Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

Как правильно выполнять задание С9.

На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитываются следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и пояснение своей позиции;

3) уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений).

Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и К3 колеблется от одного до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Последовательность действий педагога по оцениванию

мини-сочинений (задание С9) [1]

Действия педагога (эксперта) по оценке задания С9 условно делятся на два этапа.

 

Название этапа Содержание работы педагога
Подготовительный   1) выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть, раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать; 2) смоделировать возможный ответ и сформулировать основные суждения и аргументы в обоснование своей позиции (т.е. поставить себя на место ученика и выполнить задание); 3) очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части.
Аналитический   4) обратить внимание на то, насколько понят и раскрыт смысл выбранного авторского высказывания; 5) выявить наличие или отсутствие собственной позиции, отношения ученика к авторскому суждению или поднятой автором социальной проблеме; 6) определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие; 7) оценить уровень аргументации (в его теоретической и конкретизирующей составляющих); 8) проверить соотнесенность аргументов и примеров с соответствующей областью социально – гуманитарного знания.

 

Основания для более высокого балла.

 

1.При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.

2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.

3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.

4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».

5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.

6.Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.

7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.

Основания для более низкого балла.

1.Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.

2.Содержится много «информационного шума» – положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.

Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

 

Памятки для ученика. Этапы работы над эссе. [2]

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  • С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  • имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  • ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);
  • можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  • владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
  • сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  • Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Выявите основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  • Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
  • Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  • Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
  • Убедительны ли они?

9. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

Аргументированное эссе [3]

Цели аргументированного эссе:

1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

Примерная структура эссе:

Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.


[1] Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом М.: ФИПИ, 2010, с. 31

[2] Использованы материал: Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007

[3] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейших времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...