возможности размещают справа от объекта, а надпись – вдоль параллели или горизонтально л) названия линейных объектов, например гор, рек и океанических течений, размещают вдоль их протяжения, та, чтобы их можно было прочитать, не переворачивая карту
м) надписи размещают так, чтобы они не перекрывали условные знаки и не пересекались друг с другом н) размер надписи выбирают легко читаемый, и размещаю надпись так, чтобы она не занимала лишней площади о) если надпись не помещается на контурной карте, то ставят цифру, само название выносят в сноски Задание 2. Нанести по всем правилам на контурную карту Евразии следующие объекты: ЕВРОПА Моря: Адриатическое, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Ионическое, Ирландское, Лигурийское, Мраморное, Норвежское, Северное, Средиземное, Тирренское, Черное, Эгейское Заливы: Бискайский, Ботнический, Бристольский, Варагнер-Фьорд, Генуэзский, Кандалакшская губа, Каркинитский, Коринфский, Лионский, Мезенская губа, Онежская губа, Печорская губа, Рижский, Сиваш, Таранто, Термакоис, Финский, Чёшская губа Проливы: Большой Бельт, Бонифачо, Босфор, Гибралтарский, Дарданеллы, Карские Ворота, Каттегат, Керченский, Ла-Манш, Малый Бельт, Мальтийский, Маточкин Шар, Мессинский, Па-де-Кале, Скагеррак, Фемарн-Бельт, Эресун, Югорский Шар АЗИЯ Моря: Андаманское, Аравийское, Банда, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Желтое, Карское, Красное, Лаптевых, Молуккские, Охотское, Сулавеси, Сулу, Флорес, Чукотское, Южно-Китайское, Японское, Яванское Заливы: Аденский, Анадырский, Анива, Бакбо (Тонкинский), Байдарацская губа, Бенгальский, Бохайвань, Буор-Хая губа, Восточно-Корейский, Гижигинская губа, Енисейский, Западно-Корейский, Кара-Богаз-Гол, Комсомолец, Кроноцкий, Ляодунский, Моутама (Мартабан), Обская губа, Петра Великого, Персидский, Сахалинский, Сиамский, Тазовская губа, Терпения, Хатангский, Чаунская губа, Шелихова, Янский Проливы: Баб-эль-Мандебский,Берингов, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева,Зондский, Корейский, Лаперуза, Лонга, Макасарский, Малаккский, Ормузский, Полкский, Санникова, Тайваньский, Татарский, Цугару, Шокальского
Задание 3. Запомнить приведенные в задании 2 географические объекты. Уметь их показывать по физической карте мира (использовать при этом рекомендованные приемы изучения географической номенклатуры) Приемы изучения географической номенклатуры 1. С каждым географическим объектом – предложение, в котором указывается взаимное расположение объектов 2. Обратить внимание на особенности объекта (где расположен, на что похож, лежащие рядом с ним известные географические объекты) 3. Найти интересные сведения об объекте 4. Нанести объекты на контурную карту 5. Схематичная зарисовка взаимного расположения объектов 6. Прием от профессиональных военных – мысленно разбить карту на квадраты, анализировать один квадрат за другим, начиная с левого верхнего угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно тщательно изучать мест стыков квадратов. Задание 3.1. Для 5 любых приведенных ниже географических объектов написать по предложению, в котором указывается взаимное расположение объектов Задание 3.2. Нарисовать зарисовку, указ на ней взаимное расположение не менее 3 географических объектов, приведенных ниже Задание 3.3. Для 5 любых приведенных ниже географических объектов написать особенности объекта (где расположен, на что похож, лежащие рядом с ним известные географические объекты) Задание 3.4. Для 5 любых приведенных ниже географических объектов найти интересные сведения Задание 4. Прочитайте теоретический материал и выполните задания: Теоретический материал Координаты точки: На плоскости - 2 - широта и долгота В пространстве – 3 – широта, долгота, высота Значение географических координат – определение положения любой точки Высота точки – первая координата. За 0 высоты – уровень океана, т.е. поверхность геоида. Чаще говорят, что счёт высот идёт от уровня моря, в чём тоже нет ошибки. Так, абсолютная высота вершины г. Ямантау 1640 м, дна Турфанской впадины -154 м (то есть 154 м ниже уровня моря). Все абсолютные высоты дна морей отрицательны, но на картах знак минус не ставится, так как показывается не абсолютная отметка дна, а численно равная ей глубина.
Разница абсолютных высот двух точек составляет превышение одной точки над другой, или относительную высоту. Понятие относительной высоты применяется обычно для близко расположенных мест — подошвы и вершины холма, подошвы и бровки склона, подножия и гребня горного хребта и т. д. Глубины озер и рек - всегда относительные высоты, они измеряются от уровня водоёма или водотока. Так, наименьшая абсолютная отметка дна Байкала — 1164 м, но уровень озера лежит на высоте 456 м выше уровня моря; таким образом, глубина Байкала составляет 1620 м — эта величина и указывается на карте. Нанесённые на карту меридианы и параллели составляют градусную сеть. На картах обычно наносят меридианы и параллели через 1, 2, 4, 5, 10, 20, 30° - тем реже, чем мельче масштаб карты. Географические полюса - места пересечения с земной поверхностью оси вращения Земли — это полюсы (от греческого polos - ось). Соответственно, северный и южный полюс. Если посмотрим на Землю со стороны, то тот полюс, который мы видим Землю вращающейся против часовой стрелки – северным – на противоположной - южной При взгляде со стороны Южного полюса мы увидим Землю вращающейся по часовой стрелке. Экватор делит на 2 полушария – северное и южное Длина окружности земного шара составляет 40 тыс. км, расстояние по земной поверхности от полюса до экватора - 10 тыс. км. Параллели – линия сечения поверхность земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора 1. Может быть проведена через любую точку земного шара 2. Направление восток-запад 3. От 0о до 90о 4. Величина параллелей уменьшается от экватора к полюсам, на полюсах – параллель – точка, на экваторе 1о параллели равен 111,1 км, к полюсам уменьшается – см. спец. табл. 2. координата - Географическая широта - это расстояние точки от экватора, выраженное в градусах дуги меридиана, проведённого через эту точку. Широта точки измеряется по кратчайшей линии, соединяющей её по земной поверхности с экватором. Широта может быть северной (к северу от экватора) и южной (к югу), величина её от 0 (экватор) до 90° (полюс).
