Рекомендации классному руководителю по нравственному воспитанию младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников, мы пришли к выводу, что начальной школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». (8, с. 27) Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.» (24, c. 29) Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Для достижения этого: 1. Необходимо четко планировать мероприятия по нравственному воспитанию для того, чтобы правильно выстраивать эту работу по годам обучения, постепенно расширяя и усложняя понятия по нравственному воспитанию.
2. Нравственное воспитание необходимо осуществлять в системе. 3. Внеклассные занятия должны иметь практическую направленность, мало чтобы дети знали, необходимо знания подтвердить практикой, поступать в соответствии с ними. 4. Необходимо привлекать детей к подготовке и проведению внеклассных занятий, так как это способствует активному нравственному воспитанию. 5. Занятия по нравственному воспитанию, не лекционные, здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно - ролевых играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. 6. При планировании мероприятий по нравственному воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, и интересы. 7. Необходимо конкретно определять цели, потому что это может повлиять на результат внеклассного занятия и на результат нравственного воспитания в целом. 8. Педагогу - организатору необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения внеклассных занятий. 9. Эффективность внеклассных занятий будет зависеть от предварительной подготовки, оформления, анализа. 10. Эта программа, считаю, будет наиболее эффективна для детей, имеющих достаточный запас нравственных представлений о хороших и плохих поступках, и умеющих вежливо обращаться к окружающим. 11. Провести систему внеклассных занятий по нравственному воспитанию, так как воспитание эффективно только в системе. Введение в начальную школу регулярных внеклассных занятий по нравственной тематике существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс нравственных занятий создает условия для развития у детей познавательного интереса (например к чтению), формированию нравственных качеств, убеждений, понятий, нравственного сознания, учит строить отношения с окружающими, развивает культуру поведения, формирует нравственное поведение, учит видеть и понимать прекрасное и т.д.
Заключение
Исследовав нравственное воспитание как составную часть воспитания младших школьников, я подтвердила выдвинутую мною гипотезу, о том, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить, если в содержание работы классного руководителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания и учитель - классный руководитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности. Прогресс воспитания в школе строится на основе принципа единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и внеучебная. В младшем школьном возрасте внеклассная деятельность оказывает большое влияние на развитие школьников, определяет появление многих новообразований. Причем, в ней развивается не только нравственная сфера личности, но и умственные способности. Изучая и анализируя, психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, о том что необходима система занятий по нравственному воспитанию личности. Поэтому была разработана система внеклассных занятий по нравственному воспитанию в ходе педагогической практики и рекомендации классному руководителю по организации нравственного воспитания младших школьников. Мне, кажется, что эта система будет эффективна, потому что: Во-первых, они будут развивать у детей интеллект, через решение проблемных ситуаций, написание мини - сочинений, исследование причин поступков и т.д. Во-вторых, эти занятия вызовут у детей интерес, так как на них решаются занимательные задачи поискового и проблемного характера. В-третьих, регулярные занятия будут способствовать, воспитанию у детей нравственных: сознания, убеждений, качеств, чувств, привычек, то есть выработке нравственного поведения. В-четвертых, на подобных занятиях, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.
Для успешного воспитания младших школьников, я рекомендую: . Необходимо четко планировать мероприятия по нравственному воспитанию для того, чтобы правильно выстраивать эту работу по годам обучения, постепенно расширяя и усложняя понятия по нравственному воспитанию. . Нравственное воспитание необходимо осуществлять в системе. . Внеклассные занятия должны иметь практическую направленность, мало чтобы дети знали, необходимо знания подтвердить практикой, поступать в соответствии с ними. . Необходимо привлекать детей к подготовке и проведению внеклассных занятий, так как это способствует активному нравственному воспитанию. . Занятия по нравственному воспитанию, не лекционные, здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевых играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. б. При планировании мероприятий по нравственному воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, и интересы. . Необходимо конкретно определять цели, потому что это может повлиять на результат внеклассного занятия и на результат нравственного воспитания в целом. . Педагогу - организатору необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения внеклассных занятий. . Эффективность внеклассных занятий будет зависеть от предварительной подготовки, оформления, анализа. . Эта программа, считаю, будет наиболее эффективна для детей, имеющих достаточный запас нравственных представлений о хороших и плохих поступках, и умеющих вежливо обращаться к окружающим. . Провести систему внеклассных занятий по нравственному воспитанию, гак как воспитание эффективно только в системе.
Введение в начальную школу регулярных внеклассных занятий по нравственной тематике существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс нравственных занятий создает условия для развития у детей познавательного интереса (например к чтению), формированию нравственных качеств, убеждений, понятий, нравственного сознания, учит строить отношения с окружающими, развивает культуру поведения, формирует нравственное поведение, учит видеть и понимать прекрасное и т.д. Итак, чтобы добиться успеха в воспитании младших школьников, необходимо своевременно и систематично начать формировать нравственность.
Список литературы 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004. . Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996; . Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т. 4. . Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.; . Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992 г. . Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988. . Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997 г. . Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г. . Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988 г. . Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989. 12. Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика, 1997, №5; . Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000. 14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. - 1992. - 13. №1. 15. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982; . Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. 17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006. . Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004 г. . Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 2005, т. 11. . Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004. . Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9-10. . Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика, 1998, №7; . Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989. . Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998; . Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002. . Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.2000. . Краткий словарь по философии. - М.:1992. . Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988; . Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004. . Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975; . Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2006. . Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV. . Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с . Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985 г. . Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 2001. . Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000; . Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000; . Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. №4. . Ницше. Сочинение в 2-х томах - М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998. . Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И. - Калуга, 1997; . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М: 2002. . Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001. . Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999. . Педагогика/ Под ред. Э.Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 1992; . Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1998; . Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996. . Попов Л.А. Этика. - М., 1998 г. . Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1997; . Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6. . Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000; . Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. . Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996; . Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976; . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002; . Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - №3. . Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980 г. . Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. №1. . Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6; . Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983; . Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991; . Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983. . Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. . Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951. . Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. №3. . Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996; . Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|