I. Организационно-методический раздел
Вопросы к экзамену
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” [2]. В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются, собственно, и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством. В настоящее время разработка научных основ подготовки спортивного резерва является одной из ключевых проблем спорта высших достижений. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами: - организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий;
- построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов; - недостаточен по качеству и оперативности контроль за психофизическим состоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и прекращению роста спортивных результатов. Вышеуказанные факторы, снижающие качество подготовки спортивного резерва и негативно влияющие на здоровье и результативность юных спортсменов, могут быть во многом преодолены за счёт применения современных компьютерных технологий [5]. Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить: - непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок; - оптимизацию объемов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий; - профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях; - поиск нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки; - формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения процессов развития спорта высших достижений; - создание инфраструктуры научно-технологического обеспечения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров и мобильных групп НТО. В настоящее время для специалистов, работающих в сфере физической культуры, спорта, туризма и физической реабилитации актуальность приобретают знания и умения по вопросам обучения и реабилитации, занимающихся и спортсменов от самых азов до высших ступеней мастерства, а также целостный процесс оздоровительной тренировки с лицами разного уровня подготовленности, возраста и состояния здоровья [14]. В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, воспроизводимость обучающего цикла. Педагогическая деятельность связана с постоянным творческим поиском новых средств и методов оптимизации процесса обучения. Особенно значимо данное обстоятельство в сфере физической культуры и спорта, т.к. область спортивной деятельности развивается очень динамично. Появляются все новые виды спорта, которые ранее не входили в Олимпийскую систему соревнований, новые оздоровительные технологии.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие [7,12]. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике физической культуры и спорта являются [5]: - разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений; - обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; - совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; - улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; - проектирование новых моделей образовательного процесса; - обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения; - обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся; - разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему [10]. При организации инновационной деятельности следует помнить, что:
1. в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта; 2. "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития; 3. инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии; 4. инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива; 5. инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности; 6. в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.
Продукт образования – человек образованный – неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении. И здесь физическая культура и физическое воспитание не исключение. Они также нуждаются в качественном обновлении. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности физической культуры, ее влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и молодежи. Физическое воспитание является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать как «воспитание через физическое, а не как часто воспринимаемое «воспитание физического» [4,5]. Это означает, что физическое воспитание нельзя ограничивать лишь его двигательным компонентом, влияющим на формирование физических качеств и оптимизацию физического состояния. Создавшиеся противоречия между пониманием необходимости формирования физической культуры личности и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределили критическую ситуацию, сложившуюся в современной системе физического воспитания.
Исследования показали, что восприятие традиционных учебных занятий по физическому воспитанию оценивается как «социальная обязанность», а не воспринимается как естественная потребность [5,9]. Однако известно, что любой человек избегает принуждения, сопротивляется ему. Принуждение к любому виду деятельности, в том числе и к «физкультурной», воспитывает нежелание следовать ни советам, ни требованиям педагога. Если игнорировать эту педагогическую аксиому, положительного эффекта в формировании культурной потребности добиться нельзя. Рассматривая физическую культуру как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей, подростков и молодежи, а также через освоение ими всего многообразия ценностей физической и спортивной культуры. Оценивая возможности физической культуры в общеобразовательной школе, необходимо учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством ее использования в собственно воспитательных целях, зависит не столько от специфических свойств, сколько от социальной направленности педагогической системы воспитания школьников во время обучения. С этих позиций возникает потребность в коренном обновлении физического воспитания в общеобразовательной школе, поиске и внедрении в практику более эффективных образовательных инновационных технологий. Начавшийся процесс модернизации системы образования требует опережающей разработки прогрессивных и методически оправданных концепций, педагогических технологий и овладения ими учителями и преподавателями физической культуры. Существенные изменения должны произойти и в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре, которые завтра будут проводниками нового знания в физкультурном образовании. Основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум создать жизнеспособную развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит добиться современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями, умениями и навыками педагога-новатора, педагога-ученого [14]. Существенной чертой высшего профессионального образования является органическое сочетание учебной и научно-исследовательской работы студентов, что создает благоприятные условия для подготовки специалиста, способного творчески решать сложные задачи в будущей профессиональной деятельности. Разработка данной проблемы создаст возможность в перспективе внести существенные коррективы как в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, так и в процесс физкультурного образования детей, подростков и молодежи. Литература
1. Бальсевич В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1995. 3. Левина М.С. Технологии профессионального педагогического образования, 2002. 4. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура.-2005. 5. Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. - Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия - С. 12-14. 6. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. - Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 - С. 49-54.
П. И. Пидкасистый определяет инновацию как один из возможных путей дальнейшего развития системы образования, способствующей ее модернизации. Под инновациями он понимает управляемые процессы создания, воспроизведения, оценки, освоения и применения педагогических новшеств К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности. К практическим инновациям относятся новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания. Управленческие нововведения Новшества в структуре, методах управления, ориентированы на замену элементов управления Совершенствование управления системой образования на федеральном и региональном уровнях Положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании Предоставление платных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство Проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и усовершенствования кадровой политики Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников Появление новых законов или внесение изменений в имеющиеся, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений Издание законов и постановлений, связанных с аттестацией учащихся, введением федеральных и региональных образовательных стандартов, аккредитацией образовательных учреждений, подготовкой и переподготовкой руководящих кадров 1 Технологические инновации Новые способы изготовления продуктов, новые технологии для производства Технические средства и оборудование, используемое в обучении Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pedagogicheskih-novshestvah-i-pedagogicheskih-innovatsiyah#ixzz4d0CKhF1q
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Программа курса по выбору Автор Магин В.А. Программа курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» направлена на овладение студентами специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и направления подготовки 032100 «Физическая культура» современными образовательными и оздоровительными технологиями в области физической культуры, а также направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, характеризующих качество подготовки кадров данной отрасли.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса Цель курса – формирование у студентов факультета физической культуры профессионального мышления, умений, навыков и компетенций, которые позволят использовать инновационные технологии физической культуры в будущей трудовой деятельности. Задачи курса ▪ Добиться прочного овладения студентами системой профессиональных знаний об инновационных технологиях физической культуры. ▪ Воспитание у студентов способности осмысливать информацию, относящуюся к инновационным технологиям физической культуры и определять эффективные пути ее использования в будущей профессиональной деятельности. ▪ Привитие студентам опыта творческой деятельности, умений анализировать и проектировать инновационную работу. ▪ Обеспечить применение студентами усвоенных технологий в практической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|