Точность измерения широты может быть любой - градусы (например, 48°), десятые доли градуса (48,2°), угловые минуты (48°14'), секунды (48°14'12"), доли секунд (48°14'12,3"). Широты близ экватора называют низкими широтами, с удалением от экватора и приближением к полюсу широты становятся все более высокими. Понятие «высокие широты» применяется как для Северного, так и для Южного полушарий. Меридиан – линия сечения поверхности земного шара, плоскостью, проходящей через оба полюса Может быть проведен через любую точку земного шара 1. Направление север-юг 2. От 0о до 180о 3. Длина 1 меридиана 20 тыс. км всегда, 1о по меридиану всегда равен 111, 1 км, к 4. Все точки одного меридиана имеют одинаковою долготу, долгота восточная долгота - в.д., западная долгота - з.д. В зарубежной литературе, а также в дореволюционной русской можно встретить латинские обозначения: N — северная широта, S— южная широта, О — восточная долгота, W — западная долгота. Так, координаты 40°N, 55°W означают 40° с. ш. и 55° з. д. 3-я координата Географическая долгота - это расстояние от данного места до начального меридиана, измеренное в градусах по параллели. Долгота может быть восточной и западной, от 0 до 180°. Точность определения долгот, как и широт, может быть любой. При движении могут быть направления: 1. Меридиональное 2. широтное 3. Субмеридиональное (латинская приставка sub- означает под-; в дальнейшем она ещё встретится нам неоднократно), близмеридиональное 4. Субширотное, близширотное Направление вдоль меридиана (с севера на юг или с юга на север), то есть, называется меридиональным направлением; Направление вдоль параллели, по одной и той же широте — широтным. Направления, не точно совпадающие с меридиональным или широтным, но близкие к ним, называются соответственно субмеридиональным, или близмеридиональным; субширотным, или близширотным. Задание 4.1. Существуют ли на Земле точки, со следующими координатами: А) 40ос.ш. 50о в. д. Б) 94ою.ш. 12ов.д. В) 34о ю.ш. 217ов.д. Г) 90о ю.ш. 0од Д) 0о ш. 0од Задание 4.2. Определите названия государств, где расположены точки с координатами А) 0о с.ш. 77 о з.д. Б) 8 о с.ш. 65 о з.д. В) 15 о с.ш 12 о в.д. Г) 45 о с.ш 0 о в.д. У) 38 о ю.ш 70 о з.д. Задание 4.3. Определить географические координаты пунктов А) столицы Австралии, Б) мыс Горн, В) вдп. Анхель Г) Панамский канал Д) город Калуга Задание 5. Прочитайте теоретический материал и выполните задания: Теоретический материал Масштаб карты – отношение, показывающие, во сколько раз уменьшены линейные размеры эллипсоида (или шара) при его изображении на плоскости
Виды масштабов: Численный масшта б представляет собой дробь с единицей в числителе, он показывает, во сколько раз длины на карте меньше соответствующих длин на местности. Численный масштаб: записываю в виде дроби, в числителе которого единица, а в знаменателе число, выражающее степень уменьшения горизонтальных проекций линий местности при изображении их на плане или топографической карте Например, 1/500, 1/10000, 1:1 000 000 Именованный масштаб указывает в виде подписи, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте (например, в 1 см - 1 км), где 1 км величина масштаба. Линейный масштаб дается на полях карты в виде линейки, разделенной на равные части (обычно сантиметры), с подписями, означающими соответствующие расстояния на местности. Он удобен для измерений по карте. Задание 5.1. Переведите численный масштаб в именованный: А) 1: 1000 Б) 1: 5 000 В) 1: 50000 Г) 1: 200000 Д) 1: 1000000 Е) 1: 27000000 Задание 5.2. Переведите именованный масштаб в численный: А) в 1 см – 20 м Б) в 1 см. 250 м В) в 1 см – 1000 м Г) в 1 см – 1 км Д) в 1 см – 5 км Е) в 1 см – 12,5 км Задание 5.3. Определите масштаб карты, если известно, что: А) 250 км на местности соответствуют 1 см на карте; Б) расстояние в 1 км на местности на карте составляет 10 см; В) расстояние на местности в 5 км, на карте равно 25 см Задание 5.4. Чему равно расстояние на местности, если на карте масштаба 1: 200000 оно составляет: А) 1 см Б) 2,5 см В) 12 см Задание 5.5. Определите расстояние между объектами: А) по физической карте России протяженность озера Байкал Б) по административной карте России расстояние от Москвы до г. Мурманск В) по физической карте мира протяженность Африки с севера на юг Г) по политической карте расстояние по прямой между столицей Индонезии и столицей государства Бангладеш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|