Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации классному руководителю по нравственному воспитанию младших школьников




 

Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников, мы пришли к выводу, что начальной школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». (8, с. 27)

Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.» (24, c. 29)

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Для достижения этого:

1. Необходимо четко планировать мероприятия по нравственному воспитанию для того, чтобы правильно выстраивать эту работу по годам обучения, постепенно расширяя и усложняя понятия по нравственному воспитанию.

2. Нравственное воспитание необходимо осуществлять в системе.

3. Внеклассные занятия должны иметь практическую направленность, мало чтобы дети знали, необходимо знания подтвердить практикой, поступать в соответствии с ними.

4. Необходимо привлекать детей к подготовке и проведению внеклассных занятий, так как это способствует активному нравственному воспитанию.

5. Занятия по нравственному воспитанию, не лекционные, здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно - ролевых играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др.

6. При планировании мероприятий по нравственному воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, и интересы.

7. Необходимо конкретно определять цели, потому что это может повлиять на результат внеклассного занятия и на результат нравственного воспитания в целом.

8. Педагогу - организатору необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения внеклассных занятий.

9. Эффективность внеклассных занятий будет зависеть от предварительной подготовки, оформления, анализа.

10. Эта программа, считаю, будет наиболее эффективна для детей, имеющих достаточный запас нравственных представлений о хороших и плохих поступках, и умеющих вежливо обращаться к окружающим.

11. Провести систему внеклассных занятий по нравственному воспитанию, так как воспитание эффективно только в системе.

Введение в начальную школу регулярных внеклассных занятий по нравственной тематике существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс нравственных занятий создает условия для развития у детей познавательного интереса (например к чтению), формированию нравственных качеств, убеждений, понятий, нравственного сознания, учит строить отношения с окружающими, развивает культуру поведения, формирует нравственное поведение, учит видеть и понимать прекрасное и т.д.

 


Заключение

 

Исследовав нравственное воспитание как составную часть воспитания младших школьников, я подтвердила выдвинутую мною гипотезу, о том, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить, если в содержание работы классного руководителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания и учитель - классный руководитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

Прогресс воспитания в школе строится на основе принципа единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и внеучебная. В младшем школьном возрасте внеклассная деятельность оказывает большое влияние на развитие школьников, определяет появление многих новообразований. Причем, в ней развивается не только нравственная сфера личности, но и умственные способности.

Изучая и анализируя, психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, о том что необходима система занятий по нравственному воспитанию личности. Поэтому была разработана система внеклассных занятий по нравственному воспитанию в ходе педагогической практики и рекомендации классному руководителю по организации нравственного воспитания младших школьников.

Мне, кажется, что эта система будет эффективна, потому что: Во-первых, они будут развивать у детей интеллект, через решение проблемных ситуаций, написание мини - сочинений, исследование причин поступков и т.д.

Во-вторых, эти занятия вызовут у детей интерес, так как на них решаются занимательные задачи поискового и проблемного характера. В-третьих, регулярные занятия будут способствовать, воспитанию у детей нравственных: сознания, убеждений, качеств, чувств, привычек, то есть выработке нравственного поведения. В-четвертых, на подобных занятиях, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

Для успешного воспитания младших школьников, я рекомендую:

. Необходимо четко планировать мероприятия по нравственному воспитанию для того, чтобы правильно выстраивать эту работу по годам обучения, постепенно расширяя и усложняя понятия по нравственному воспитанию.

. Нравственное воспитание необходимо осуществлять в системе.

. Внеклассные занятия должны иметь практическую направленность, мало чтобы дети знали, необходимо знания подтвердить практикой, поступать в соответствии с ними.

. Необходимо привлекать детей к подготовке и проведению внеклассных занятий, так как это способствует активному нравственному воспитанию.

. Занятия по нравственному воспитанию, не лекционные, здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевых играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др.

б. При планировании мероприятий по нравственному воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, и интересы.

. Необходимо конкретно определять цели, потому что это может повлиять на результат внеклассного занятия и на результат нравственного воспитания в целом.

. Педагогу - организатору необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения внеклассных занятий.

. Эффективность внеклассных занятий будет зависеть от предварительной подготовки, оформления, анализа.

. Эта программа, считаю, будет наиболее эффективна для детей, имеющих достаточный запас нравственных представлений о хороших и плохих поступках, и умеющих вежливо обращаться к окружающим.

. Провести систему внеклассных занятий по нравственному воспитанию, гак как воспитание эффективно только в системе.

Введение в начальную школу регулярных внеклассных занятий по нравственной тематике существенно гуманизирует начальное образование.

Такой систематический курс нравственных занятий создает условия для развития у детей познавательного интереса (например к чтению), формированию нравственных качеств, убеждений, понятий, нравственного сознания, учит строить отношения с окружающими, развивает культуру поведения, формирует нравственное поведение, учит видеть и понимать прекрасное и т.д.

Итак, чтобы добиться успеха в воспитании младших школьников, необходимо своевременно и систематично начать формировать нравственность.

 


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.

.  Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996;

.  Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т. 4.

.  Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;

.  Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992 г.

.   Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.

.   Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997 г.

.   Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г.

.   Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988 г.

.   Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.

12. Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика, 1997, №5;

.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. - 1992. - 13. №1.

15. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982;

.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005.

17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006.

.   Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г.

.   Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 2005, т. 11.

.   Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.

.   Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9-10.

.   Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика, 1998, №7;

.   Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

.   Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;

.   Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

.   Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.

.   Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.2000.

.   Краткий словарь по философии. - М.:1992.

.   Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988;

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

.   Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975;

.   Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2006.

.   Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.

.   Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с

.   Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985 г.

.   Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 2001.

.   Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;

.   Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000;

.   Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. №4.

.   Ницше. Сочинение в 2-х томах - М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.

.   Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И. - Калуга, 1997;

.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 2002.

.   Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.

.   Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999.

.   Педагогика/ Под ред. Э.Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 1992;

.   Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1998;

.   Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

.   Попов Л.А. Этика. - М., 1998 г.

.   Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1997;

.   Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

.   Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000;

.   Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

.   Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;

.   Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976;

.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002;

.   Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - №3.

.   Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980 г.

.   Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. №1.

.   Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

.   Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983;

.   Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991;

.   Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.

.   Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.

.   Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.

.   Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. №3.

.   Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;

.   Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...